Шишкин Иван Иванович (1832—1898). На севере диком, 1891
.
СОСНА
.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растёт.
.
Генрих Гейне
Вольный перевод Лермонтова М.Ю.
.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Сосна" художник И.И. Шишкин выбрал не случайно для иллюстрации собрания сочинений, которое готовилось к выпуску в свет и приурочивалось к 50-летию со дня гибели поэта.
.
У Шишкина в то время было похожее состояние одиночества. Он потерял жену, дочь переехала к мужу в Финляндию, в усадьбу Мери-Хови, затерявшуюся среди леденящих холодом безжизненных скал на берегу финского залива.
Душа полна обиды на судьбу, унесшую брата, сыновей жену… Неуютно дома, словно певчей птичке, угодившей в западню.
А тут… «На севере диком…» - полнолуние, дерево, словно в ризе священника и одиночество… Зимой 1890 - 1891 г. художник часто бывал у дочери, чтобы посмотреть пейзаж со снежными сугробами. Здесь же на мызе Шишкин пишет «Морозный день» и несколько других зимних этюдов.
.
Лермонтов гениально перевел стихотворение Гейне «Сосна» буквально за несколько часов до своего отъезда на Кавказ в 1841 г. У Гейне неразделенной любви героя сочувствует природа. У Лермонтова образ одиночества намного эмоциональнее и проникновеннее.
.
Картина Шишкина точно доносит до нас те же чувства, но посредством живописи. На скале, среди снежных просторов и темноты, возвышается сосна. Несмотря на сильные холода, пронизывающие ветра и снежные бури дерево растет там, где, кажется, жизнь невозможна. Вопреки всем ураганам, сосна не сгибается под ударами стихии и верится, что ничто не сможет ее свалить или обломать.
.
Сосна возвышается на неприступном утесе, подверженным всем ветрам, гордо и достойно. Это сильное дерево и тяжесть снега, смогла согнуть до самой земли лишь его нижние ветви. Снежный покров, укутавший сосну, похож на богато украшенную ризу священника, освещенную призрачным мистическим лунным светом.
.
Хотя самого ночного светила и нет на картине, но именно его свет падает на дерево и создает яркое освещение у его подножия. Вглядевшись, мы можем точно отметить, что на картине изображено полнолуние, иначе не было бы такого контраста между снегом и тенью от дерева. Лунный свет озаряет глубокое ущелье, темные дали, плывущие изумрудно-белесые облака, серебрит снег.
.
Живописец смог изобразить не просто белый снежный покров, а многочисленные его оттенки, в зависимости от освещения. А на верхушке дерева комья снега напоминают облака, плывущие немного выше, и возникает ощущение, что они ведут неспешную тихую беседу. Однако явственно ощущается безмолвие. И в этом безмолвии сосна грезит о далекой родственной душе.
.
У Шишкина немного зимних пейзажей и «На севере диком» - тем не менее это яркий и творческий образец отношения художника к северному краю, таящим свои не тронутые кистью мастера суровые красоты от всеобщего обозрения. На картине темень выглядит тяжелее света, сгущаясь, она оседает в глубокую пропасть между скалами. Лишь красавица сосна, в сверкающем кружевном наряде наяву грезит о радостном мире, но где возможно, кто-то также одинок, как и она.
.
Жизнь продолжается, и жить надо, даря окружающим свет и надежду. Вот она сосна совсем одинока, но красотой величава, могуча и верит, что дикая и холодная природа севера не в силах сломить ее.
.
Материал взят из разных источников Интернета