Опубликовано: 28 декабря 2013 01:32

"Неожиданное открытие"

Написав портрет моей знакомой, я сказал ей, что собираюсь проанализировать его, чтобы попытаться по нему что-то узнать о ее будущем. «Ну что вы, Владимир Николаевич, какой может быть анализ? Вы же сами этот портрет написали!», - был ответ. Она ученый – психолог, поэтому ее замечание имеет вес для меня. «Действительно, - подумал я, - вроде бы так, с одной стороны, но с другой…»

Одной из функций искусства является прогностическая функция. Но обычно, говоря о ней, рассматривают примеры из литературы.

Я же занимаюсь психологией изобразительного искусства, в частности, портрета.

Это не научная статья, а просто заметка, поэтому я не буду здесь высказывать свои соображения о прогностических возможностях портрета (они есть в моих научных статьях), а просто приведу пример из своего творчества.

Речь пойдет о написанном мной «Портрете ученого Онищука Виталия Михайловича».

Я завершил его в этом 2013 году, а начал в прошлом – летом. Писал не спеша, с перерывами. Композицию портрета дорабатывал в процессе работы.

Я предпочитаю писать портреты, в которых человек изображен в какой-то среде, например в интерьере среди каких-то вещей – так называемые, обстановочные портреты.

Фрагмент портрета Виталия Михайловича (фото) я разместил в интернете в середине июня 2013 года. И я считал, что этого фрагмента для ознакомления с портретом достаточно.

Но в середине октября я решил дополнить публикацию на сайте «Культура и искусство» (Calt and art), разместив портрет полностью, и еще отдельно разместив фрагмент портрета с настенным календарем.

А с 21 ноября 2013 года в Украине произошли события, сопровождавшиеся большим политическим резонансом во всем мире – «Евромайдан». Было множество заявлений правительств, парламентов, послов стран Европы, Америки, массовых акций поддержки во всем мире. Многие политологи считают, что Украина стоит перед цивилизационным выбором «Восток или Запад» (так его назову кратко).

Теперь рассмотрим изображенный на фрагменте портрета календарь в качестве символа и интерпретируем его смыслы..

Много лет существует традиция издания к очередному Новому году красивых настенных календарей. На них помещают, как правило, символы грядущего  года.

На нарисованном в портрете календаре изображен казак Мамай, написан девиз на украинском языке, и есть надпись «2013», в которую включено изображение земного шара.

Теперь отдельно рассмотрим символы на календаре.

Шар – символ будущего (http://sigils.ru/symbols/shar.html).

Земной шар – символ международных отношений (http://mdkk11.ru/14-atributika-kshi-11-mdkk.html), символ всего нашего мира.

Казак Мамай – образ казака-рыцаря, космогоническое олицетворение украинского народа в целом (Википедия),один из главных идентификационных символов Украины (http://umma.ua/ru/article/article/2013/04/19/19246)

 

Обобщим смысл символа, каким является изображенный в картине календарь.

Во-первых, это прогноз, связанный с международными отношениями  в мире (символ – земной шар), во-вторых, прогноз связан с событиями в Украине, героем которых является весь народ, в которых имеет место гражданская самоидентификация народа Украины (символ – казак Мамай). Девиз на поле календаря сообщает о свободолюбии, героизме, независимости украинцев, символом которых является Мамай.

.

В том, что в событиях в Украине в этот период имеет место гражданская самоидентификация, можно убедиться, набрав в поисковой строке браузера «евромайдан, самоидентификация» - это подтверждается мнением большого числа авторов - политологов, журналистов, политиков. Об этом же свидетельствует небывало частое исполнение гимна Украины по всей стране, большое количество государственных флагов на евромайдане, изображение протестующими на евромайдане студентами красками государственного флага на своих щеках, укутывание плеч государственным флагом.

По существу в портрете предсказано основное событие, произошедшее в мире в  2013 году.

То, что это предсказание там есть, я для себя понял только два дня назад. Это для меня явилось неожиданным открытием.

Размещу эту заметку в интернете и сообщу о ней Онищуку Виталию Михайловичу. Ему как ученому, доктору социологических наук она будет интересна. Это будет моим ему новогодним подарком, сюрпризом, «приложением» к написанному мной портрету.

 

Теперь о том, как календарь с Мамаем появился в портрете.

Сначала его не было. Просто был шкаф с книгами. Потом, примерно в начале этого года, я решил изобразить казака Мамая, потому что Виталий Михайлович - «щирий українець» (укр., в переводе «подлинный, настояний украинец»).

Изображение Мамая взято мною с народной картины. Просмотрев большое количество таких картин, я выбрал изображение, которое мне больше других понравилось. Только теперь я обратил внимание, что цвета одежды Мамая совпадают с цветами государственного флага Украины.

Этого мне показалось мало и я решил разместить надпись. Моя жена Нина считала, что характер девиза не соответствует личности Виталия Михайловича. «Он такой мягкий, неконфликтный, толерантній человек, а девиз довольно боевой». Не знаю почему, но я считал, что девиз должен остаться.

 

Если поинтересоваться в Википедии, то можно прочесть, что девиз «Я козак Мамай, мене не займай» (укр.), обычно помещали на народных картинах . Он свидетельствует о «доброте, независимости и веселом нраве хозяина» дома. Это суждение основано на  понимании художественного образа в картине и на перечне рыцарских доблестей  (тоже в Википедии): отвага, великодушие, свобода (полная личная независимость) и др. Но такое толкование девиза, скорее всего,  характерно было для 18 века, когда получили большое распространение такие картины. 

Если поинтересоваться в Википедии, то можно прочесть, что девиз «Я козак Мамай, мене не займай» (укр.), обычно помещали на народных картинах . Он свидетельствует о «доброте, независимости и веселом нраве хозяина» дома. Это суждение основано на  понимании художественного образа в картине и на перечне рыцарских доблестей  (тоже в Википедии): отвага, великодушие, свобода (полная личная независимость) и др. Но такое толкование девиза, скорее всего,  характерно было для 18 века, когда получили большое распространение такие картины. 

Сейчас я его воспринимаю по-другому - как предостережение, а возможно и угрозу - "Я казак Мамай, меня не задевай!" (перевод с укр.). При всех своих положительных рыцарских качествах он спуску не даст тому, кто пытается ему сделать зло. Ясно, что смысл этого девиза имеет отношение к украинскому народу. Теперешняя власть, как видим, не понимает менталитета народа и поэтому совершает роковые для себя ошибки, пытаясь силой управлять им.

Особенно хочу обратить внимание на слово «независимость». И хотя здесь – личная независимость, но казак Мамай – символ народа в целом. Поэтому он в календаре символизирует независимость народа, государства Украины. Это важно, потому что  в связи с происходящими событиями, о которых идет речь, возникла угроза потери независимости Украиной.

Буду завершать эту заметку.

Подлинное произведение искусства нужно в целом рассматривать как  символ. Об этом пишут многие ученые, в частности К.Г.Юнг. Вот его слова: «Символ <…> означает возможность и намек, имеющие смысл более широкий и высокий, чем это доступно нашему нынешнему пониманию». Надо понимать: с его помощью можно пытаться предсказывать будущее.

культура искусство живопись картины Владимира Успенского, прогностическая функция искусства, символ, казак Мамай, евромайдан
Facebook Share
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА