Опубликовано: 28 июля 2014 12:05

Древнерусские градостроители. Русские русалии

https://www.facebook.com/profile.php?id=100007996694478

Существует большое количество археологических находок, которые традиционно датируются 11-13 веками. Судя по уцелевшим в кладах находкам, большого мастерства достигли древнерусские мастера в изготовлении различ­ных браслетов. Верхом совершенства представляются двустворчатые браслеты- наручи, покрытые тончайшей гравировкой, позолотой и чернью. Древнерусские ювелиры научились делать такие браслеты по византийским образцам, почти полностью пов­торив их устройство, но притом создав совершенно оригинальные произведения. На браслетах изображены фан­тастические существа, птицы, плясуньи, гусляры, нередко заключённые в арочки из сложного плетёного или раститель­ного орнамента. Широкие браслеты — наручи являют собой яркую иллюстрацию живучести на Руси языческих традиций, гонимых, но тщательно оберегаемых в народе и нашед­ших своё воплощение в прикладном искусстве. Не случайно столь часто на браслетах гравировались троичные крины - древний символ жизни и Живоначальной Троицы. Помимо изящных и тонких по манере исполнения столичных нару­чей уцелели и двустворчатые браслеты, явно сделанные в мелких провинциальных мастерских, где тоже работали по золоту и серебру. Подобные изделия представлены брас­летами с изображением птиц (клады Любеча, Черниговс­кая область, и Романова, Могилёвская область). Птицы на них неказистые, с приземистыми фигурами, явно выпол­нены неумелой рукой.В распоряжении науки существует неоценимый материал о русских русалиях. Это - вещи, предназначенные для русалий и несущие на себе как изображения тонко разработанной русальской символики, так и самих русалий, с их плясками, музыкой и даже жертвоприношениями языческим божествам. Речь идет о широких серебряных двустворчатых браслетах-наручах, многократно находимых в богатых кладах XII - XIII вв. Они сосуществуют в кладах с золотыми вещами, одновременны им, но резко отличаются тем, что им нет золотых соответствий и тем, что в отличие от всей золотой "утвари", постепенно переходящей от языческих сюжетов к христианским, на двустворчатых браслетах никогда не изображалось ничего христианского, хотя они дожили до той же крайней даты, определяющей хронологический рубеж кладов - до 1237-1241 г

Примером такого браслета с вилами-русалками в виде сиринов (но без нимбов) может служить наруч из Киева (клад 1889 г. на ус. Раковского).Створки наруча разделены на два яруса; верхний оформлен шестью арочками. На одной створке в средней арке условный знак растительности и две вилы в боковых. На другой створке тоже две вилы рядом, а знак растительности уже превратился в знак плодовитости с отягощенными ветвями. Этим показана динамика вегетативной силы. В нижнем ярусе первой створки два клейма тоже с показом динамики: на левом - узлы корней, а на правом, кроме корней, даны и ростки. На другой створке - знак воды и неясный по своему смыслу знак из двух крестов. На календаре IV в. такой знак означал июнь месяц, разгар солнца.Данный наруч является редким образцом потаенного изображения русалий: русалки есть, аграрная, карпогоническая символика есть, но ничего непристойного с позиций духовенства нет. Корням придано отдаленное сходство с семарглами. Но ведь отдаленное...Выше уже отмечалось наличие почти во всех кладах двух разных наборов украшений: золотой гарнитур предназначался для торжественных официальных выходов, которые прежде всего предусматривали появление княгини или боярыни на пиру или в соборе, на обозримых снизу церковных хорах. Языческие заклинательные элементы декора были расчетливо замаскированы: русалки-сирины, ростки-крины, русалочьи рога - непонятный на первый взгляд декоративный элемент, древо жизни, птицы, ветки хмеля, похожие на виноградную лозу, - все это не должно было возбуждать подозрений у народа, которому княгиня показывалась в блеске золота и в многоцветье обрамленной жемчугом сверкающей финифти.Серебряный убор в меньшей степени был рассчитан на всенародное рассмотрение, и поэтому здесь господствовали грифоны-дивы, семарглы, ящеры (на поясах и браслетах) и целый мир откровенно языческих сцен на двустворчатых наручах, безусловно, не предназначенных для показа их в церковной обстановке.Разгадка отсутствия христианских изображений на серебряных двустворчатых браслетах и вызывающего обилия языческих сюжетов на них заключается в их функциональном назначении: широкие двустворчатые, на шарнирах, наручи предназначались для застегивания на запястьях обшлагов длинных рукавов ритуальной одежды. Источник: Древнерусские украшения

Надежда Юсупова Женский наряд имел длинные рукава в то время и обычно рукава подтягивали вверх и фиксировали на запястьях широкими браслетами-наручами с застежками на шарнирах. Во время обрядовых танцев наручи снимали и рукава распускали до земли как крылья. Наручи имеют изображения священных птиц и зверей, гусляров, пляшущих женщин и мужчин, символы воды, солнца, леса растений и плетёные орнаменты. Серебряные наручи были найдены в Киеве, Твери, Старой Рязани, Галиции, Серенске, Демидове, Терехове, Торжке и др. . «Великолепные русальские наручи с языческими изображениями из кладов XII—XIII веков , подтверждают, как широко были распространены языческие обряды и праздники, священные трансовые танцы русалки на Купалу. Такой танец с распущенными рукавами, например, есть в сказке "О Царевне-Лягушке и Иване-Царевиче". «Уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась — всем на диво! Махнула правой рукой — стали леса и воды, махнула левой — стали летать разны птицы. Все изумились. Отплясала — ничего не стало…» Характерно, что на наручах из найденных археологами кладов на правом наруче часто изображены символы леса и воды, а на левом — священные птицы.

К. Е. Маковский, «Русалки», 1879

Русалии, русальные дни — праздник в память умерших у древних славян, поминальные дни, поминальный обряд.

Первое упоминание о русалиях содержится в Лаврентьевской летописи (под 1068 г.). В ней осуждается языческий обычай призывать «дьявола» для предотвращения засухи: «Дьявол льстить, превабляя ни от Бога трубами и скоморохы, гусльми и русальи». В более поздних памятниках Русалии характеризуются как «бесовские игрища» и «потехи с плясанием», песнями, с ряжением в маски животных и т. п.

Праздник Русалий, будучи чисто языческим по содержанию, носит христианское название, или, по крайней мере, отпечаток греко-римского влияния. Праздник Русалий отмечался не только восточными славянами, но и южными — в Сербии и Болгарии, и само название Русалии появилось именно на Балканах. Считается, что словоРусалия (ст.-слав. рсали, др.-серб. и др.-рус. русаліа, болг. русалия, сербохорв. русаље) образовано путём заимствования из лат. roslia — «Розалии, праздник роз» — языческого праздника древних римлян, обряда поминовения предков. Слово русалка произошло от названия праздника. В то же время Т. Д. Златковская ставит под сомнение возможность заимствования древнеримской обрядности восточными славянами.

На Семик или в Троицын день (в иных местах с Вознесенья) русалки выходят из воды и пребывают на земле. Считалось, что на Семик, то есть в мае-июне, когда становится тепло, русалки появляются на берегах рек и озёр, в лесах и рощах и качаются на ветвях деревьев 

культура искусство искусство Русалии Наручи
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА