Опубликовано: 05 марта 2013 11:16

О шарманке

Все вы хорошо помните прекрасную сказку Ганса Христиана Андерсена «Соловей». И многим из вас поющая механическая птичка из этой сказки кажется чистейшей выдумкой автора. Но это не так. Подобную игрушку (правда, не столь совершенную) придумал и сделал еще за целый век до нашей эры замечательный греческий инженер Герон Александрийский.

По нынешним понятиям конструкция, разработанная Героном, была очень простой. Птичка сидела на крышке герметического сосуда. В этот сосуд вливалась вода. Она вытесняла воздух в трубку, которая была проведена в горлышко птички. Когда сосуд заполнялся доверху, птичка умолкала, вода из сосуда автоматически выливалась через сифон, а затем все повторялось сначала. Поющая птичка Герона еще не была самоиграющим музыкальным инструментом: она издавала всего один звук. И вообще до таких инструментов было еще очень далеко. Но чтобы стало яснее, на какой почве они появились, желательно хотя бы коротко проследить одну из линий прикладной механики.

В средние века были изобретены механические часы. Это событие имело как бы двойное значение. Во-первых, появился измеритель времени, более точный и надежный по сравнению с предыдущими. Во-вторых, часовой механизм стал основой для многих автоматических устройств. На первых порах эти устройства лишь прилагались к часам: например, механизм башенных часов Страсбургского собора приводил в действие не только стрелки, а еще и самые разные фигуры людей и животных. Затем многие забавные устройства отделились от часов и обрели самостоятельную жизнь. Появились механический петух, механический орел, механические куклы и т. д.

Часы постепенно совершенствовались, уменьшались в размерах и в конце концов дошли до карманного объема. Конструкторы механических развлекательных устройств умело использовали это: если раньше привод к игрушкам подводился извне и его приходилось как-то прятать, то теперь весь механизм умещался внутри игрушки или в небольшом ящичке, на котором эта игрушка стояла. 

Кое-кто может сказать: а стоило вкладывать столько изобретательности и труда в игрушки? Дело в том, что от игрушек механики нередко переходили к более серьезным вещам. Вокансон, например, изобрел и построил оригинальный шелкоткацкий станок. В семнадцатом-восемнадцатом веках прикладная механика достигла расцвета. Мы увидели, что механизмы под руководством людей научились тончайшим движениям и действиям. А теперь посмотрим, как они попутно научились исполнять музыку.

«Прелестная Катарина» - о шарманке. Почти триста лет назад в Италии появился музыкальный инструмент для тех, кто не умеет играть. Крутишь ручку — раздается музыка. Чаще всего звучал тогдашний шлягер «Прелестная Катарина» — по-французски «Шарман Катарин». От названия песенки произошло одно из названий инструмента — шарманка.

В науке есть понятие — «черный ящик». Это когда ясно воздействие на какой-нибудь аппарат или прибор, легко поддается наблюдению результат такого воздействия, но при этом остается загадкой то, что происходит внутри. Короче, известен вход, известен выход, неизвестен процесс. Иногда по входу и выходу удается исследовать и процесс. Давайте примем шарманку за такой ящик, тем более что она и в самом деле имеет похожую форму, и попробуем мысленно проанализировать ее устройство.

Вход шарманки — рукоятка, выход — музыка. Слушая ее, мы прежде всего легко можем уяснить, что внутри шарманки есть трубы, поскольку звуки исходят явно органные. Раз трубы — значит, должно быть устройство для нагнетания воздуха. Трубы звучат не все сразу, следовательно, существует механизм для открывания и закрывания клапанов. И наконец, мы слышим не беспорядочное чередование звуков, а музыку, значит, она каким-то образом заранее запрограммирована. Крутя ручку, мы ее воспроизводим.

Теперь от мысленного исследования перейдем к реальному. Откроем стенку инструмента и посмотрим, что внутри. Действительно, тут и трубы, и клапаны, и мехи. А самое интересное — мы видим валик, на котором запрограммирована музыка. Вспоминаем широкоизвестное: основа фонографа тоже валик с записанными на нем звуками. Разница, правда, есть, и существенная, мы до нее еще дойдем, а пока отметим главное: валик как основа программного устройства не был новинкой задолго до фонографа. Судьба шарманки удивительна. Этот инструмент, способный воспроизводить лишь простую, незамысловатую музыку, тем не менее был очень популярен. Впрочем, «был» — не совсем верно. Шарманку хорошо помнят многие ныне живущие, а где-то она сохранилась до сих пор. Например, в некоторых кавказских городах и сейчас есть шарманщики, нередко ради экзотики их приглашают на свадьбу или на другое семейное торжество.

Шарманка была не первым инструментом, в котором последовательность звуков программировалась заранее, а потом воспроизводилась. Первые упоминания о таких инструментах мы находим в литературе шестнадцатого века. Самоиграющих инструментов за прошедшие четыреста лет изобреталось много, и самых разных, поэтому нам лучше не перебирать их по одному, а познакомиться с главными направлениями развития механической музыки.

Пару примеров игры на шарманке можно посмотреть ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.

Источник: music-80.ru

культура искусство музыка музыка шарманка
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА