Опубликовано: 23 марта 2013 22:09

ФОРМА

ФОРМА.

 

     Архитектурная форма находятся в постоянном взаимодействии со средой.  Здесь создаётся определённый, принимаемый обществом,  «морфологический» язык,  который помогает ориентироваться в окружающих формах и приспосабливаться к ним. Великое «барокко», великий  «конструктивизм» создали предметную среду,  и своеобразный язык позволяющий использовать его до настоящего времени в виде цитат и эклектических включений.  Это говорит о сложности языка форм, о его многообразии.

 

     Кто создаёт новый синтаксис форм?  И внешние факторы, в виде войн, стихийных бедствий и партийных съездов.  Но и субъективные,  такие как творчество Буаннороти Микельанжелло, Доменико Эль Греко, Пабло Пикассо.

 

Пабло Пикассо                                                                                   jokes.com.ua

 

    Архитектурные формы моделируются  станковым искусством.  Живопись создаёт  язык архитектуры, обучает этому языку общество и вершит процесс созданием  Дрезденского  Цвингера  архитектора  Маттеуса Пёпельман или Берлинской филармонией Ганса  Шаруна. 

 

Ганс Шарун. Берлин. Здание филармонии.

 

    И как не вспомнить здесь старика Джексона Поллака, и футуристов начала 20 века. Они помогли, они нашли подход к эстетизации этого страшного индустриального пространства. А Энди Уорхолл и Роберт Раушенберг  завершили  дело. Архитекторам осталось набраться смелости и применить  то, что было найдено художниками.

 

Роберт Раушенберг.                                                                   thymian.wordpress.com

Рихард Роджерс. Лондон. Здание банка.                                    arx.novosibdom.ru

 

 

    Принимать архитектурную форму,  как  рождённую на отрицании уже усвоенного обществом  текста - данность. Но не связывать её с тектоническими свойствами объекта,  лукаво доказывая при этом  первооснову  этого,  что делают  лжемодернисты, это путь потери  равновесия. И состояние это развивается  до последующего этапа «осознания  основ», и  тектонических первопричин создания архитектурной формы..

 

       Если у древних греков преобразование архаичных конструктивных приёмов в ордерную систему создало великую архитектуру,  то  преобразование классических  стоечно-балочных  систем  в великую тектонику Луиса. Кана  и  Филиппа. Джонсона,  создало чистый модернизм.

 

                     

Филипп Джонсон. Мадрид.                                                                  found.com.ua

 

 

      И  Василий Кандинский и Владимир Татлин и Яков Чернихов, нашли себя в Искусстве не через отрицание классики, а через фиксацию, актуализацию природных структур, композиций и форм.  Отсутствие индивидуальности и таланта в архитектурном формотворчестве  создаёт  примеры,  когда заявка на  новаторство есть,  а его самого нет.  Это  когда объект насыщается элементами стиля без всякого вкуса. Цель лишь одна, показать принадлежность автора к определённой школе. И для распознания подделки требуется большая интуиция. 

     

      Раймунд Абрахам в своём Австрийском культурном центре в Нью Йорке  талантливо,  решил задачу в условиях  гигантского давления окружающих архитектурных штампов и авторитетов Мисс Ванн дер Рое  и Эрро Сааринена. Новаторство этого здания в возможности создать своеобразное решение в жёстких условиях, не испортив функциональные требования к нему.  

 

 archrecord.construction.com

Раймунд Абрахам. Нью Йорк. Культурный центр.

 

     Можно конечно, не подвергая себя сомнениями, вылепить объект по «проходящей», принятой схеме,  но «привязка» формы к месту - это основная задача архитектора, несмотря на давление определённых приёмов, и предопределений. Тогда  задача  из «утверждения» превращается  в  «исследование».  Без ясного представления о конечной форме, а порой и функции. И в этом прелесть.

 

     Всегда, во все времена, сложность построения объекта определялась усугублением его  функций. Великая сложность пирамид, в необходимости скрыть тайну,  спонтанная сложность Акрополя, в  демонстрации демократических идей, великолепная сложность барокко в прославлении монархии. Сложность деконструктивизма  Фрэнка Герри - «чтоб продать».

 

Френк Гери. Здание Музея.                                                           wemontreal.com

 

 

     А иногда и под прекрасную форму подтягивают функцию.  Заполняют, её ею.  И  Йорн Утсон,  и  Сантяго  Калатрава, и  Эрро Сааринен  продолжив дело классических маньеристов, создали  «литературные» формы украшающие мир.

 

Эрро Сааринен. Здание аэропорта.                                                           zdanija.ru

 

 

    Утилитарная «фольклорная» архитектура деревенского сруба или круглого африканского дома  также эстетична, как и дворец классической архитектуры. Ведь всё то, к чему прикасаются руки человека, приобретает эстетическое качество.  Как субъект этого качества и как объект эстетического освоения его в Искусстве.  И даже чистоплюйство функционалистов проверялось в итоге  композиционными приёмами золотого сечения, применявшегося старыми мастерами по наитию.

 

    Архитектура, создаваемая  профессионально питается этими типами «фольклорной» архитектуры, этими образами, этой «первичной» эстетикой. Говорить на современном языке архитектуры с местным, национальным акцентом могут лишь архитекторы носитель глубоких, исторических традиций. Это продолжительный процесс почти тантрического вхождения в атмосферу фольклорных приёмов и понятий. Этот язык или применяется напрямую в классических примерах, таких как  здание Исторического музея в Москве Владимира Шервуда,  дворцов Архангельское и Кусково  или  развивается, диссонирует в произведениях модернистов и деконструктивистов Кензо Танге и Ван Шу.

 

Ван Шу. Ханчжоу. Академия искусств.                                           argumenti.ru

 

    Прежде чем создать архитектурную форму, нужно создать матрицу: смысловую, эстетическую, тектоническую. Эту матрицу,  в  определённые периоды истории,  помогают создать идеологические органы государства. И тогда возникает Сталинский ампир. Явление региональное, грандиозное  и тупиковое.

 

    Создаваемые архитектурные произведения с  заранее запрогнозированной,  под  давлением действующей идеологии и  моды,  эстетикой, превращаются со временем, в своеобразные памятники человеческого тщеславия.

 

Дмитрий Чечулин. Москва. Комплекс зданий.                                 ramanta.ru                                                                                                                                

 

     

культура искусство дизайн арх.дизайн архитектура, форма
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА