Опубликовано: 25 сентября 16:45

Выставка Александры Паперно «Любовь к себе среди руин»

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Smart Art и Альфа-Банк представляют персональную выставку московской художницы Александры Паперно «Любовь к себе среди руин». Экспозиция откроется во флигеле «Руина» – бывшем здании конюшен при усадьбе Талызиных на Воздвиженке, пришедшем к концу XX века в упадок и превратившемся в настоящую руину, которая была тщательно отреставрирована с консервацией всех сохранившихся конструктивных и декоративных элементов, и с 2017 года работает как выставочное пространство Музея архитектуры.  Это уже четвертый проект, организованный Smart Art (в лице Анастасии Карнеевой и Екатерины Винокуровой) и направленный на поддержку молодых российских художников, два из них проходят при поддержке Альфа-Банка.

«Руина» стала для Паперно отправной точкой в подготовке проекта и центральным сюжетом, вокруг которого развивается вся выставка. Руина – это не только про исчезающее или исчезнувшее место, это еще и важнейший образ для культуры Нового времени. Она стала символом концентрированного прошлого, меланхолии и тоски по «золотому веку», выражала и культивировала эстетику медленного распада, стала едва ли не главным фоном для европейских живописцев XVIII - XIX столетий. К XX веку очарование руиной и руиной-как-идеей никуда не исчезло, только сам образ и специфическое «руинированное» состояние распространялось не столько на архитектуру, сколько на большие идеологические и политические проекты, и шире на культуру, которая многократно распадалась и пересобиралась вновь.

Паперно как раз и работает с этим культурным контекстом, с ситуациями, когда культура и цивилизация становятся вдруг условным набором странных правил, кодов, смысл которых давно потерян. Она отыскивает эти моменты обрыва связей и со всей нежностью и иронией представляет их, работая с разными художественными средствами.

Так, например, графическая серия на первом этаже представляет собой изображения большинства так называемых «отмененных созвездий». В 1922 году Международный астрономический союз утвердил современный список из 88 созвездий; было решено, что список станет окончательным и новых созвездий добавляться не будет. Число 88 не имеет никакого культурного или научного значения – оно случайное. Созвездия, не признанные Международным астрономическим союзом, были отменены, в их списке насчитывает более 50 имен. Или то, что видится идеальной абстрактной живописью, в которую мы привыкли всматриваться, наслаждаться цветом и динамикой, на самом деле - умноженные троекратно серые светила (триптих «Серое солнце»).

На третьем этаже музея – серия работ на тему одной из самых стабильных опор цивилизации – образования, и в частности художественного, которое давно превратилось в набор повторяющихся ритуалов, «постановок»: в серии фотографических натюрмортов Паперно выставляет идеальные композиции для урока в художественной школе, а на самом деле кажется, что это черепки, сухой остаток большой культуры.

Центральным элементом всей выставки станет сломанная колонна – скульптурный объект, пронизывающий три этажа «Руины» и представляющий собой ломающуюся колонну. Идея работы возникла из реальной истории, случившейся с французским художником Гюставом Курбе, когда он, будучи комиссаром по культуре Парижской коммуны, руководил сносом Вандомской колонны. Колонна Паперно – это ироничный знак, абсолютный перевертыш по отношению к руине, которая распространяется горизонтально, расползается, углубляется и врастает в поверхность. Здесь же белая колонна устанавливает вертикальную ось как будто игрушечного распада, при этом колонна – кстати, как и руина – один из самых устойчивых символов европейской культуры, вступает в странные отношения с «Руиной», стягивая отдельные группы работ, заставляя само пространство как будто встряхнуться и освободиться от груза смыслов, собственной истории и «нажитых» культурных контекстов.

Генеральным партнером выставки выступает Альфа-Банк, который на протяжении многих лет активно содействует развитию и продвижению современного искусства как в России, так и за рубежом. «Выставка Александры Паперно продолжает традицию поддержки культуры и искусства, которая существует с самого основания Альфа-Банка. Принимая участие в таких проектах, мы помогаем перспективным российским художникам воплотить свои идеи и обрести широкое признание», — отмечает Член Правления Альфа-Банка Максим Першин. Ранее в 2017 году при поддержке банка в Москве состоялась дебютная выставка Дарьи Иринчеевой «Пустое знание».

Официальное открытие выставки проходит при поддержке компании Simple, отвечающей за атмосферу и настроение вечера.

Куратор выставки: Екатерина Иноземцева.

О художнике:

Александра Паперно родилась в 1978 году в Москве. В 2000 году окончила в Нью-Йорке университет Cooper Union for the Advancement of Science and Art, где училась у Дори Эштон, Роберта Брир и Ханса Хааке. Первая персональная выставка состоялась в 2004 году в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ, Москва). Среди ее последних персональных выставок: «Отменённые созвездия» (Galerie Volker Diehl, Берлин, 2018), «Об устройстве сна шестой пятилетки» (Центр современной культуры «Смена», Казань, 2015). Участница многочисленных групповых выставок, в том числе: Пражской биеннале современного искусства (2005), «Dreaming Russia» (Музей Альбертина, Вена, 2013), 5-ой Московской биеннале современного искусства «Больше света» (2013), «Молоко без бутылки» (Приволжский филиал Государственного центра современного искусства, Нижний Новгород, 2014), «Кинотеатр повторного фильма» (кинотеатр «Круговая кинопанорама», ВДНХ, Москва, 2015), «Обсерватория» (Специальная астрофизическая обсерватория РАН, Нижний Архыз, 2016), 4-ой Уральской индустриальной биеннале «Новая грамотность» (2017), «Первой Триеннале российского современного искусства» (Музей современного искусства «Гараж», Москва, 2017), «Moenlight Sonata» (Kunsthal 44Møen, Мён, 2018), «Генеральная репетиция» (Московский музей современного искусства, 2018), «Передумали? Ничего страшного!» (Музей MAMbo, Болонья, 2018). Живет и работает в Москве.

Организаторы:

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева был учрежден 1 января 1934 года, одновременно с учреждением Академии архитектуры СССР. Коллекция музея насчитывает более 1 миллиона единиц хранения: это и архитектурная графика, в том числе самых крупных русских и советских архитекторов, коллекция обмерных чертежей памятников русской архитектуры, модели и макеты, а также живопись, ткани и гобелены, уникальная мебель, гравюры и литографии, надгробия, художественный металл, предметы декоративно-прикладного искусства. Фототека музея - одно из самых обширных в мире собраний фотоматериалов по архитектуре и градостроительству. Сегодня Музей архитектуры размещается в бывшей усадьбе Талызиных XVIII-XIX веков, и включает три выставочных пространства: Анфилада (главного усадебного дома), Государев Аптекарский приказ (памятник XVII в.) и Руина (флигель усадебного дома).

Smart Art – консалтинговая компания в cфере искусства, которая тесно сотрудничает с российскими художниками и стремится к развитию рынка современного искусства. Цель Smart Art – повысить узнаваемость художников, для чего компания предлагает комплексные программы продвижения и образовательные инициативы. Smart Art выступает посредником между молодыми художниками и новым поколением коллекционеров и предоставляет новые платформы для их взаимодействия. Реализованные проекты: выставка Сергея Сапожникова в пространстве кинотеатра «Ударник», персональный проект Дарьи Иринчеевой в московском представительстве аукционного дома Christie's и Светы Шуваевой в Московском музее современного искусства.

При поддержке Альфа-Банка:

Будучи крупнейшим частным банком в России, Альфа-Банк ассоциируется не только с наиболее передовыми технологиями и высоким качеством клиентского обслуживания, но и с яркими проектами, которые внесли вклад в сохранение российского культурного наследия. Благодаря финансовой поддержке Альфа-Банка был восстановлен знаменитый «Павильон России» в Венеции, построенный по проекту А. Щусева. Вплоть до сегодняшнего дня банк продолжает поддерживать эту престижную площадку, представляющую нашу страну на Венецианской биеннале современного искусства.Альфа-Банк активно содействует развитию и продвижению современного искусства. В числе крупных международных событий, состоявшихся при его участии, – выставки работ Казимира Малевича в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке и Галерее Тейт Модерн в Лондоне.

В августе текущего года Альфа-Банк привез в Екатеринбург одно из самых знаковых полотен ХХ века – картину Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня». Уникальный экспонат был предоставлен Третьяковской галереей для выставки «Дар Казимиры Басевич музеям России», объединившей работы таких знаменитых художников, как Н. Рерих, Б. Кустодиев, М. Врубель, А. Бенуа. Альфа-Банк выступил генеральным спонсором этого проекта, ставшего данью памяти трем поколениям семьи Басевич-Лотаревых, передавшим свою коллекцию в дар российским музеям.

Начиная с 2017 года, Альфа-Банк сотрудничает с компанией Smart Art, помогая обрести широкое признание перспективным российским художникам. При его поддержке в Москве уже состоялась дебютная выставка Дарьи Иринчеевой «Пустое знание».

с 14 ноября по 13 декабря 2018

флигель «Руина»

(ул. Воздвиженка, д. 5/25)

культура искусство искусство smart art, альфа-банк, паперно
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА