Опубликовано: 22 апреля 2013 15:26

Проект «Платформа»: мировая премьера Александра Маноцкова «Страсти по Никодиму»

2 и 3 мая на «Платформе» мировая премьера «Страстей по Никодиму» Александра Маноцкова, куратора музыкальной программы 2013 года, в исполнении вокального ансамбля Questa Musica и Московского ансамбля современной музыки. Дирижировать будет Филипп Чижевский, режиссёр – Денис Азаров.

 

«Страсти - музыкальное повествование о последних днях и смерти Иисуса Христа - жанр и старый (их начали писать задолго до Баха, автора самых известных «Страстей»), и новый (в двадцатом веке «Страсти» писали, например, Пендерецкий, Губайдулина, Пярт, Голихов). Обычно «Страсти» бывают «по…» - тут следует имя евангелиста, чьи тексты взяты в основу либретто. Соответственно, «Страсти по Никодиму» написаны по мотивам евангелия от Никодима - есть такой текст, с одной стороны неканонический, а с другой, содержащий некоторые вещи, включённые в  церковное предание. Но «церковное»  и в композиторских «Страстях» вообще, и в моей партитуре - не на первом плане; на первом плане обычно оказывается отношение автора к личной проблеме смерти и зла - проблеме, которую, так или иначе, всем придётся решать, и которая в сюжете Страстей Христовых (в чисто художественном смысле, помимо «религии») доведена до абсолютной остроты. 

Я написал либретто несколько лет назад, но радикально его переделал, когда у меня стал появляться конкретный образ музыки «Страстей по Никодиму».  В прошлом году я  в Германии написал по заказу несколько вокальных пьес на немецком, полюбил немецкую просодию - а некоторые тексты Ницше давно представлялись мне прекрасными христианскими комментариями к Страстной неделе - в итоге, хоралы у меня немецкие, на тексты Ницше.

В тексте речь идёт о судебном разбирательстве и казни - рассказчик (Никодим) у меня что-то вроде судмедэксперта. Имя подсудимого - осуждённого - звучит только в эпилоге.

В этой музыке  я стремился к тому, чтобы экспрессия была не результатом «прямого» высказывания, а возникала как бы объективно, как следствие развития чисто музыкальных идей. Несмотря на мою многолетнюю практику в области древнерусской певческой традиции и духовных стихов, оказалось, что эти мои умения совершенно не требуются этой партитуре. А потребовались, помимо традиционных академических инструментов,  экзотические ударные и генератор белого шума. В партитуре также оговорено использование титров и  видео.»

Александр Маноцков

 

Практически накануне, 30-го апреля в 20.00 мы приглашаем публику и журналистов на встречу с автором партитуры, который расскажет о традиции «Страстей» в западной и российской музыке, и о своём собственном произведении, ответит на вопросы. Вход свободный

культура искусство музыка классика Кирилл Серебренников, проект "Платформа", ВИНЗАВОД, концерт, культура, страсти, Александр Маноцков, Филипп Чижевский, Денис Азаров, Questa Musica, Московский Ансамбль Современной Музыки
Facebook Share
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА