Опубликовано: 03 октября 2012 09:19

Александр Николаевич Бенуа

БЕНУА, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

БЕНУА, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1870–1960), русский художник, театральный деятель, историк и критик искусства; основоположник объединения «Мир искусства».

Родился в Санкт-Петербурге 21 апреля (3 мая) 1870 в семье известного зодчего Н.Л.Бенуа. Учился в петербургской Академии художеств (1887), но основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Блестящий эрудит и общественник, был главным инициатором создания журнала «Мир искусства» (с 1898), а затем и одноименного кружка художников. Пребывая в романтической оппозиции к современности, вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелей и гуашей в основном в 18 в. Во время частых поездок во Францию создал большую меланхолично-гротескную акварельную сериюПоследние прогулки Людовика XIV (1897–1898), утвердившую за ним славу «певца Версаля». Тонким поэтическим историзмом отмечены и его образы русской истории и литературы (гуаши для издания Русская история в картинках, 1907–1910; иллюстрации к Пиковой даме, 1899 и 1910, и Медному всаднику, 1903–1922, А.С.Пушкина). См. также БЕНУА.

В 1894 Бенуа впервые выступил как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания Истории живописи 19 векаР.Мутера (1894). Был автором Истории русской живописи в 19 веке (1902),Русской школы живописи (в 10 выпусках, 1904–1906) и Истории живописи всех времен и народов (в 4 томах, 1912–1917; издание не завершено). Основал и редактировал журнал «Художественные сокровища России» (1901–1903), активно сотрудничал в журналах «Старые годы», «Московский еженедельник», газетах «Слово» и «Речь» (особенно значительны его Художественные письма в кадетской «Речи», 1908–1917). Впервые столь масштабно обосновав как историк национальную самобытность и международные связи русского искусства нового времени, Бенуа как критик-публицист выражал тревогу об отсутствии классического «большого стиля» современности, боролся против вандализма в отношении к памятникам старины.

С 1907 много работал как художник сцены, в первую очередь дляМ.М.Фокина (Мариинский театр), а также С.П.Дягилева (в 1909–1911 был художественным директором «Русских сезонов»). В своей сценографии (балет Н.Н.Черепнина Павильон Армиды в Мариинском, 1907; ПетрушкаИ.Ф.Стравинского в парижском театре Шатле, 1911; и др.) продолжил традицию «живописного театра», придав ей невиданную драматическую остроту. В 1913–1915 – главный художник Московского художественного театра; осуществил несколько постановок вместе с К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко (лучшими из них считаются Маленькие трагедии А.С.Пушкина, 1914–1915).

После Февральской революции 1917 сперва активно вовлекся в реформы культурной жизни и музейную работу (в 1918 возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издав ее новый каталог), по-прежнему выступал как художник книги и театра, участвовал в выставках. В 1926, не вернувшись из очередной командировки, обосновался в Париже. Верный историко-романтической стилистике «Мира искусства», плодотворно сотрудничал с театрами разных стран мира, в том числе с Парижской оперой (1927–1934) и миланским театром «Ла Скала» (1947–1956); как критик продолжал свои Художественные письма в газете «Последние новости» (1930–1936). Написал Мои воспоминания (1955), тонко воссоздающие атмосферу русского «серебряного века».

Умер Бенуа в Париже 9 февраля 1960.

Литература

Эткинд М.А. А.Н.Бенуа и русская художественная культура конца 19 – начала 20 века. Л., 1989Бенуа А. Мои воспоминания, тт. 1–2. М., 1990

Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА