Опубликовано: 22 октября 2014 18:32

"Солнечный удар". Постпремьерное похмелье...

Посмотрела " Солнечный удар" Михалкова.

И случилось у меня постпремьерное похмелье… Долго держала паузу, а потом в силу многих причин решила, что писать о самом фильме не буду, но вспомню о своем любимом литературном произведении - "Солнечном ударе" и просто расскажу (ах, как хотелось бы, чтобы это было кому-то интересно!), как его субъективно вижу и чувствую я.

Что до фильма - смотреть его все же надо припоминая Ивана Алексеевича Бунина - и никак иначе! А если так, то и с фильмом все будет до слез понятно.

Итак, "Солнечный удар".

О чем этот короткий, неправдоподобно простой по литературному исполнению рассказ с его нежно-прозрачной сюжетной линией? - Так ведь ни больше ни меньше как о главной тайне мироздания!Встречает на теплоходе некий просто поручик - милый, добрый молодой человек - еще более непритязательную и не менее милую женщину (даму, между прочим, замужнюю). Все, что случается далее, иначе как простеньким адюльтером не назовешь. Легкое расставание поутру, имеющее, правда, несколько односторонний оттенок и… - И всё!

Здесь рассказ о сиюминутных любовниках заканчивается - да они, собственно, вообще почти ни при чем - суть не в их истории.Суть, странность, мистическая загадка случившегося в ином: почему именно этому молодому человеку, ничем не отличающемуся от других - таких же приятных, но не более того поручиков - было послано нечто, что неожиданно для него самого приподняло его над землей и незаслуженно (?) одарило чувством высочайшего накала, одновременно превратив почти в инвалида, человека несчастнейшего из всех несчастных?

Но на то он и солнечный удар, а вернее дар, а может и кара Господняя. Она самая - тайна мироздания.

Великий русский религиозный философ Владимир Соловьев писал: "На влюбленного человека одинаково пристально смотрят и рай, и ад". Наш поручик оказался и на небесах и - одновременно - разбередив, неосторожно расцарапав нежную субстанцию души - попал в преисподнюю почти без надежды выбраться оттуда когда-либо.

О чем думал поручик, когда метался по маленькому патриархально-провинциальному городку - невольному соучастнику и свидетелю случившейся с ним восхитительной трагедии? Понял ли он, что то, чем он заболел, и то, что имело некоторый шанс перерасти в хронический, пожизненный недуг - и есть любовь в высшем, космическом смысле?

Такая любовь не может быть реализована до конца - она, пусть надломленная в самом начале, делает человека иным, поворачивает вспять его жизнь, погружает его внутрь себя, в глубины собственного подсознания.

Это ли случилось с нашим героем? Думаю, да! Послушайте только: "Темная летняя заря потухала далеко впереди, сумрачно, сонно и разноцветно отражаясь в реке, еще кое-где светившейся дрожащей рябью вдали под ней, под этой зарей, и плыли, и плыли назад огни, рассеянные в темноте вокруг. Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет…"

Оговорюсь, однако: случаются и другие разновидности любви, но это уже не Бунин - совсем, вообще не Бунин...Непременно посмотрите "Солнечный удар" Михалкова! - Вам будет над чем поразмышлять.

культура искусство кино кино
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА