Опубликовано: 01 ноября 2016 12:28

Серебренников. - ( м) Ученик?

Побывала на закрытом просмотре "Ученика" К. Серебренникова.

Посмотрела и тут же пожалела, что просмотр был закрытым . Сейчас модно говорить: "смотреть всем!"  От себя добавлю - думать!

Думать, к примеру, о том, куда подевалось дарование Серебренникова, как исчезло его умение  заставить зрителя ощутить  непознаваемую глубину окружающего нас мира - страшно, больно, но фантастически прекрасно.

Это, например, его фильм "Измена".  Вообще, "Измена" - фильм почти идеальный и в кинематографическом и в смысловом понимании. Способный зритель имеет возможность, преодолевая одно наслоение за другим, насладиться глубиной, разнообразием  и непредсказуемостью человеческих отношений 

Совсем иное дело  - "Ученик", снятый по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга «Мученик"  и адаптированный к российской действительности 

Так что же с "Учеником" не так? Агрессия, прямолинейное навязывание таких неприлично банальных тем, как религиозный фанатизм, гомосексуализм и антисемитизм - это ещё полбеды. Новое творение Серебренникова  - откровенно, до судоржной зевоты скучно и примитивно неталантливо.

Понятное дело, что все эти темы весьма важны для режиссера. Но волнуют они его, видимо, чрезмерно, иначе как объяснить то, что все главные персонажи равноценно отвратительны.Вот ведь кто поспорит, что религиозный фанатизм вызывает иногда недоумение, а чаще - омерзение?

 В данном киноконтексте, те же чувства вызывает главный герой (Петр Скворцов). Но проблема в том , что его псевдорелигиозность, публичное громогласное чтение Священного Писания, неприятие окружающего, прекрасного в своём многообразии мира, говорит лишь о том, что веры он как раз и лишён.

Лишенец отверженный, нелюбимый и страдающий - а ведь он так хочет, чтобы Бог, наконец, заметил его и послал ему веру. Так почему же этого не происходит? О, это величайшая тайна и трагедия - не только для главного героя. Почему-то, мне кажется, что главный герой - это альтер эго самого режиссера. Да, да именно так, пусть это и моё субъективное мнение - но мы же терпимы к чужому мнению? Или я ошибаюсь?

Режиссёра явно что-то мучает: уж слишком много озвучено и продублировано на экране Священного текста - это тот самый случай, когда слова вспыхивают как фейерверк и пропадают, тонут в бессмысленной, страшной пустоте. И если это так, то ничего кроме глубочайшего сострадания к главному герою (и повторюсь - это моё твёрдое убеждение - к самому режиссеру)  испытать не дано.

Мою мысль, пусть и опосредованно, подтверждает вызывающий не меньшее отвращение образ главной героини в исполнении Виктории Исаковой, образ, по мнению создателей фильма (и, конечно же, автора пьесы), поистине героический (простите за тавтологию). На деле же мы имеем училку-истеричку, с параноидальной пеной у рта, доказывающую верность теории Дарвина (о, Боже, только не это!) фальшиво, но по-пуритански в меру распущенную и пытающуюся казаться себе самой такой же молодой, попирающей все нравственные стереотипы оторвой, как и ее ученики.

Получается плохо. Режиссёр опустился до того, что усадил ее на мопед, а на голову водрузил шлем… - Неужто ничего менее опустошающе пошлого в голову не пришло? Кульминацией образа становится акт забивания гвоздей в собственные кроссовки - протест биологички против насилия над личностью и одновременно - демонстративный отказ покинуть своё рабочее место.  Это, конечно - сладостные воспоминания о незабвенном Павленском, прибивающим мошонку к брусчатке Красной площади.

Единственную искорку былого серебрениковского таланта я (к величайшему своему удивлению) узрела в вылепленном с осторожной, но страстной любовью образе мальчика-инвалида, влюблённого в главного героя. Неплохая роль Александра Горчилина. Прекрасный, светлый образ! - Его-то как раз в силу многих причин и можно назвать мучеником.

Вот так иногда художник способен заставить не очень толерантную публику сопереживать и даже уважать чуждые ей реалии. Позволю себе вопрос не по существу: а возможно ли чересчур толерантную прослойку общества заставить делать то же самое?

Знаю лишь одно: я не вправе и не буду судить режиссёра. "Не судите, да..." Ну и ну! Вполне в стилистике "Ученика". Так ведь вечные истины отменить сложно даже вполне уверенному в себе Кириллу Серебренникову.

культура искусство кино кино
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА