Опубликовано: 24 декабря 2015 13:50

О доме Юсуповых (по предложению Людмилы).

Хочется написать о том, что он – живой. Он дышит. И, с помощью людей, сейчас присутствующих в нём, постепенно, очищается от грехов хозяев…

О роде Юсуповых я писать не буду. О них написано, пишется и будет писаться много. И это хорошо, потому что актуально.

Я буду упоминать о них  по ходу рассказа о доме.

У этого дома был и доюсуповский период. Юсуповы же приобрели его в 1830 году. Но, за этот, по историческим меркам, маленький период, жизнь дома развивалась наиболее интересно.

О нём пишут разное: что Юсуповым деньги деть было некуда, ведь побогаче царской семьи были; что безвкусно помпезный…

Я видела много разных домов. Среди них, действительно, есть и такие, помпезные…

Этот не такой.  Он создан для того, чтобы в нём жить – в красоте и гармонии. Он чувствовал на себе любовь пяти поколений людей, которые считали его своим основным пристанищем (есть ещё  57 других домов).

Конечно, на нём отразились судьбы его обитателей. Поэтому, он бывает разным: то лёгким, летящим…застывшая в формах музыка; то нагнетающим тревогу…

Но…он не виноват…

Тем, кто приедет в Питер, советую не посещать этот дом одним из первых. Лучше оставить на «десерт». Он затмевает многие пункты туристических маршрутов.

Первым архитектором, основательно поработавшим над домом, был Жан-Батист Валлен Деламот.

Юсуповы же начали с коренной  перестройки, которая была поручена видному классицисту, «ректору архитектуры» Академии Художеств Андрею Алексеевичу Михайлову. Он значительно расширил общую площадь здания.

В период с 1840 по 1860 гг. во дворце работали архитекторы Бернар Симон и Ипполит Монигетти. 

В начале 1890-х гг. старинному дому на Мойке снова потребовалась модернизация. Юсуповы приглашают архитектора Александра Степанова. Он блестяще решил задачу технического переоборудования здания, которое было электрифицировано, оснащено водяным отоплением, водопроводом и канализацией.

В начале XX века архитектор А.Белобородов занимался обновлением апартаментов первого этажа для Феликса Юсупова и его жены Ирины. Будучи студентом Академии художеств, он собрал творческую группу молодых художников: С.Чехонин, В.Конашевич, Н.Тырса.

Декретом от 1919 года за подписью Г. Зиновьева и А. Луначарского дворец был национализирован. Комиссия по делам музеев Комиссариата просвещения приняла решение сохранить Юсуповский дворец, превратив его в художественно-исторический памятник. 20 сентября 1919 года Юсуповская галерея, в которой были представлены произведения искусства из фамильной коллекции, открылась для посетителей. В 1924 году начались экскурсии в исторические комнаты, связанные с убийством Григория Распутина. 

К сожалению, период, когда художественные сокровища Юсуповых были доступны для обозрения в стенах «родного» для них дома оказался очень кратким. В 1925 году музей «дворянского быта» в Юсуповском, также как и в ряде других особняков города, был закрыт. Началась его ликвидация, то есть вывоз наиболее ценных произведений искусства и предметов убранства.

Но, Юсуповскому повезло больше, чем многим другим подобным домам. Он был отдан интеллигенции. В нём разместился Дом культуры работников просвещения.

Благодаря этому, многое сохранилось.

В начале блокады здесь располагался эвакогоспиталь. Бомбежки и артобстрелы причинили зданию значительные повреждения. В первый послевоенный год началась масштабная реставрация пострадавших в блокаду залов.

В 1960 году Юсуповский дворец получил статус памятника истории и культуры федерального значения.

А внешне и не скажешь, что дом так хорош. Как, иногда, человек: внешне – ничего особенного. А как начнёт говорить – и замираешь от восхищения…

Ну, наконец, войдём же внутрь…

В названии стилей оформления залов много приставок – нео -: русский ампир, неоклассицизм, неорококо, неоренессанс и др.

Но, прежде всего, хочется упомянуть о парадной лестнице.

В её создании участвовали Андрей Михайлов и, позже, переустройством занимался Ипполит Монигетти.

Лестницу из каррарского мрамора, выполненную с барочной пышностью, украшают и охраняют два сфинкса и статуи, символизирующие континенты и говорящие о гостеприимстве хозяев.

Во время подготовки к балам, люстры опускались вниз. Запальной нитью зажигались одновременно все свечи. Представляете, как это было красиво?

Следующий за лестницей зал, открывающий апартаменты княгини, располагавшейся на втором этаже – Гобеленовая гостиная.

Гобеленовая гостиная была оформлена швейцарским архитектором Бернаром Симоном в 1840-е годы.

Стиль эклектика с использованием мотивов французского ренессанса. Убранство Гобеленовой гостиной создавалось как «обрамление» для трех фламандских шпалер и французского гобелена, подаренных князю Наполеоном I. Подлинные шпалеры были переданы в Эрмитаж, и в настоящее время в подлинных резных обрамлениях XIX века можно увидеть их копии.

Парадная спальная комната.

Спальня княгини создавалась в три этапа. В 1830-е годы здесь работал Андрей Михайлов, в 1858-1860 – Ипполит Монигетти, а в 1890е – Александр Степанов.

На самом деле, для сна эта комната не предназначалась. Она была одной из разновидностей гостиных.

Продолжение следует...

культура искусство искусство История, память, культура
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА