Хочется написать о том, что он – живой. Он дышит. И, с помощью людей, сейчас присутствующих в нём, постепенно, очищается от грехов хозяев…
О роде Юсуповых я писать не буду. О них написано, пишется и будет писаться много. И это хорошо, потому что актуально.
Я буду упоминать о них по ходу рассказа о доме.
У этого дома был и доюсуповский период. Юсуповы же приобрели его в 1830 году. Но, за этот, по историческим меркам, маленький период, жизнь дома развивалась наиболее интересно.
О нём пишут разное: что Юсуповым деньги деть было некуда, ведь побогаче царской семьи были; что безвкусно помпезный…
Я видела много разных домов. Среди них, действительно, есть и такие, помпезные…
Этот не такой. Он создан для того, чтобы в нём жить – в красоте и гармонии. Он чувствовал на себе любовь пяти поколений людей, которые считали его своим основным пристанищем (есть ещё 57 других домов).
Конечно, на нём отразились судьбы его обитателей. Поэтому, он бывает разным: то лёгким, летящим…застывшая в формах музыка; то нагнетающим тревогу…
Но…он не виноват…
Тем, кто приедет в Питер, советую не посещать этот дом одним из первых. Лучше оставить на «десерт». Он затмевает многие пункты туристических маршрутов.
Первым архитектором, основательно поработавшим над домом, был Жан-Батист Валлен Деламот.
Юсуповы же начали с коренной перестройки, которая была поручена видному классицисту, «ректору архитектуры» Академии Художеств Андрею Алексеевичу Михайлову. Он значительно расширил общую площадь здания.
В период с 1840 по 1860 гг. во дворце работали архитекторы Бернар Симон и Ипполит Монигетти.
В начале 1890-х гг. старинному дому на Мойке снова потребовалась модернизация. Юсуповы приглашают архитектора Александра Степанова. Он блестяще решил задачу технического переоборудования здания, которое было электрифицировано, оснащено водяным отоплением, водопроводом и канализацией.
В начале XX века архитектор А.Белобородов занимался обновлением апартаментов первого этажа для Феликса Юсупова и его жены Ирины. Будучи студентом Академии художеств, он собрал творческую группу молодых художников: С.Чехонин, В.Конашевич, Н.Тырса.
Декретом от 1919 года за подписью Г. Зиновьева и А. Луначарского дворец был национализирован. Комиссия по делам музеев Комиссариата просвещения приняла решение сохранить Юсуповский дворец, превратив его в художественно-исторический памятник. 20 сентября 1919 года Юсуповская галерея, в которой были представлены произведения искусства из фамильной коллекции, открылась для посетителей. В 1924 году начались экскурсии в исторические комнаты, связанные с убийством Григория Распутина.
К сожалению, период, когда художественные сокровища Юсуповых были доступны для обозрения в стенах «родного» для них дома оказался очень кратким. В 1925 году музей «дворянского быта» в Юсуповском, также как и в ряде других особняков города, был закрыт. Началась его ликвидация, то есть вывоз наиболее ценных произведений искусства и предметов убранства.
Но, Юсуповскому повезло больше, чем многим другим подобным домам. Он был отдан интеллигенции. В нём разместился Дом культуры работников просвещения.
Благодаря этому, многое сохранилось.
В начале блокады здесь располагался эвакогоспиталь. Бомбежки и артобстрелы причинили зданию значительные повреждения. В первый послевоенный год началась масштабная реставрация пострадавших в блокаду залов.
В 1960 году Юсуповский дворец получил статус памятника истории и культуры федерального значения.
А внешне и не скажешь, что дом так хорош. Как, иногда, человек: внешне – ничего особенного. А как начнёт говорить – и замираешь от восхищения…
Ну, наконец, войдём же внутрь…
В названии стилей оформления залов много приставок – нео -: русский ампир, неоклассицизм, неорококо, неоренессанс и др.
Но, прежде всего, хочется упомянуть о парадной лестнице.
В её создании участвовали Андрей Михайлов и, позже, переустройством занимался Ипполит Монигетти.
Лестницу из каррарского мрамора, выполненную с барочной пышностью, украшают и охраняют два сфинкса и статуи, символизирующие континенты и говорящие о гостеприимстве хозяев.
Во время подготовки к балам, люстры опускались вниз. Запальной нитью зажигались одновременно все свечи. Представляете, как это было красиво?
Следующий за лестницей зал, открывающий апартаменты княгини, располагавшейся на втором этаже – Гобеленовая гостиная.
Гобеленовая гостиная была оформлена швейцарским архитектором Бернаром Симоном в 1840-е годы.
Стиль эклектика с использованием мотивов французского ренессанса. Убранство Гобеленовой гостиной создавалось как «обрамление» для трех фламандских шпалер и французского гобелена, подаренных князю Наполеоном I. Подлинные шпалеры были переданы в Эрмитаж, и в настоящее время в подлинных резных обрамлениях XIX века можно увидеть их копии.
Парадная спальная комната.
Спальня княгини создавалась в три этапа. В 1830-е годы здесь работал Андрей Михайлов, в 1858-1860 – Ипполит Монигетти, а в 1890е – Александр Степанов.
На самом деле, для сна эта комната не предназначалась. Она была одной из разновидностей гостиных.
Продолжение следует...