Не знаю, как Вам, а мне кажется, что в последнее время музыкальная жизнь у нас в России остановилась. Нет рождения новых, ярких звезд, с индивидуальной музыкой, с умными текстами, с уникальными образами. Попса сделала свое дело- музыка превратилась в китч на потребу дня. И вдруг мы узнаем, что в Москве началась работа по созданию театра...современного романса. И что его основатель - автор и исполнитель современных романсов - Светлана Миргородская, которая сегодня станет нашим собеседником.
-Не страшно соперничать с молодыми героями сцены?
С.М. Нет. Потому что никакого соперничества нет и быть не может. Как не может быть соперничества между курами и ласточками, пернатыми, уместными в своем ареале обитания. Я не собираюсь воевать за место в курятнике. А небеса – они такие огромные, что там всем места хватит.
- Почему Вас увлекстаромодный романс, а не «трендовый» шансон?
Может быть, это прозвучит странно, но я не вижу большой разницы между «романсом» и «шансоном», который по сути есть ничто иное, как «французская эстрадная песня в стиле кабаре». Для меня такие шансонье, как Шарль Азнавур или Эдит Пиаф останутся иконами стиля до конца дней. Тенденция называть «шансоном» песенки из подворотни, построенные на трех аккордах и бедной рифме, в нашей стране связана с засильем маргинальных «великороссов» - малочисленных потомков малообразованных малодушных мажоров. К счастью, в своем большинстве русский человек духовен и ментально неординарен. Поэтому ему близок романс, близки песни Азнавура, Пиаф, Вертинского, Утесова… - Не будем скрывать, но Вы к своим годам добились очень многого: у Вас успешный бизнес, связанный с миром ароматов и красоты. Издано несколько Ваших книг. Все, за что Вы беретесь, становится востребованным и популярным. Вы собираетесь и свои романсы довести до статуса «культ»?
Боюсь, что любое дело обречено на успех, если страстно им заниматься, не жалея времени и сил. Ароматам я посвятила 20 лет своей жизни. Романсам пока год, хотя стихи время от времени из меня выпрыгивали на бумагу, сколько себя помню. Я не верю в спонтанный успех, не верю в Золушку. Зато верю в Циолковского и Королева – их упорство, их труд и мечты, превращенные в идеи, сделали невозможное: люди теперь могут летать. Знаю, что легко не будет, будет интересно. И, возможно, однажды придет и заслуженный успех. - Почему театр романса?Не проще бы собрать несколько музыкантов с Вами во главе?
Вы знаете, некоторые идеи настолько светлы и праздничны, что рядом с ними прочие варианты кажутся нищими уродцами… Поэтому, когда мне посчастливилось познакомиться с талантливым человеком – поэтом, писателем, продюсером Сергеем Хариным – и он со свойственным ему фейерверком воображения предложил создать «Театр Современного романса», я поняла, что это – единственное, чего я по-настоящему хочу. Я не хочу «во главу», я хочу артистический экстаз.
-Вы уже набрали труппу?
Мы работаем над этим. Молодых, талантливых, артистичных певцов, к счастью, у нас много, есть из кого выбирать. Хочется создать труппу с сияющим эргрегором, чтобы все актеры своим блеском подчеркивали волшебное сияние своих коллег… Как у «PinkFloyd»: «ShineOnYouCrazyDiamond!»
- Современный романс и исконно русский романс - в чем их сходство и отличие?
Боюсь, в степени одиночества. Современный человек никому не нужен со своими проблемами и блужданиями о смысле жизни. В наше время неудачники презираемы. В чести у общества «личностный рост», успешность, победа любой ценой. Поэтому для всех нас фраза «Ямщик, не гони лошадей, мне некуда больше спешить» звучит, как нонсенс. Дико, неправильно и даже обидно. «Как это, я – царь природы – оказался не нужен вместе со своей любовью? Нет, врешь, не на того напал, значит, объект несчастной страсти был во всем виноват, был жадным негодяем и похотливым гадом». Только такой «пасьянс» судьбы сходится у нас. Мы слишком боимся выглядеть жалко, боимся показаться на людях без макияжа, боимся увидеть нагую истину, боимся признаться даже самим себе, что виноваты в своем хроническом одиночестве ничуть не меньше, чем наши оппоненты. Поэтому современный романс не такой обнаженный, как старинный, мысль должна быть раскрыта очень мягко, постепенно, чтобы зритель не испугался и не убежал.
- А Ваш зритель- кто он? Завсегдатай филармонии с абонементом на концерты? Вы верите в то, что круг Ваших зрителей не будет ограничен любителями классического направления в музыке?
Вы знаете, мой зритель – это самое лучшее, что есть в нашей стране. Это то, что всех нас отвращает от эмиграции.Это тонкий, думающий, сострадательный человек со смятенным сердцем и ранимой душой. Он может посещать филармонию, а может быть фанатом рок-фестивалей, не это главное. Главное то, что он упрямо задается одним и тем же вопросом: «Зачем я живу?»- Что или кто Вас вдохновляет на создание романсов?
Жизнь и люди. Жизнь своими сложными кульбитами, выбивающими тебя из колеи до кровавых искр из глаз. Люди – своими мыслями, поступками, историями. Но больше всего мое вдохновение резонирует с музыкой композитора Анатолия Зубкова. Она зажигает в воображении такие яркие картинки, что они сами просятся на бумагу, складываясь в рифмы и метафоры.
- Сейчас большинство любителей музыки находится в Интернете. Как Вы будете популяризировать свое творчество среди них? Есть ли дружба между мировой паутиной и романсом?
Честно скажу, мне кажется, что ничто человеческое мировой паутине не чуждо. Я абсолютно уверена, что мои слушатели – современные пользователи всех благ и «неблаг» цивилизации, а не старообрядцы, медитирующие при лучине.
- А если вдруг слушатель не захочет полюбить Ваши творения?Сами знаете - наш народ капризен. Расстроитесь?
Да. Но убиваться не стану. Если избушка повернулась к лесу передом, иди к лесу.
-И напоследок какое-нибудь четверостишье (либо еще не нашедшее свою мелодию, либо экспромт)
«Под звуки маршей, бряцанье медалей,
Аплодисментов бурных треск сухой,
Под адский скрежет тормозных педалей
Безмолвною становится любовь».