Опубликовано: 03 апреля 2013 10:05

Леопольд Теплицкий - Революционер джаза

Когда смотришь на фотографии 20-30-х годов теперь уже прошлого столетия, то многое, что происходило в те годы, кажется безмерно далеким, неосязаемым. События, судьбы людей, овеянных легендами... Но в дальнейшем, прикасаясь к той жизни через газетные, архивные материалы, встречаясь с людьми, волею великого случая лично знавших тех легендарных личностей с удивительной, невероятной и богатой на яркие события жизнью, понимаешь, что все это - совсем рядом. Стоит только вспомнить, и память людская возвращает нам их замечательные судьбы, их имена.

Сталкиваясь с историей ми­рового джаза, особенно сти­хийными и романтичными годами начала прошлого столетия, многие люди при­вычно мысленно предста­вляют для себя такую при­мерно картину': какое-ни­будь пропитанное табачным дымом и алкогольными па­рами пивное заведение Чи­каго, Нового Орлеана. Сент- Лунса, любого другого аме­риканского городка, среди хаоса голосовl и шума слыш­на тихая блюзовая мелодия усталых музыкантов, ворча­ние мудрого саксофона, лег­кий шепот фортепиано, пронзительный полет зву­ков трубы и хриплый голос вокалиста, поющего о труд­ной судьбе и прожитом дне. Все это, конечно, так.

Но эхо джазовой рсволюции. подхваченное миром талантливых музыкантов, откликалось в те же годы в самых разных частях света. Од­ним из таких мест была Рос­сия, а в ней - Карелия. В тридцатые годы вдохновен­ные джазовые нотки звучали в Медвежьегорске и Петрозаводске. Они вылетали из под пальцев и клавиш Лео­польда Теплицкого, одного из основателей джаза нашей родины.

Леопольд Теплицкий - выдающийся российский джентльмен джаза 20-30-х прошлого века. Сегодня, вспоминая о нем, безо вся­ких оговорок мы должны признать, что роль такой талантливой и известной в ми­ре личности для музыкаль­ной жизни России и, конеч­но, Карелии, неоценима. С одной стороны, это счастли­вый для нашей северной рес­публики случай, но, вместе с тем, достаточно трагическое стечение его жизненных об­стоятельств. Такова судьба... Один из первых по настоя­щему профессиональных джазменов России Леопольд Теплицкий долгое время жил и работал в Карелии, во многом определив развитие, ста­новление ее творческой и, конечно, джазовой жизни. В многочисленных изданиях советских энциклопедиче­ских словарей вы не найдете его фамилии. Джаз там упо­минается, как рожденный в США. и только. Можно найти запись о Леониде Утесове, основателе первого орке­стра теа-джаза в СССР. Однако первый оркестр джаза был создан Леопольдом Те­плицким. и. кстати, именно в нем опробовап свои силы молодой Утесов. Но об этом - чуть позже.

В людях

Леопольд Теплицкий родился 12 марта 1890 года в местечке Смело, что под Екатеринославом (ныне - Днепропе­тровск), в многодетной семье портного. В метрической церковной книге регистрации, ведущейся по Указу Его Импе­раторского Величества, было записано его имя - Липа.

Мальчику рано пришлось пойти работать. С 12 лег он, как самый старший из 11 де­тей, помогал отцу в магазине готового платья "Рогинский и братья". В это же время у не­го обнаружились необыкно­венные музыкальные спо­собности. и семья решила отправить Леопольда на уче­бу в Екатеринославское му­зыкальное училище.

Однако, проучившись три года, из-за материальных трудностей в семье (в 1905 году после еврейских погро­мов отец потерял трудоспо­собность) он был вынужден бросить учебу, и уехал в Симферополь.

Леопольд Теплицкий запи­шет позднее в одной из своих автобиографий, что не мог тогда поступитъ иначе. Так, практически с 16 лет, на его попечении оказалась вся семья.

В Симферополе он нашел работу аккомпаниатора, днем играл в танцевальном классе, вечерами - в ресторане Центрального сада. Большую часть своей зарплаты регулярно высылал матери.

Следующие записи в трудовой книжке молодого музыканта до 1914 года - это "пианист' и "руководитель оркестра" в ресторанах Луганска, Ялты, Екатеринослава и, наконец, Харькова, где он работал четыре года в варьете "Вилла Жабкина*. Стоит заметить, чго условия для него в варьете были поставлены достаточно жесткие. Вот одна из строчек подписанного им договора: "Руководитель оркестра обязан обеспечить работу музыкантов ежедневно". При этом он должен был обновлять репертуар через каждые пять - шесть дней. Там же в Харькове Теплицкий успешно закончил музыкальное учили­ще, входящее в систему Им­ператорского русского музыкального общества.

В 1908 году в жизни Леопольда Теплицкого произошло событие, сам факт кото­рого в будущем должен был стать своего рода защитным иммунитетом протип советских репрессий. Судите сами: Теплицкий, как член союза музыкантов в Ялте, участвовал в борьбе с частными хозяевами за права оркестрантов, распространял не­легальную литературу, выступал на митингах. Его тогда арестовали и по формулировке судейских чиновников царского режима как "политически неблагонадежного", посадили в тюрьму, где он провел долгие 11 месяцев. На допросах, проводи­мых местным генералом жандармерии Думбадзе, по архивным записям самого Теплицкого, его жестоко избивали.

В 1915 году Леопольд Теплицкий поступил в Петер­бургскую консерваторию, в которой с успехом обучался сразу по двум классам - фор­тепиано и композиция, дири­жирование. Он был одним из лучших студентов консерва­тории тех лет. Посещения занятий, как теоретических, так и инструмента, были платными. Сохранился студенческий билет Леопольда Теплицкого, в котором указаны суммы его ежемесячных выплат по разным курсам - от 10 до 20 рублей.

Уже во время учебы, в тече­ние пяти лет Теплицкий по необходимости подрабаты­вал пианистом на озвучива­нии фильмов в кинотеатрах ("Люкс*. "Эрмитаж". "Ударник" и другие). Эта работа в штате "Севзапкино" продол­жилась и после окончания консерватории. Весной 1926 года с группой музыкантов Теплицкий был командиро­ван Наркомпросом России в Нью-Йорк и Филадельфию на сельскохозяйственную выставку, чтобы играть в ре­сторане Русского павильона, а также изучать джазовую му­зыку, собирать ноты для бу­дущей работы в системе ки­но, "великого немого".

В эту командировку 34-летннй Леопольд Теплицкий уезжал не без ведома нарко­ма просвещения Анатолия Луначарского.

Оркестр профессоров

Спустя несколько месяцев Леопольд Теплицкий вер­нулся в Ленинград, привезя с собой инструменты для джа­зового оркестра, ноты попу­лярных пьес, и организовал "Первый концертный джаз- банд". Вместе с ним в Россию приехала негритянская пе­вица Корстти Арлс-Тиц (В последствии этот факт стал прообразом эпизода, ис­пользованного в кинофиль­ме'Мы из джаза".) Она пела в оркестре сольные номера, в отдельных программах джаз-банда участвовал и мо­лодой исполнитель из Одес­сы Леонид Утесов (Лазарь Вайсбейн).

Заслуга Леопольда Теплицкого заключается в том. что он первым ввел джазо­вую музыку в серьезные кон­цертные залы. Его знамени­тый и исторический "ор­кестр профессоров", как на­зывали музыкантов за то, что в составе были многие пре­подаватели консерватории, дал первый концерт в Ленин­граде, в зале Государственной академической капеллы 28 апреля 1927 года. Высту­пление предварял доклад Иосифа Шиллингера *Джаз-банд и музыка будущего", в котором наряду с историче­скими выкладками была сде­лана попытка осмыслить со­циальное значение джаза для России и его перспекти­вы.

В программе оркестра зву­чали такие номера, как ’Лег­комысленный Фауст*' (F. Black). "Песнь бродяг" (R Fnmi), "Мечта о любви и Вас" (В. Devis), Hymn to the sun (G. Gershwin), обработка рус­ской народной песни "Эй, ух­нем" и мнюгие другие произ­ведения. Концерт имел ус­пех, однако получил доста­точно отрицательный отзыв А. Римского-Корсакова, сына известного композитора. В "Красной газете" через несколько дней после концерта он напишет, что "джаз при­шелся по вкусу жирующей и фокстротирующей буржуа­зии", что "сколь-нибудь куль­турный слушатель испыты­вал нестерпимые муки от ис­каженных ритмов, варвар­ски. словно топором обру­бленных гармоний*, что "ху­дожественное значение та­кой музыки невелико".

Так, в общем-то схожим топорным образом было вы­сказано полное неприятие джаза отдельными слоями творческой интеллигенции. Хотя, это можно было наз­вать всего лишь частным мнением.

'Первый джаз-банд", по­стоянно меняя музыкантов своего состава, просуще­ствовал немногим более года, выступая в основном в Ленинграде, Москве и в горо­дах юга России. В более ма­лом составе Джаз-банд Теплицкого иногда выступал в антрактах и после спектаклей в Ленинградском теат­ре Сатиры на ул. Ракова (Итальянской). Об этом можно прочесть в журнале "Рабочий и театр" за 1927 год. После чего оркестр все же распался, и Теплицкий вер­нулся к классической музы­ке, возглавив один из симфо­нических оркестров.

Беломорканал

В конце 1930 года, в годы на­чинающихся массовых ре­прессий, Леопольд Теплицкий был осужден особой тройкой ПП ОГПУ ЛВО по статье 58-6 (шпионаж) и отправлен в Соловецкие лаге­ря Обвинение, которое, как выяснится значительно поз­же, было надуманным и необоснованным, ему предъявила теперь уже новая класть советов. Здесь стоит вспомнить тот арсст 1908 го­да. когда Теплицкий пострадал от предыдущего режима, борясь за идейные лозунги и призывы новой, такой неразборчивой к людям в стране власти. Причем в автобио­графии Теплицкого в графе N25 "Участвовал ли в рево­люционном движении и подвергался ли репрессиям* всегда им собственноручно вписывалась строка о событиях 1908 года.

Но это теперь легко рассуждать на такие темы, а тог­да подолгу не разбирались..

Леопольд Теплицкий ра­ботал на строительстве Беломоро-Балтийского кана­ла, возводил деревянные ба­раки. Затем, по приказу на­чальства был переведен в Медвежьегорск дирижером драматического театра по­литзаключенных. Там же иногда играл тапером в ме­стном кинотеатре. В настоя­щее время того здания возле лесозавода и порта уже не су­ществует, осталась лишь не­большая часть фундамента, обросшего травой. Доволь­но красивое строение было разобрано и перевезено в центральную часть России.

Причиной репрессии, со слов Альбины Атышеоой, работавшей в те годы руково­дителем академического хо­ра в Медвежьегорском Доме культуры заключенных и лично знавшей Теплицкого, могли стать его встречи в Америке с композитором- эмигрантом Ипполитовым- Ивановым (он сам об этом ей рассказывал). В то же время нельзя забывать, что в Нью- Йорке с 1905 года (после ев­рейских погромов на Украи­не) жила эмигрировавшая семья дяди Теплицкого, ра­ботавшего портным, с которыми он также встречался во время посещения США (строка из автобиографии). Любого из этих фактов вполне хватало по тем временам на знаменитую 58-б статью и длительный срок заключе­ния.

В конце 1932 года Лео­польд Теплицкий "за удар­ный труд" был освобожден, но, видимо получив пораже­ние в правах, остался жить в Карелии. В своем личном де­ле он аккуратно запишет об этом - "По приглашению Об­кома партии Карелии прие­хал жить в Петрозаводск".

В последующей личной жизни Теплицкий никогда на эти темы и проведенных на ББК годах не говорил - в семье не любили ворошить прошлое. В Медвежьегор­ском музее есть небольшая экспозиция, посвященная Леопольду Теплицкому - фотографии, документы той поры Работающая там Татьяна Апполонова расска­зала, что часть документов музею подарила дочь Теплицкого - Эттель Леопольдовна, приезжавшая в Мед­вежьегорск. Она также утвер­ждала, что отец почти не вспоминал при детях о годах своей ссылки, лишь однажды тихо обронил, что в те годы потерял зубы...

Не только джаз

В Петрозаводске Леопольд Теплицкий активно участво­вал в культурной жизни рес­публики Карелия, являясь в разные годы дирижером симфонического оркестра, преподавателем открывше­гося в 1938 году музыкально­го училища. Важной вехой в популяризации и становлении джазовых традиций в республике стал концерт ор­кестра Леопольда Теплицкого, состоявшийся в Петроза­водске 27 февраля 1934 года. Афиши приглашали горо­жан в Каргостеатр на кон­церт симфонического джаз-оркестра американской му­зыки ("цены повышены"!) В небольшой по формату программке указывалось, что в трех отделениях публика ус­лышит джазовые произведе­ния Д Гершвина (Song of the Flame), Warren (In my Gandola), Dupont (Rosita, танго), другие темы, а также арии из оперетт (Гейша и Роза Мари, Корневильские колокола, Ярмарка невест), увидит танцы в исполнении артистов балета. Петъ неыли приглаше­ны из театра ленинградской музыкальной комедии соли­сты Е Мурская и А. Гордон. В составе оркестра уже не бы­ло американской певицы Коретти Арле-Тиц, которая жила в СССР в конце двадца­тых, но резонанс от концер­та у общественности города был все равно большим и да­же можно сказать сенса­ционным. По воспомина­ниям современников и уче­ников Леопольда Теплицкого (Владимира Качалова, Владимира Мишина, в на­стоящее время зав. джазовым отделением петрозаводско­го музыкального училища, Льва Забежинского, основа­теля первого джаз-клуба в Петрозаводске, ныне живу­щего в США), своими зна­ниями, практическим опы­том, советами и рекоменда­циями Теплицкий многое сделал для развития джаза в Карелии.

Огромная нотная библио­тека джазовых композиций, привезенная Теплицким из США. до настоящего време­ни бережно хранится в архи­вах республики и. частично, в музыкальном училище.

Ленин слушал не только аппассионату

Леопольд Теплицкий, как та­лантливый музыкант, с отли­чием закончивший Ленин­градскую консерваторию в 1920 году, значительную часть жизни был связан и с классической музыкой, сим­фоническими оркестрами, другими академическими коллективами. Уже в 1920 го­ду он дирижировал орке­стром знаменитого Мари­инского театра в постановке балета "Лебединое озеро".

Есть еще три удивитель­ных факта, упоминаемых Те­плицким в своей автобио­графии. Вот эти строки: "В 1920 году в Ленинграде мн» выпало счастье дирижироватъ оркестром в присут­ствии Владимира Ленина на втором конгрессе Комин­терна в театре оперы и балета имени Кирова. Второй раз схожее знаковое и запоми­нающееся событие проиэошло в 1927 поду на 15 съезде партии в Москве в присут­ствии Иосифа Сталина. В 1947 году на физкультурном параде, проходившем в Москве на стадионе "Динамо", где присутствовало все политбюро партии и члены со­ветского правительства, я дирижировал оркестром, со­стоящим из 1200 (!) музыкантов. Этот оркестр исполнял мною написанный "Торжественный марш".

Как же объяснить вдруг затерявшиеся между этими событиями три года (1930-33), проведенные Теплицким на строительстве ББК? Только полным безразличием госу­дарства к судьбе любого гражданина, независимо от имени и социальной значимости. Леопольд Теплицкий. как человек и гражданин. несмотря ни на что искренне любил свою родину. В его личном деле есть такая запись: "Я благодарен судьбе за то, что родился в великой стране. Мой труд, как музыканта, был востребован, он принес пользу людям".

Благодаря таланту Теплицкого были созданы десятки крупных симфонических произведений. оркестровых пьес, музыка для духовых оркестров, обработки народных мелодий и собственные, оригинальные песни. Одно перечисление их займет несколько страниц В Карелии уже в начале тридцатых он преподавал в первом уни­верситете музыкальной культуры при Петрозаводском Центральном доме культуры. Совместно с Карлом Раутио и Рувимом Пер­гаментом Леопольд Теплицкий учзствовал в создании известного доныне ансамбля национальной музыки "Кантеле" (1936).

Ветры неремен

Историческая справедливость, благодаря значимому творческому наследию этого человека и. безусловно, памяти людей и огромной проделанной ими работе, не могла не быть восстановлена. Заслуженный деятель искусств Карелии Леопольд Теплицкий 6ыл награжден Ор­деном "Знак Почета", много­численными медалями иди­пломами. Указом Верховно­го Совета СССР от 16 января 1989 года он был полностью реабилитирован за отсутствием состава преступления.

Однако, случилось это спустя 24 года после его кончины в 1965 году.

Учитывая заслуги Леопольда Теплицкого, его именем назван традиционный международный джазовый фестиваль "Звезды и мы", ежегодно проводимый в Петрозаводске уже более двад­цати лет На доме, где он жил, по проспекту Ленина, 1 в Пе­трозаводске установлена ме­мориальная доска.

Похоронен Леопольд Теплицкий на Сулажгорском кладбище в Петрозаводске. Многие люди, бывающие на этом кладбище, не знают, что здесь покоится замечатель­ный человек, композитор, дирижер и один из пионеров российского джаза.

В Москве теперь живет су­пруга Теплицкого Надежда Александровна вместе с до­черью Галиной Леопольдов­ной. Там же с семьей прожи­вает и их сын Александр, ны­не известный физик.

Прошло много лет, но сох­ранились еще деревянные дома в Петрозаводске по ул. Волховской, в одном из ко­торых жил Леопольд Теплицкий Иногда кажется, что вот отворится калитка, и из нее появится невысокий и очень степенный, элегант­ный джентельмен джаза. Пройдет по улочке, свернет налево у школы N8 и неспешной походкой с палочкой в руках двинется через мост и площадь к зданию своей по­следней работы - городскому музыкальному училищу.

Источник: www.jazzquad.ru

культура искусство музыка джаз
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА