Опубликовано: 07 апреля 17:38

Пётр Головин – достояние Республики

Пётр Грессеров-Головин мог бы стать музыкантом, инженером, или военным. Но жизнь распорядилась иначе. «Отец словенского балета»  -  именно так его называл известный музыкальный и балетный критик Хенрик Нойбауэр, некогда бывший ведущим солистом, а позже руководителем балетной труппы Люблянской оперы. И в этом нет никакого преувеличения. Действительно, историю словенского балета невозможно  представить без имени Петра Грессерова-Головина, танцора, хореографа и балетмейстера.  Именно он воспитал целое поколение  словенских балерин и артистов балета,  ему принадлежит хореография в 50 балетах, режиссура в 31 опере и в 15 опереттах, хореография в 83 операх и в 61 оперетте, постановка танцев в 35 балетных представлениях. Цифры впечатляют!

Талантлив с детства, талантлив во всём

Пётр Сергеевич Грессеров (сценический псевдоним Головин)  родился 1 апреля 1894 года в Москве. Он происходил из старой дворянской семьи, относящейся к высшей московской знати.  Его дед, Борис Алмазов, был известным поэтом, писателем и критиком, отец окончил Московскую консерваторию, а мать была талантливой пианисткой. Мальчик рос очень способным. С детства занимался балетом в Московском Императорском театральном училище, посещал музыкальную школу и играл на фортепиано. В 1912 году Пётр с отличием окончил гимназию (технические и гуманитарные дисциплины давались одинаково легко) и поступил в Политехнический институт. Но уже весной 1915 года он поменял место учёбы и был зачислен в Николаевское кавалерийское училище, потому что  решил стать офицером. Это случайность, совпадение или благородное побуждение молодого человека, не захотевшего остаться в стороне от военных действий? Шла Первая мировая война,  Пётр был отправлен на фронт, воевал в Галиции. Получил два ранения, выжил. Пять раз награждён! А потом началась революция. В чине капитана кавалерии он эмигрировал в Константинополь, а оттуда – в Югославию.

В Любляне: звезда первой величины

В 1922 году Пётр Грессеров-Головин приехал в Любляну. Сначала поступил на философский факультет Люблянского университета, но через год перевёлся на технический факультет и стал учиться на инженера-электрика. Практически с самого начала обучения в университете Пётр подрабатывал танцором в Люблянской опере. В своих воспоминаниях он писал: «Как и каждый русский студент, я получал ежемесячную денежную помощь, но  это была небольшая сумма, которой не  хватало на жизнь. Вот почему я стал думать о том, чтобы получить работу танцора в балете, которая принесёт мне дополнительный доход». 4 октября 1924 года он впервые выступил на сцене Национального театра в Любляне, где  исполнил танцевальный номер в опере Римского-Корсакова  «Майская ночь». В 1928 году Грессеров закончил обучение в университете. Последние два года учёбы были самыми трудными. Ему пришлось учиться и танцевать, танцевать и учиться. Времени на сон почти не оставалось.  Природа дала Петру Сергеевичу железное здоровье, и он выдержал все трудности. Получив диплом инженера, Пётр начал искать работу, но безуспешно - рабочих мест не хватало. Именно тогда он принял непростое решение окончательно уйти в балет. К тому времени Пётр уже четыре года выступал на сцене как танцор. Его талант был замечен, и вскоре он стал балетмейстером, а потом и художественным руководителем балетной труппы в Национальном театре Любляны. Среди балетных постановок, хореографом которых он был, самыми известными стали балеты «Петрушка», «Половецкие пляски», «Болеро», «Шахерезада», «Щелкунчик», «Вальпургиева ночь», «Пер Гюнт». Природа наградила Головина не только пластикой, но  и оперным голосом. Много ли танцоров могут спеть наравне с оперными певцами? А Пётр Головин мог! Обладая хорошим голосом, он исполнял одну из партий в опере Пуччини «Турандот». Если человек талантлив, то он талантлив во многом.

Русский артист не только восхищал своим искусством коллег и зрителей, но и учил, создавал свои школы.  В 1944 году он открыл и возглавил балетную школу в Любляне, многие годы преподавал на оперном и драматическом отделениях в Люблянской консерватории. Пётр Грессеров-Головин  поддерживал словенский балет в самые трудные времена во время Второй мировой войны. Несмотря на голод, лишения и плохое финансирование в военные годы,  именно он  воспитал первое поколение словенских балерин и артистов балета.  

Семья

В 1931 году Пётр Грессеров-Головин женился  на Сирило Берваре.  «Бог послал нам счастливую жизнь и двух прекрасных детей - сына и дочь», - писал он в книге воспоминаний. Свободное время Пётр Сергеевич любил проводить со своей семьёй. Вместе с женой и детьми он много раз выезжал в район Краньской Горы, где в годы Первой мировой войны русские военнопленные построили часовню в память о своих товарищах, погибших в марте 1916 года под снежной лавиной при строительстве горной дороги.  «Я всегда выбираю для нашей летней поездки это направление к русской церкви, в Вршич, откуда открывается прекрасный вид на горные вершины», - вспоминал Пётр Головин в своих мемуарах.  И далее: «С рождения детей я говорил с ними по-русски,  пел колыбельные, рассказывал сказки, а позже, когда они  начали читать и писать,  мы учили стихи и басни дедушки Крылова». Дети артиста говорили по-русски так же легко, как и по-словенски, «совершенно правильно и без какого-либо акцента». Несомненно, это была заслуга их отца.

Хореограф, педагог, администратор

После освобождения Югославии от немецко-фашистских захватчиков власти начали оказывать поддержку всем видам искусства, в том числе  и хореографии. Так, было принято решение создать в Мариборском театре балетную труппу, подобрать персонал, наладить работу. Театральное руководство посчитало Головина лучшим кандидатом для поставленной задачи. Пётр уезжать не хотел, расценивая этот перевод как понижение в своей карьере.  Но «наверху» приняли решение, и в 1946 году Головин был вынужден переехать из Любляны в Марибор. Семья временно осталась в Любляне. Расставание и разлука с родными не были лёгкими. От грустных мыслей спасала работа.  В 1948 году в Мариборе была основана балетная школа, и Пётр Головин стал её первым директором. Он писал: «Вскоре после того, как мы набрали студентов, балетная школа начала свою работу. Это было первым и важным шагом в жизни балета в Мариборе». Коллектив  расширялся, улучшался профессионализм танцоров, совершенствовалась техника танца. Пётр Сергеевич был занят как режиссер и хореограф в «Русалке» А. Дворжака (1947), «Паяцах» Р. Леонкавалло (1949), «Травиате» Дж. Верди (1949). Кроме того, в 1949 г. он поставил оперу Пуччини «Мадам Баттерфляй» в Сараево.

Руководство хвалило и благодарило. Казалось бы, всё идёт как надо. Но…в 1951 году Пётр Головин принял решение покинуть Югославию по политическим мотивам и уехал в Канаду. Артисту было 57 лет. Перед отъездом он поставил оперу «Фауст», здесь и размышления о жизни, и пытливые поиски истины. Несмотря на отъезд, Пётр Сергеевич не оставлял без внимания деятельность оперных и балетных трупп в Любляне и Мариборе, приезжая время от времени в Словению. За высокий вклад в развитие словенского балета в 1971 г. глава СФРЮ  Иосиф  Броз Тито наградил Грессерова-Головина орденом «За заслуги перед народом».  В Канаде Пётр Сергеевич  задумал написать мемуары о жизни и работе в Словении. Задумка была осуществлена. В 1985 году опубликована книга его воспоминаний «Моя дорогая Словения»  («Moja ljuba Slovenija»).

Словенская театральная культура развивалась под сильным влиянием русского хореографического, драматического и оперного искусства. В разные годы здесь работали талантливые хореографы и певцы, актёры, балерины и танцоры из России. Пётр Грессеров-Головин – один из них, ставший поистине национальным достоянием Республики Словения.

Источники:

1. Henrik Neubauer. Obrazi slovenskega baleta: biografski leksikon. – Ljubljana: Slovensko komorno glasbeno gledališe, 2008.

2. Petra Testen. "Peter Gresserov - Golovin (1894-1981), Moja ljuba Slovenija." –Digitalna knjnjica Slovenije, 2015.

3. В.И. Косик. Русская культура в Словении ХХ века. – Славяноведение,  № 1 – 2009 г.

культура искусство общество общество Пётр Грессеров-Головин, словенский балет, история словенского балета
Facebook Share
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА