Опубликовано: 26 сентября 2012 11:01

Пётр Ильич Чайковский

«Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие» Д. Шостакович

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». В этих словах Петра Ильича Чайковского точно определена задача его искусства, которую он видел в служении музыке и людям, в том, чтобы «правдиво, искренне и просто» говорить с ними о самом главном, серьезном и волнующем их. Разрешение такой задачи было возможно при освоении богатейшего опыта русской и мировой музыкальной культуры, при овладении высшим профессиональным композиторским мастерством. Постоянное напряжение творческих сил, повседневный и вдохновенный труд над созданием многочисленных музыкальных произведений составили содержание и смысл всей жизни великого художника.

Творчество Чайковского охватило почти все музыкальные жанры, среди которых ведущее место занимают самые масштабные — опера и симфония. В них нашла наиболее полное отражение художественная концепция композитора, в центре которой — глубинные процессы внутреннего мира человека, сложные движения души, раскрывающиеся в острых и напряженных драматических столкновениях. Однако и в этих жанрах всегда слышна главная интонация музыки Чайковского — певучая, лирическая, рожденная непосредственным выражением человеческого чувства и находящая столь же непосредственный отклик у слушателя. С другой стороны, и остальные жанры — от романса или фортепианной миниатюры до балета, инструментального концерта или камерного ансамбля — могут быть наделены теми же качествами симфонической масштабности, сложного драматического развития и глубокой лирической проникновенности.

Чайковский работал и в области хоровой (в т. ч. духовной) музыки, писал вокальные ансамбли, музыку к драматическим спектаклям. Традиции Чайковского в различных жанрах нашли свое продолжение в творчестве С. Танеева, А. Глазунова, С. Рахманинова, А. Скрябина, советских композиторов. Музыка Чайковского, еще при его жизни получившая признание, ставшая, по словам Б. Асафьева, «жизненной необходимостью» для людей, запечатлела огромную эпоху русской жизни и культуры XIX в., вышла за их пределы и стала достоянием всего человечества. Ее содержание универсально: оно охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта, в нем обобщаются и по-новому раскрываются образы русской и мировой литературы — Пушкина и Гоголя, Шекспира и Данте, русской лирической поэзии второй половины XIX в. Музыка Чайковского, воплощая драгоценные качества русской культуры — любовь и сострадание к человеку, необыкновенную чуткость к беспокойным исканиям человеческой души, непримиримость к злу и страстную жажду добра, красоты, нравственного совершенства, — обнаруживает глубокие связи с творчеством Л. Толстого и Ф. Достоевского, И. Тургенева и А. Чехова. В наши дни сбывается мечта Чайковского о том, чтобы увеличивалось число людей, любящих его музыку. Одним из свидетельств мировой славы великого русского композитора стал Международный конкурс его имени, привлекающий в Москву сотни музыкантов из разных стран.

«Что касается вообще русского элемента в моей музыке, то есть родственных с народной песнью приемов в мелодии и гармонии, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки, что я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях, что, одним словом, я русский в полнейшем смысле этого слова.»                  П. И. Чайковский

Сочинения: 

Оперы — Воевода (1869, Москва), Ундина (уничтожена Чайковским), Опричник (1872; постановка 1874, Петербург), Кузнец Вакула (1874; постановка 1876, там же), Евгений Онегин (1878; постановка 1879, Москва), Орлеанская дева (1879; постановка 1881, Петербург), Мазепа (1883; постановка 1884, Москва), Черевички (2-я редакция оперы Кузнец Вакула, 1885; постановка 1887, там же), Чародейка (1887, Петербург), Пиковая дама (1890, там же), Иоланта (1891; постановка 1892, там же) 

Балеты — Лебединое озеро (1876; постановка 1877, Москва), Спящая красавица (1889; постановка 1890, Петербург), Щелкунчик (1892, там же); для солистовхора и оркестра — одаК радости (1865), кантата Москва (1883) и др.

Для оркестра — симфонии (1-я — Зимние грёзы, 1866, 3-я редакция 1874; 2-я, 1872, 2-я редакция 1880; 3-я, 1875; 4-я, 1877; Манфред, 1885; 5-я, 1888;6-я, 1893), 4 сюиты (1879–87; 4-я — Моцартиана), увертюра-фантазия Ромео и Джульетта (1869;3-я редакция 1880), фантазия Буря (1873), фантазия Франческа да Римини (1876), Итальянское каприччио (1880), Торжеств увертюра 1812 год (1880), увертюра-фантазия Гамлет (1888) и др.

Для инструментов с оркестром — 3 концерта (1875–93) и Концерт фантазия (1884) для фортепиано, концерт (1878), Меланхолическая серенада (1875) и Вальс-скерцо (1877) для скрипки, Вариациина тему рококо для виолончели (1876) и др.

Камерно-инструментальные ансамбли —фортепианное трио Памяти великого художника (1882), 3 струнных квартета (1871–76), струнный секстет Воспоминание о Флоренции (1892)

Для фортепиано — 2 сонаты (1865; 2-я — Большаясоната, 1878), Времена года (1876), Детский альбом (1878), Думка (1886) и др.; произведения для хора с оркестром

Для хора a cappella — Литургия св. Иоанна Златоуста (1878), Всенощное бдение (1881) и др.; камерно-вокальные ансамбли; романсы (свыше 100)

Музыка к спектаклюдраматического театра — «Снегурочка» Островского (1873, Москва), и др.

Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА