Опубликовано: 04 сентября 2012 10:09

«Сад» Сказка о красоте, философская притча.

Фильм "Сад"(Zahrada ), пока что самая удачная полнометражная лента режиссера, с успехом демон­стрировавшаяся на международных кинофестивалях разных стран, привлекла внимание чарующей мистической аурой, эффект которой усиливается разделением на главы с иронично-наивными названиями, напоминающими средневековые аллегории. Акцентируя контраст городского стресса и покоя деревенской жизни, "Сад" комбинирует земное и реальное с фантастическим и сказочным. Фабула фильма строится как процесс естественного возвращения к природе и одновременно как сложная метафора современного восприятия деревни. Сюжет, как это бывало в чешских фильмах 60-х, прост до банальности и играет лишь роль путеводной нити. Вечно рассеянный городской учитель едет в деревню, чтобы продать доставшийся в наследство от деда дом с садом. Но в старом доме с запущенным садом с ним происходит волшебная перемена. Естественное бытие, далекое от условностей урбанизированной цивилизации, пробуждает в нем неожиданную энергию и рождает позабытые импульсы. Сад постепенно становится местом таинственных открытий, возрожденным воспоминанием о рае и утраченной невинности, неким тестом того, что хотел бы видеть уставший от цивилизации современник, гимном любви к природе и в то же время взглядом, проникшим во внутренний мир человека, проясняющим содержание простых, но важных вещей в жизни. Емкость фильма достигается оригинальным своеобразным стилем автора, в котором странным образом переплетаются элементы поэтики Тарковского и Менделя, философско-поэтическая лирика с пародией и бурлеском, реалистическое с фантастическим и абсурдным.На МКФ в Карловых Варах "Сад" был награжден высшей национальной премией Чехии в области кино "Чешским львом" и другими престижными призами, а Шулик приобрел репутацию режиссера, сознательно создающего альтернативу все еще модным, но уже начинающим надоедать фильмам "action", переполненным кровью и насилием, и обнаружил, что достать деньги на картину — не проблема. Уже в следующем году он выпускает еще одну ленту, созданную в том же стиле, "Orbis Pictus" ("Живописный мир"), название которой отсылает к книге чешского педагога и гуманиста Яна Амоса Коменского (1592-1670) "Видимый мир в картинках", пред­назначенной для детского чтения. Как и прежние ленты, "Orbis Pictus", в первую очередь, объяснение в любви к чешскому кино 60-х гг., традиции которого в значительной степени определяют направление творческих усилий режиссера.

Год выпуска: 1995 Страна: Франция, Словакия.

Мартин Шулик - автор сценариев всех своих фильмов. Как актер участвовал в "Пражских историях".

(Г. Компаниченко. история и экранная культура)

Подробнее о режиссере.

Мартин Шулик - сегодня, один из наиболее успешных словацких кинорежиссеров. Родился в 1962 году в словацкой Жилине (Slovakian Zilina).Сын театрального актера Антона Шулика (Anton Sulik).Окончил режиссерский факультет Института изящных искусств в Братисла­ве. Его дипломный игровой фильм "Стаккато" (Staccato )(1986) был отмечен призами на международных и отечественных кинофестивалях. Несколько лет он работал на братиславской студии короткометражных документальных и экспериментальных фильмов, писал сценарии, в частности, был одним из сценаристов наделавшей много шума свежей и искренней ленты молодого режиссера Владо Бальцо "Позиция" о ценностях отцов и детей. В большом кино дебютировал игровым фильмом " Нежность" Neha (1991) , обнаружив глубокую внутреннюю связь с чешским кинематографом 60-х с его негром­кой доверительной интонацией, поэзией и фривольностью, юмором и грустью, любовным и ироничным вниманием к "маленькому" человеку и его заботам. Эту же линию продолжает в лирико-ироничной ленте "Всё, что люблю", которую снимает как калейдоскопическую картину впечатлений и будничных событий из жизни обычного современного человека, оказавшегося в сорокалетнем возрасте перед сложным выбором. Случай предоставляет ему шанс уехать с любовницей англичанкой в благополучную страну, но его заботят отношения с сыном, родителями и бывшей женой. К тому же он чувствует свою связь с миром, который хотя и чужд ему, а иногда даже враждебен, но в то же время является и его родиной. Режиссеру удалось создать широкую картину ощущений времени, начинающего переоценку лихорадочного образа жизни, где все подчинено формуле успеха. Обращение к самым актуальным мыслям и чувствам современника, высокое кинематографическое мастерство Мартина Шулика всколыхнули угасающий интерес зрителя к отечественному кино, о чем свидетельствовал высокий рейтинг картины у продюсеров. А на национальном кинофестивале 1993 г. картина была отмечена Премией словацкой кинокритики и названа лучшим словацким фильмом 1992 г.

Facebook Share
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА