Опубликовано: 06 декабря 2014 20:24

В том беда, что песня не допета

 «Среди преданий о поражениях и скорби, что дошли до нас из тьмы тех дней, есть и такие, в которых сквозь рыдания проступает радость, а под тенью смерти таится бессмертный свет. Из них более всего любима эльфами повесть о Берене и Лютиэн».

Дж. Р. Р. Толкин

 

Легенда, повествующая о вечных противостояниях добра и зла, любви и разлуки, жива и поныне – обращённая в музыку, она дошла до нас не только на бумаге. Рок-опера «Финрод» − звучное доказательство того, что любовь бывает сильнее правил. Проект, ранее известный лишь в ролевой среде, в нынешней его постановке вырос до большой сцены и обрёл популярность в самых широких кругах. Благодаря умелым рукам продюсера и волшебным голосам исполнителей давно знакомая история открылась зрителю в новом воплощении.

Всем известные сюжетные линии приобретают новую эмоциональную окраску за счёт контрастов, созданных образами на сцене. Нежная и хрупкая Лютиэн бесстрашно предстаёт перед тёмным Владыкой, взирающим сверху вниз с высоты своего немаленького роста. «Что мне тяжёлые шаги Властелина Тьмы? – вопрошает Лютиэн, придя во владения Саурона. – Пусть он выйдет из ворот своей тюрьмы!»

рСаурон (Святослав Беседин). Казань, 1 ноября

 

Государь Финрод, светлый и прекрасный, соглашается принять на себя судьбу простого смертного, чьему роду он обязан жизнью. Отрёкшись от короны, он без колебаний отправляется в путь, ставший для него роковым. «Прости меня за то, что я невольно стал твоей расплатой!» − обращается к нему Берен в плену у Саурона. «Кем стал бы я у трона дня, чужого рока очарованный свидетель?» ­− задаётся вопросом Финрод перед тем, как ценой своей жизни подарить надежду Берену.

рБерен (Михаил Панюшкин) и Финрод (Серафим). Казань, 1 ноября

 

Обрела голос и оставшаяся в Благословенном крае за льдами и морями Амариэ, возлюбленная Финрода. Не пожелавшая отправиться за ним в изгнание, в опере она является зрителю олицетворением снов. Арии «Ветер» и «Сердце» рассказывают ещё одну историю любви. Она не является центральной, но оттого не становится менее сильной.

Красной нитью через всю легенду проходит клятва Феанора и его сыновей. Из-за множества бед, вызванных клятвой, ей суждено навсегда остаться невыполненной. Она, словно камень преткновения, встаёт на пути не только феанорингов, но и тех, кто, казалось бы, не имеет к ней отношения. Тингол, запросивший за любовь дочери непомерную плату, обрёк Берена и весь его род на вражду с Домом Феанора. Берен, вынужденный обратиться за помощью в Нарготронд, сам того не желая, стал вершителем судьбы Финрода. Перед Государем возникает дилемма: отречься от своей клятвы или отправиться на неминуемую гибель. Верный своему слову, он делает выбор в пользу долга. «Честь моя дороже, чем голова, но твоя затея – погибель наша».

 

 

5 декабря состоялся заключительный показ постановки – на данном этапе проект закрывается, и зрителям дали возможность услышать любимый мюзикл ещё раз. На сцену вышел уже привычный по гастрольному туру состав, за исключением Саурона и Берена ­– их роли исполнили Денис Давыдов и хорошо знакомый зрителям Алексей Таранцев.

Саурон, который твёрдо ассоциируется у всех со Святославом Бесединым, на этот раз получился другим. Денис Давыдов продемонстрировал иное видение роли, что вышло не менее интересно, чем раньше. Среди зрителей были и восторженные отзывы, и отдающие предпочтение прежнему воплощению Саурона – это дело вкуса: главное, что равнодушным не остался никто.

оФинрод (Серафим) и Саурон (Денис Давыдов). Москва, 5 декабря

Победить Владыку Тьмы оказалось по силам лишь бесстрашной Лютиэн, роль которой блестяще исполнила Ирина Демидова. Голос, пробирающий до мурашек, в сочетании с неподдельной искренностью заставляли зрителей переживать трагедию Лютиэн и её возлюбленного как свою собственную. У Алексея Таранцева получилось воссоздать  практически канонного Берена. Несмотря на незначительные недоработки, Алексей сумел полностью вжиться в роль и показать Берена таким, каким мы видим его в текстах Толкина.

рЛютиэн (Ирина Демидова) и Берен (Алексей Таранцев). Москва, 5 декабря 

 

Ещё одна пара, притягивающая интерес непохожестью характеров − Тингол и Мелиан. Полюбившиеся за время «Финрод»-тура Андрей и Марина Малышевы являются супругами не только на сцене, но и в жизни, что позволяет им прочувствовать роли ещё глубже. Пока Тингол упивается своим величием, Мелиан очень правдоподобно и темпераментно отчитывает его.

оТингол и Мелиан (Андрей и Марина Малышевы). Казань, 1 ноября

Не менее выразительно выглядели на сцене братья феаноринги. Роль Келегорма взял на себя Олег Маркелов, который является одновременно и исполнителем, и музыкантом, и продюсером всего проекта. Его брата Куруфина в этот раз сыграл Илья Жигарев. Здесь мы хотим позволить себе небольшое лирическое отступление: лучшего феаноринга мы и представить себе не могли. Сказать, что это было шикарно – ничего не сказать, стопроцентное попадание в образ! Спасибо за такую поистине прекрасную находку:)

рФеаноринги (Олег Маркелов и Илья Жигарев). Казань, 1 ноября

рКуруфин (Илья Жигарев). Москва, 5 декабря

Как всегда неподражаема и великолепна была Рипсимэ Гюлезян в роли Амариэ, от арий которой на глаза наворачивались слёзы. Исполнение Рипсимэ всегда отличается пронзительностью и проникновенностью, глубиной чувств и переживаний.

оАмариэ (Рипсимэ Гюлезян). Казань, 1 ноября 

Галадриэль ­− та, которой выпало заканчивать всю «Финрод»-эпопею. Екатерина Бабич смогла передать не по-женски твёрдый характер и мудрость своей героини. Сильная и прекрасная, она вышла на сцену с первой и последней ариями мюзикла, исполненными скорби по ушедшему брату.

оГаладриэль (Екатерина Бабич). Казань, 1 ноября

Ну и, конечно, тот, чести и отваге которого посвящена вся история – Финрод Фелагунд. «Венчанный короной златых волос», Серафим является олицетворением практически каноничного короля Нарготронда. Самоотдача, с которой Серафим исполняет свою роль, заставляет проникнуться с самых первых нот. Эмоциональный посыл, исходящий со сцены, и контакт с аудиторией дают зрителям возможность не только наблюдать со стороны, но и почувствовать себя частью происходящего. Кульминационной является ария «Истина», раскрывающая ключевой замысел – на свете есть вещи, более вечные и сильные, чем сама смерть.

оФинрод (Серафим). Казань, 1 ноября

 

От лица зрителей хочется выразить огромную надежду на то, что этот показ всё-таки был не последним. Ведь в том беда, что песня не допета.

о

о

о

л

о

л

л

Авторы: Валерия Кукалева, Ирина Красько

Фото: Ирина Красько

 

культура искусство музыка Финрод Рок-опера
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА