Опубликовано: 02 октября 2012 17:56

Советский джаз: исторический очерк

Первый оркестр был организован в 1922 году «Первый в РСФСР эксцентричный оркестр – джаз-банд Валентина Парнаха». 6-ть человек – тромбонист (или саксофонист), ксилофонист, пианист, банджист, барабанщик (в арсенал входили гудки, клаксон, погремушки, звонки и медные тарелки) и дирижер, игравший на трещотках, в театре добавилась скрипка, позже английский рожок. Петров отмечает «что он подошел к джазу вот именно со стороны танца и живописи» .Свойственна ярко выраженная эксцентрическая, театрализованная манера исполнения, отражало представления о джазе в целом, бытовавшее в то время. «Из американского джаза известны лишь самые первые записи архаического новоорлеанского стиля. Тяжелое весьма близкое к духовым маршам, звучание. Так, что музыкально мы были в какой-то степениновоорлеанцами. Но на свой особый лад».

Выступления проходили на концертных площадках, как дополнение к лекциям и в большей степени в театре, как музыка, выполняющая иллюстрирующую (прикладную) роль. Спектакль В. Э. Мейерхольда «Д. Е.» («Даешь Европу» по И. Эгенбергу. Участие по времени, расположению и функциям было не зафиксировано постоянным, то тесть менялось и после стал не востребован), исполняя свою программу – фокстроты, шимми и др. танцевальные мелодии в эксцентрической манере. Также в 1923 г. Участвовал в карнавальном шествии на сельскохозяйственной выставке (1-е выступление в государственных торжествах – чего не было на Западе). 1924 г для делегатов V-го конгресса Коминтерна. Сам организатор был непрофессиональным музыкантом (или вообще не музыкантом, следовательно, о каком либо профессиональной организации и исполнения не могло быть и речи. Культура исполнения отображала существовавший стереотип о джазе (культуре), черпающая информацию из отечественной идеологической пропаганды, редких субъективных суждениях, слухов, а также из имеющейся контрабанды музыкального и литературного материала. Слабый свет пролили гастроли в 1926 г ансамбля Луиса Митчелла «Jazz Kings» и квинтет тромбониста Фрэнка Уитерса (16), а также гастролировавший по Европе негритянский оркестр Сэмми Вудинга (в сост. входил кардебалет, певцы, чечеточники).Негативная оценка джазового искусства. (Муз. Танцзалов, мюзик-холлов цирка и т. п.), но реакция музыкальной общественность и была весьма активно, пусть в противостоянии.

В профессиональной сфере «Первый экспериментальный камерный синтетический ансамбль» – группа музыкантов-консерываторцев во главе с видным театральным режиссером, в прошлом пианистом Л. В. Варпаховским. 19-ть человек «владевшие в общей сложности 124 инструментами» в колонном зале с ними пел И. С. Козловский. Исполнялись произведения академической музыки, но в собственных аранжировках – фуги И. Баха, «Мимолетности» С. Прокофьева, а также фокстроты Юманса, Керна.

Профессиональный джаз.

В Москве 1-й «Амаджаз» под руководством пианиста А. Цфасмана – 2 саксофона (баритон и альт, заменяемые кларнетами и сопрано), труба, тромбон, банджо, барабан и фортепиано (субсидировался получастным издательством «АМА», выступал в целях ее рекламы). Выступали в клубах, фае кинотеатров, ресторанах, по радио, запись пластинок. Исполняли модную танцевальную музыку собственно оркестрованные, с а также свои собственные композиции (первый опыт сов. композиторов в джазе). В Ленинграде 1927 г пианист и дирижер (позже в 1932 г организовал в Петрозаводске 1-й симфонический оркестр) Л. Теплицкий после командировки в Нью-Йорк и Филадельфию организовал «Первый концертный джаз-бэнд». В состав входили заслуженные артисты ( трубы, тромбон, 4 саксофона – сопрано, альт, тенор + кларнет, гобой + англ. рожок, 2-е скрипки и ритм-группа – туба, банджо, барабан и фортепиано) вследствие чего исполнение было высокопрофессиональным, но с явным отсутствием джазовых традиций и школы игры. Коллектив был ориентирован на исполнение в стиле «sweet music» в стиле оркестра П. Уайтмана. В репертуаре популярные джазовые композиции (Гершвина, Дональдсона), «непритязательные танцевальные пьесы, комические обработки мелодий из «Золотого петушка» и пьес Листа. В оркестровках преобладали туттийные звучания, все инструменты, как правило, играли одновременно». «слушать подряд исполнение джаза было утомительно. Поэтому оркестровые номера чередовались сольными». Л. Теплицкий первый ввел джаз в концертные залы.

1928 г. там же начал играть джаз-банд Бориса Крупышева (12 музыкантов многие, из которых признанные уже виртуозы). Использовались различные шумовые и «диковинные инструменты» — осумбрино гуманофоне и раковины, которым отводилось заметное место в исполнении сольных партий. В репертуаре была всего одно отечественное произведение Б. Крупышева «Джаз-марш».

Детище Г. Лендсберга (инженера-теплотехника, неплохо владевшего роялем) совместно с Б. Крупышевым ансамбль «Ленинградская джазовая капелла», который первый начал «первым создавать советский джазовый репертуар». 1-е выступлениев 1929 г. в Обществе друзей камерной музыки. Вначале исполнялись печатные оркестровки «полуджазовых оркестров» Англии (Дж. Хилтона, Г. Холла и Дж. Пэйна). Со временем с оркестром начали сотрудничать профессиональные композиторы и стали создаваться собственные аранжировки «Джазовая сюита» А. Животова, «Джаз-лихорадка» Г. Терпиловского, «Пионерская затея» С. Кагана, «Я одинок» Н. Минха, также исполняли произведения симфонистов «Историю солдата» И. Стравинского, «Поэма» З. Фибиха. Коллектив много гастролировал по стране. Успех вызвал появление многих самодеятельных коллективов такого же плана. В 1930 г. руководителем стал С. Каган, 1933-34 гг. капелла становится штатным оркестром Ленинградского радио. Исполняет пьесы С. Кагана, Н. Минха… цикл песен Г. Терпиловского На стихи негритянского поэта ЛэнгстонаХьюза. 1934г. вновь оркестр возглавляет Г. Лендсберг добавляется 4-й саксофон (3-и альта+тенор), вместо банджо и тубы гитара и контрабас. Была 1-я такая большая гастрольная поездка по стране джазового коллектива. В 1935г. срок договора истек, и капелла прекратила существование.Б. Курпышев в 1930 г. в своем оркестре «Голубой джаз» продолжил «гавайскую линию», начатую еще в «Джазовой капелле». В составе не было медных, но считался «тройным» (3-и саксофона, три гавайские гитары, пианист и барабанщик).

В 1928 г. под впечатлением от оркестра Тэда Льюиса создает свой (из 10-ти человек 2 трубы, тромбон, 3 саксофонаи ритм-группа) – актер Л. Утесов. Впоследствии названный по названию первого концерта «Теа-джаз»Театрализация оркестра заметно отличала от др. профессиональных коллективов. Исполнялись как американские шлягеры (нередко переделанные на русский язык) танцевального и сентиментального плана, так и блатные песенки (из спектаклей…), популярные романсы. От сотрудничества с Дунаевским появляются 4-ре рапсодии – Советская, Русская, украинская и еврейская, перерабатывается академическая музыка – Песня индийского гостя из «Садко», песенка «Риголетто», джаз-фантазия «Евгений Онегин». Все вышеперечисленные аранжировки имеют комедийно-развлекателную смысловую нагрузку и вместе таким же типичным поведением артистов на сцене создаетгармоничную картину. Утесов заложил основы нового жанра на отечественной эстраде.В 20-е годы активное участие в пропаганде джазового искусства, в том числе и оркестрового, принимал, окрещенный Г. Терпиловским, как первый теоретик советского джаза – офицер морского флота С. А. Колбасьев.

Следует заметить, что советский джаз формировался в обстановке негативного к себе отношения, его отождествляли как «уродливым явлением коммерческой эстрады, фокстротом, с ресторанным ураганом». Идеологическая подоплека противостояния власти (формировавшей общественное мнение, всевозможными пропагандистскими методами) не только в том, что эта музыка из-за океана (лагеря противоположной политической системы), но и отождествляя ее с элементом враждующей системы в области коммерции (дельцы в эпоху НЭПа активно «паразитировали» в различных сферах музыкальной индустрии) и поэтому «в «джазе» видели средство наживы или просто танцевальную музыку». Особенно противостояла РАПМ.

Тем не менее, джаз вызывал огромный интерес как в кругах интеллигенции, в том числе и у профессиональных музыкантов в виде концертных выступлений нередко с докладом вначале, с элементами театрализации, в спектаклях, на частных вечерах (в клубах). Ценители джаза проявляли к нему интерес, как к равнозначному ответвлению в мировой музыкальной культуре, так и в обывательских круга в сфере развлекательного жанра.

В репертуар входили в основном произведения иностранных авторов. Техника исполнения отдаленна, напоминала подобие правильной джазовой интерпретации, отсутствие солистов импровизаторов, большая доля оркестров с элементами театрализации и использования нестандартных всевозможных инструментов.

«30-е годы сыграли важную роль в истории джаза». Ликвидирован РАМП и создан Союз советских композиторов, в 1933 Ленинграде создается «джаз-комиссия», 1935 «организована Госэстрада призванная руководить массовыми жанрами», 1936 Всесоюзный комитет по делам искусства 1-е постановление которого призывало обратить особое внимание на развитие «Массовой песни и джаза», а также о создании гос. музыкальных коллективов – симфонического, народного, духового, джазового оркестров и хоровой капеллы.

Джазактивно ассимилируют жанры массового искусства.Интонационный тип советской песни сложившийся в 30-е гг. оказал огромное влияние на все жанры советской массовой песни. Появляется термин «песенный джаз» позднее с подачи Утесова «эстрадной музыкой».

«Слово «джаз» становится необычайно популярным» и проникает во все сферы развлечения – театры, цирки, кинотеатры, даже в академическую музыку в оперетту, становится мощным агитационным средством. Создавались джаз-оркестры – железнодорожников,… и т. д. продолжались конфузы с шумовыми оркестрами и путали с джазовыми>. Большой популярностью пользовались блатные песни из кинофильмов (Путевка в жизнь) в исполнении Утесова (У самовара, Лимончики, кирпичиада), Ренского. «Почти все эстрадные песни, независимо от жанра, исполнялись под аккомпанемент «джаз-оркестра». Понятие джаз смешалось и перестало отображать истинный свой смысл. Отсутствовала дифференциация массовой музыки не джазовую и эстрадную. Гастролировавшие оркестры преимущественно европейские были так же низкого уровня с элементами театрализации. Разворачивается полемика в прессе. Взаимное влиянии джаза и массовой песни.

Важным пропагандистом джаза стал кинематограф – к\ф. «Веселые ребята» (1934 г.) одновременно в продажу поступили ноты и пластинки оркестр Утесова с «Теа-джаз» переименован в «Веселые ребята». Неимоверная популярность и по сегодняшний день песен «Марш веселых ребят», «Сердце» «Я все горю» музыка И. Дунаевского , слова В. Лебедева-Кумача. С этого времени песня занимает главенствующую роль в концертной программе. Выдвигаются и др. композиторы – «Партизан Железняк» М. Блантер, «Полюшко» Л. Книппер, «Тачанка» и Гренада» К. Листова, «Были два друга» С. Германова, «Казачья кавалерийская» В. Соловьева-Седого, а также песни союзных республик «Сулико». Огромное влияние массово-политической песни. С джазовыми оркестрами начинает работать Д. Шостакович.

Не было недостатка в работе (от ресторанов, на радио и в филармонии), отмечается тенденция в сторону вокальных пьес или аккомпанемент др. артистам (чечеточникам). Огромная работа в студиях грамзаписи (сводные оркестры). Ведущие мастера солисты обнаруживают стремление играть в ансамблях из шести-восьми человек» с тем, чтобы сконцентрироваться «главным образом на сольных партиях».

Большое количество «Теа-джаз оркестров», были и женские. «Почти все наши джаз-оркестры работали главным образом в ресторанах и кинотеатрах» В летнее время выступали в садах и парках, гастролировали на курортах СССР. Проводились лекции-концерты. В одном таком «Джаз на Западе и в СССР» собирался сводный оркестр «Ленинградский теа-джаз» из музыкантов Джазовой капеллы и теа-джаз Утесова. В первом отделении «Джаз на Западе» популярные пьесы Запада. Во втором «Джаз в СССР» - «Русская рапсодии» Дунаевского и его же джаз-фантазии (возможно это чисто советский новый жанр) «Евгения Онегина» и «Садко». «Сюита для джаза» А. Животова и в заключении «Теа-джаз» Утесова с хором Государственной академической капеллой исполнили «Балладу инвалидам войны», «Балладу собирателей хлопка», «Песню китайского торговца» и «Хвалу партии».Все аранжировки различных оркестров писались близкими к диксилендам. Основной упор делался на тутти. Составы типичные или так называемые «тройные» . В некоторых «Джаз-капелле» Лансберга 4-ре саксофона. Изменяются инструменты туба на контрабас, банджо на гитару. Растет число отечественных аранжировок и пьес (преимущественно танцевальной музыки), но качество игры в джазовой манере еще на низком уровне. Обучение и переложение на ноты пьес иностранных биг-бэндов происходит с пластинок в виде «съема» - это является единственным источником и школой.

Выпускается сборники инструментальной музыки для джаз-оркестра («не песенки-фокстроты, а серьезные оркестровые произведения» основным автором был В. Кнушевицкий, он же и стал руководителем созданного Гос. джаз-оркестра, что повлекло за собой определенную «симфонизацию джаза». Преимущества отдавалось инструментальным пьесам в основном советских композиторов (выступали без дирижера). С оркестром работает Д. Шостакович. С 1940-го г оркестр возглавляет А. Варламов, худруком режиссер малого театра Н. Волконский «Он давал музыкантам уроки танца, гимнастики — требовалось развить пластичность, раскрепостить ритмику». «Через полгода оркестр уже нельзя было узнать.

Равнозначный коллектив «джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета» («оркестр солистов») создан в 1938 г. первые полгода руководил А. Варламов, после А. Цфасман. В оркестре было три тромбона и 3-и трубы и все 5-ть саксофонов. Вторым аранжировщиком был радиотехник А. Арский. Выступал на радио, также в ресторане «Москва», ставшем «главной джазовой площадкой столицы». Отмечается профессиональный подход к репетиционному процессу. 50/50 песни советских и зарубежных авторов, но в собственных аранжировках. Весомая часть инструментальной музыки.

Ведущую роль занимает А. В. Варламов. Первый оркестр в 1933 г. вскоре становится стандартным (+ тр, трб, сакс=10 чел ). Оркестр выступал с американской певицей Целестиной Коол.Оркестр Я. Скоморовского (трубач-симфонист из оркестра Л. Утесова) выступал в ресторанах, был приглашен в штат Ленинградского радио. В период 1934-36 гг. записывают музыку Дунаевского к к\ф «Цирк» (песня о Родине»), «Вратарь» (Спортивный марш), марши и танцевальные мелодии «Дети капитана Гранта», «Искатели счастья, Путь корабля», «Девушка спешит на свидание». Продолжает творчество А. Цфасман (преимущественно в ресторане) (10-ть чел.) по манере близок к диксиленду (как и многие другие ). В 1936 г появляется контрабас, скрипки, гитара и аккордеон (состав постоянно меняется). «Программа становится более эстрадной, но диксилендовая практика не прошла». Создаются известные произведения «Неудачное свиданье», «Звуки джаза» (ассоциации – напоминает гармонию «I Can’t Give You»).Создается оркестры: Ленинградского радио – Н. Минх, «Гос. джаз-оркестр Азербайджанской ССР» Т. Кулиев, «Армянской СССР» А. Айвазяна, на рубеже 30-х-40-х оркестры в Львове, Молдавии, на Западной Белоруссии трубача-солиста Єди Рознера. Оркестр Л. Утесова становится «Гос. джаз-оркестр РСФСР».Вывод. В оркестрах государственной структуры (на радио) преимущественно исполнялась инструментальная музыка, что предопределило повышение уровня аранжировок и сольной, индивидуальной импровизации. «Относительно комерциализированные коллективы» как правило, ориентировались на песенную, развлекательную музыку, вследствие чего создание огромного репертуара массового потребления (возможно, следует указать на потенциальную и активную популярность, увязывая с массовой культурой).

Источник: http://artmuz.com.ua/muzykanty/stati-o-dzhaze/sovetskij-jazz/

Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА