Опубликовано: 03 октября 2012 10:00

Хвала безумию, или Мастера беспорядка в Бонне

На выставке в БоннеКУЛЬТУРА И СТИЛЬ ЖИЗНИХвала безумию, или Мастера беспорядка в Бонне

На музейной площадке Бонна встретились эксцентрики всех времен и народов: шаманы, пророки, шуты, богемные артисты и безумные поэты.

На первый взгляд, различные разделы выставки "Шуты. Артисты. Святые. Хвала безумию", которая проходит в Федеральном выставочном зале (Bundeskunsthalle), имеют между собой мало общего. В полумраке декораций зимней ночи, под пронзительный звон колоколов, посетителей застращивают сардинские мамутоны в черных масках и козьих тулупах.

Обрядный костюм эвенского шамана конца XIX – начала XX вв. (© Russisches Museum für Ethnografie, Sankt Petersburg - Российский Этнографический музей)

Обрядный костюм эвенского шамана конца XIX-начала XX вв.

Застывший мир древних шаманских ритуалов от Аляски до Индонезии сменяется фильмом, рассказывающим о самоисцелении от рака американского хореографа Анны Халприн в середине семидесятых годов ХХ века. К истокам дохристианских ритуалов жертвоприношения возвращает кровавая в прямом смысле работа представителя венского акционизма Германа Нитша (Hermann Nitsch). Он знаменит тем, что использует в своих работах кровь животных.

Посредники между мирами

Мастерами беспорядка" называет подобных "персонажей" Вольфгер Штумпфе (Wolfger Stumpfe), курирующий выставку в Бонне. "Безумство, шутовство, эксцентричность необходимы человечеству как дополнение к регламентированному образу жизни", - подчеркивает он. Посредниками между двумя параллельными мирами – реальным и потусторонним, между буднями и искусством как раз и выступают мастера беспорядка.

КОНТЕКСТПо тропе шаманов: индейская баня в немецком заповеднике

В канун первой майской ночи - Вальпургиевой ночи - эти люди ждут чуда. Но не на традиционном шабаше ведьм. 

Путешествие к майя, или Апокалипсис отменяетсяГунны разбивают шатры в Кельне

"Авторы идеи настаивают на всеприсущности хаоса. Действительно, потребность в колдовстве и перевоплощении была во все времена и во всех культурах (а кое-где даже осталась). Выставка показывает, как гармонично сосуществуют, например, предметы искусства из Южной Африки и Аляски. Статика изображения древнеегипетского божества, датированного 1500-ми годами до нашей эры, бесконфликтно соседствует с динамичными инсталляциями XXI века.

Шаманство не знало культурных границ

Наверное, самым универсальным феноменом, о котором идет речь в экспозиции и который присущ самым разным народам и регионам мира, является шаманство. "Безусловно, современный шаманизм отличается от шаманизма XIX века, а южноамериканский шаман не идентичен сибирскому", - говорит Вольфгер Штумпфе. Но он подчеркивает: всех шаманов объединяет одержимость и впадение в транс. Одеяния, ковры, резные табуреты, фетиши, бубны, другая атрибутика, с помощью которой шаманы проводили свои ритуалы и отправлялись в недоступные простым смертным путешествия, также представлены на выставке. Лягушка, изображенная на одном из бубнов, символизирует глубину погружения шамана в транс, а змеи указывают на небесные дороги своих хозяев.

Маска богини ведьм Рангды. Бали, Индонезия, 1900–1950 гг. (© Musée du quai Branly, Paris)

Маска богини ведьм Рангды. Бали, Индонезия, 1900-1950 гг.

Выставленные в Бонне обрядовые костюмы шаманов XIX - начала XX веков - особая редкость. В Сибири, где зародился "классический" шаманизм, одеяние умерших эвенских шаманов погребалось вместе с покойным. А в отдельных регионах Бразилии костюмы-маски, сплетенные из лиан, листьев и коры, (они весили порой до 50 килограммов), вывешивались в доме шаманов до полного их разрушения. Повторное использование этих одеяний запрещалось: они могли привлечь изгнанных злых духов. Остается загадкой, каким образом этнологам вообще достались сохранившиеся костюмы.

Возможно, что амулет шамана за витринным стеклом уже не имеет прежней магической силы. А вот алтарь вуду в том же зале, по словам жреца, защищает выставку и музей от злых духов. Азе Коковивина, священник вуду из западноафриканского государства Того, с помощью заклинаний "привел в действие" женский фетиш Kélessi специально на время выставки в Бонне. Создал он его прямо в выставочном зале из куриной крови, черепов животных, джина, пальмового масла, кусков дерева и металла.

Алтарь вуду - один их центральных экспонатов выставки. Он, кстати, уже был показан в Париже. После Бонна вместе с 250 другими экспонатами отправятся в Мадрид. Но в Федеральном выставочном зале выставка "Шуты. Артисты. Святые. Хвала безумию" продлится до 2 декабря 2012 года.

Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА