Опубликовано: 19 октября 2012 11:52

Андрей Тарковский: фотохроника фильма "Жертвоприношение"

Фотографии из альбома «Андрей Тарковский: фотохроника „Жертвоприношения“», на которых режиссер осваивает вездеход, раздумывает, как снять сцену с лестницей, прогуливается с лошадью и заказывает природе погоду. Снимки и комментарии Лейлы Александер-Гарретт.

Для «Жертвоприношения» Тарковский искал «безвременный» ландшафт. Он его нашел на берегу Балтийского моря. «От Готланда до России рукой подать», — говорил Андрей. К сожалению, мечте его увидеть Россию не суждено было осуществиться.

[Тарковский и Нюквист на выборе натуры.] Эта конструкция напомнила Андрею фотоработы русского авангардиста Родченко.

[Съемки сцены «Апрельский сон».] Александеру приснился сон, что он собирает мелкие монеты в вязкой глине. «Деньги — к слезам», — пояснил Андрей. Этот сон часто снился Андрею.

Осматривая заросший, одичавший сад усадьбы, мы с Андреем набрели на избушку на курьих ножках. Осторожно толкнув дверь, мы, буквально, были сбиты с ног мохнатой встревоженной совой. Перепуганная посланница ночи с резким криком скрылась в густых сосновых лапах. Услышав о нашем злополучном приключении, Эрланд сочувственно заявил, что ему самому мерещатся привидения в пустых и гулких залах усадьбы. Это, наверное, феи и эльфы из «Сна в летнюю ночь» ворожат. Вот он и вооружился молотком, на всякий случай.

Долгое время Свен не мог понять, почему Андрей все время смотрит в камеру. Он даже обижался, пока Андрей не объяснил ему, что только глядя в глазок камеры он представляет себе мизансцену.

[Строительство декораций на Готланде.] Дом — сокровенное для самого Тарковского и для всей концепции фильма понятие.

Андрей в раздумье, как лучше снять сцену с лестницей, по которой Александер спускался с балкона и отправлялся к ведьме Марии.

Долго не выстраивался ночной кадр, который снимался в белую ночь. «Это светлое небо мне все портит! — раздражался Андрей. — Надо его как-то замаскировать!» Он решил прибить сосновую ветвь прямо к балкону дома Александера. «Красота требует жертв!» — радовался режиссер своей находке.

Сцена, в которой Александер пишет прощальное письмо жене, не вошла в картину.

«Молитва», по мнению Андрея, одна из самых сложных актерских сцен. Это переломный момент в картине и мировоззрении героя. Александер впервые в жизни встает на колени и обращается к Господу с просьбой спасти его семью и весь мир от атомной войны. На съемочной площадке не просто тишина, а затаили дыхание, боясь нарушить состояние актера. Мы плакали вместе с Эрландом Юсефсоном, когда он произносил слова молитвы: «Господи! Спаси нас в эту ужасную минуту...»

В этой сцене почтальон Отто дарит Александеру карту Европы XVII века. Разговор заходит об истине. «Что есть истина?» — спрашивает Отто. В конце фильма режиссер дает ответ на этот вопрос: «Любовь». То, к чему призывал Всевышний, ради чего принесена была великая жертва. Эпизод не вошел в фильм.

Тарковский неоднократно повторял актерам: «Между мной и вами должна быть тайна. Вам не должно быть все понятно. Вы должны быть как влюбленные — в ожидании и предвкушении...»

«Ни одного желтого цветка не должно быть видно в кадре!» — отдал приказ режиссер. На расчистку поля от желтых цветов бросилась вся группа, включая продюсера картины Анну-Лену Вибом.

Андрей говорил, что о таком операторе он мечтал всю жизнь. На фильмах Бергмана, которые снимал Свен Нюквист, училось не одно поколение молодых кинематографистов ВГИКа.

Пожар снимался дважды. В первый раз сцена сорвалась из-за поломки камеры и недобросовестной работы английских пиротехников. В самом начале съемки у них сгорели провода, и пожар вышел из-под контроля. Если бы сцену пожара не пересняли, Тарковский убрал бы свое имя с картины.

[Съемки сцены «Петушиный сон».] Когда привели лошадь, Андрей позабыл обо всем. Кормил, гладил, нашептывал ей что-то ласковое на ухо, прогуливался с ней.

Крис Маркер и Андрей Тарковский.

Александер лежал после обморока в темной от ползущих грозовых туч траве. Тарковскому важно было передать состояние «содрогающейся травы». Ни одну сцену мы не снимали так долго, как эту — наверное, потому, что она была последней, а нам не хотелось прощаться.

Для финальной сцены Тарковский выдвинул следующие требования к погоде: должно быть пасмурно; хорошо, чтобы были белые, пышные облака и чтобы внезапно выглянуло солнце. Над ним смеялись, это невозможно. В кадре мы видим именно этот эффект: отражающееся в воде солнце и ползущие по небу тяжелые белые облака. Конец картины должен быть светлым, чтобы оставить у зрителя ощущение надежды.

©seance.ru

Тарковский, Жертвоприношение
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА