Опубликовано: 06 января 2014 17:13

Фильм «Таежная повесть», 1979, СССР

Созерцательная, лиричная и совсем не экшн-овая картина по мотивам повести В.Астафьева «Царь-рыба», точнее, по главе из «Царь-рыбы» - рассказу «Сон о белых горах». Перечитайте перед просмотром, там около пяти страниц о встрече охотника-промысловика Акимки со столичной барышней, спрятавшейся в зимовье и тихонько умирающей от простуды и истощения, куда тот прибыл на время охоты. Тогда будет интереснее и терпимее смотреть это медленное киноповествование, порой обрывочное, порой затянутое.

Хоть и рассказывается в книге о борьбе человека с суровой таежной зимой, о выживании в ней привычного к этому промысловика и изнеженной городской жительницы, нет в фильме ни приключений, ни джеклондоновских схваток человека с природой (даже эпизод провала Акима в полынью отсутствует, он лишь приходит заснеженный и устало бухается в угол), ни привычных для современника страстей между запертых в лесной сторожке мужчины с женщиной. Тих, спокоен и грустен сказ и у писателя и у режиссера картины Владимира Фетина. Разве что, добавляет киноверсия лиричной тоски Акима по Эле в последних кадрах, да и с её стороны иногда проскакивают искорки (письмо матери с фразой «А может приеду и не одна», которую, впрочем, зачеркивает).

Совсем не таким виделся мне Акимка, по ходу чтения «Царь-рыбы», да и, уверена, не таким его замышлял и Астафьев. В последних кадрах фильма, где Эля в вертолете улетает из тайги, у нее за спиной маячит такой Аким, который представляется мне тем самым, настоящим, охотником из тайги. Он простоват, смешон и нелеп, особенно в столкновениях с почитателями Ницше, чуть трусоват и смиренен в борьбе с медведем, неутомим и самоуверен в борьбе за жизнь. Он невысок, худощав, как Кононов, но с узкими глазами якута, скуластый, чуть будто бы с улыбкой. Вот это – Аким. А у Кононова Акимка уж чересчур интеллигентный получился, вежливый, образованный. Зато Эля - очень правдоподобна. И бесит порой с экрана так же, как со страниц книги. Так и хочется рявкнуть Акимке: "Да брось её нафиг, фифу эту!"

Для оригинального фильма, возможно, самое то, но для зрителя, уже имеющего собственные образы героев «Царь-рыбы», смотреть «Таёжную повесть» непривычно. Возможно, от просмотра фильма без литературной основы в голове, ощущения будут иные.

культура искусство кино кинорецензия таежная повесть, астафьев, кононов, царь-рыба
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА