В этом году исполняется двести лет со дня рождения трёх известнейших композиторов : Вагнера, Верди и Даргомыжского.
Вспомним нашего выдающегося композитора Александра Сергеевича Даргомыжского.
А.С. Даргомыжский родился 14 февраля 1813 года в Тульской губернии. Ранние детские годы прошли в имении родителей в Смоленской губернии. Затем семья переехала в Петербург. Родители будущего композитора были большими любителями музыки и поэзии, а мать даже писала стихи. Родители дали детям, - их было шестеро, - хорошее домашнее воспитание и образование.
Заниматься игрой на фортепиано Даргомыжский начал шести лет. А в десять лет уже пробовал и сам сочинять музыку.
С начала 1830-х годов юноша посещал лучшие литературно-художественные салоны Петербурга. Среди них выделялся салон князя Одоевского, где бывали Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Гоголь, Глинка. Интересное общество собиралось и в салонах писателя и историка Карамзина, поэта Козлова, сестры декабриста Лунина - Уваровой, замечательной музыкантши. И везде юный Даргомыжский - желанный гость. Он много играет на фортепиано, участвует в различных ансамблях, исполняет свои романсы.
В эти годы Даргомыжский был уже известным композитором, автором романсов, песен, фортепианных пьес и даже симфонического произведения "Болеро". Главным в его творчестве является вокальная музыка - романсы, песни, арии в том числе на слова Пушкина: "Я вас любил", "Юноша и дева", "Вертоград", "Ночной зефир", "В крови горит огонь желанья".
В конце 1830-х годов под влиянием Глинки - Даргомыжский приходит к идее написать оперу по роману В. Гюго "Собор Парижской богоматери". Работа над оперой "Эсмеральда" продолжалась три года и была завершена в 1841 году.
Даргомыжский приобретает известность как крупный, самобытный музыкант. И когда в Петербурге возникло Общество любителей инструментальной и вокальной музыки, Александр Сергеевич становится его главой.
В 1844 году он уезжает за границу: Берлин, Брюссель, Вену, Париж. Там он представил свои сочинения европейской публике. Многие газеты отозвались похвалами блистательному русскому таланту.
Даргомыжский мечтает о создании национальной русской оперы. Выбор его останавливается на драме Пушкина "Русалка", правдиво рассказывающей о трагической судьбе крестьянской девушки, обманутой князем.Работа над оперой затянулась почти на десятилетие.
В апреле 1853 года произошло событие, которое значительно ускорило работу композитора над "Русалкой". По инициативе друзей, и в первую очередь Одоевского, был устроен концерт из произведений Даргомыжского. В нем участвовали лучшие певцы Петербурга, а также Полина Виардо. Успех концерта превзошел все ожидания и вдохновил композитора на завершение «Русалки».
Премьера "Русалки" состоялась 16 мая 1856 хода на сцене Петербургского театра.
Высоко оценили "Русалку" Глинка, Серов. Восторженно писал о "Русалке" Чайковский.
В конце 1850-х годов вокруг Даргомыжского начинает группироваться передовая композиторская молодежь - будущие члены творческой группы, известной под названием "Могучая кучка".
В апреле 1864 года умер Сергей Николаевич Даргомыжский. Смерть отца была тяжелой утратой для композитора. Не имея своей семьи и живя уже много лет вдвоем с отцом (мать умерла в 1852 году), теперь он почувствовал себя совсем одиноким.
Он снова уезжает за границу. Там, в европейских столицах, концерты из произведений Даргомыжского, вызвали настоящий триумф.
Опера "Каменный гость" написана на текст одной из "маленьких трагедий" Пушкина. В ней нет ни одной арии и лишь две песни Лауры - будто островки среди речитативных монологов. Оперу "Каменный гость" Даргомыжский не завершил. Предчувствуя близкую смерть, композитор поручил закончить ее своим более молодым друзьям - Кюи и Римскому-Корсакову. Ими она и была закончена, а затем и поставлена в 1872 году.
Еще за границей Даргомыжский заболел ревматизмом. Знаменитые врачи, лечившие композитора, ничем не могли ему помочь. Даргомыжский умер 17 января 1869 года.