Опубликовано: 12 июня 2013 23:28

Беседы о музыке и музыкантах. Эдвард Григ (Ю.Воронюк)

Дорогие читатели! Наш коллектив "Совершенный Каданс" занимается не только собственно музыкально-творческой и исполнительской деятельностью, но и просветительской. С сего дня опубликуем несколько нескучных бесед о великих компоизторах. Это небольшой проект нашего виолончелиста (а с недавних пор ещё и музыковеда) Юрия Воронюка, он направлен на то, чтобы заинтересовать и побудить задуматься тех, кто только начинает своё знакомство с классикой, а тем, кто многое знает - сообщить некоторые интересные факты и примечания на полях. Итак, беседа пятая...

.

"Эдвард Григ - истинный поэт Севера! Наряду с Яном Сибелиусом они, пожалуй, вдвоём наиболее красочно и полно воспели красоту северной природы, людей и сам дух Севера (хотя их традиции продолжал целый ряд композиторов, но они были первыми). Он сам говорил, что писал на народные мотивы (даже больше скажу, у него почти вся музыка написана на ОДИН мотив - с него, к примеру, начинается фортепианный концерт) и хотел создать национальное норвежское искусство неизвестное миру до него.

.

Родившись в стране, где люди в среднем гораздо выше и сильнее европейца, он выглядел карликом со своими полуторами метрами роста и всю жизнь страдал от этого. Начав сочинять в 12 лет он поступает в Лейпцигскую консерваторию, где учился с большим неудовольствием - учителей он называл консерваторами и "оторванными от жизни". Но в это же время он знакомится с творчеством современных композиторов, среди которых ему особенно полюбились Шопен и Шуман. В свою очередь, уже его Первая скрипичная соната крайне полюбилась Ференцу Листу (уже принявшему сан аббата, пребывающему в летах и отошедшему от славы), а когда он услышал фортепианный концерт Грига, то воскликнул (только представьте - поистине ОГРОМНЫЙ Лист, с ОГРОМНЫМИ руками - мааленькому человечку Григу): "Гигант!".

.

Чайковский тоже очень любил его творчество (особенно когда познакомился с ним в 1888 в Лейпциге лично (опять же, достаточно крупный Чайковский и, по его словам, "...человек очень маленького роста и тщедушной комплекции, с плечами неравномерной высоты, взбитыми кудрями на голове, но с чарующими голубыми глазами невинного прелестного ребёнка...") и даже посвятил ему свою увертюру "Гамлет". Несмотря на давнюю любовь многих профессиональных композиторов, только с музыкой к драме Ибсена "Пер Гюнт" к нему приходит европейская слава. Будучи очень добрым и отзывчивым человеком, он был крайне жёсток и принципиален в профессиональной деятельности и считал, что интересы его народа важнее всего. Поэтому между гастрольными поездками по крупнейшим европейским городам, он возвращался в Норвегию и уединялся в своём имении, названном "Холм троллей".

.

Воспользовавшись своей славой, он организовывает в родном Бергене музыкальный фестиваль, куда съезжались лучшие музыканты и музыкальные деятели мира, и таким образом наконец-то включил Норвегию в активную музыкальную жизнь Европы. Он много выступает, организовывает концерты и фестивали, где выступает в качестве дирижёра, пианиста, просветителя. Зачастую они выступают вдвоём с женой - одарённой камерной певицей Ниной Хагеруп, которая вдохновляла его на написание большого количества романсов (естественно, что на тексты скандинавских поэтов).

.

Его яркоколоритная, открытая, добрая и, в то же время, суровая музыка всегда находит отклик у слушателей всего мира, но особенно она близка русскому человеку. Как писал Чайковский: «В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик».

.

И несколько интересных историй из жизни композитора:

Григ дал в городе Осло большой концерт, программа которого состояла исключительно из произведений композитора. Но в последнюю минуту Григ неожиданно заменил самый последний номер программы произведением Бетховена. На следующий день в самой крупной столичной газете появилась очень ядовитая рецензия известного норвежского критика, который очень не любил музыку Грига. Критик особенно строго отнесся к последнему номеру концерта, отметив, что это «сочинение просто смешно и совершенно неприемлемо». Григ позвонил этому критику по телефону и сказал:

— Вас беспокоит дух Бетховена. Я должен вам сообщить, что последнее произведение, исполненное в концерте Грига, сочинил я!От подобного конфуза с несчастным опозоренным критиком случился инфаркт.

.

Однажды король Норвегии, страстный поклонник музыки Грига, решил наградить знаменитого композитора орденом и пригласил его во дворец. Надев фрак, Григ отправился на приём. Орден Григу вручал один из великих князей. После вручения, композитор сказал:

— Передайте его величеству мою благодарность и признательность за внимание к моей скромной особе.

Затем, повертев орден в руках и не зная, что с ним делать, Григ спрятал его в карман фрака, который был пришит сзади, в самом низу спины. Создалось неловкое впечатление, что Григ засунул орден куда-то себе в задние карманы. Впрочем, сам Григ этого не понял. Зато король очень обиделся, когда ему доложили, куда Григ положил Орден.

.

Григ и его друг дирижёр Франц Бейер часто отправлялись порыбачить в местечко Нурдо-сваннет. Однажды на рыбалке у Грига внезапно родилась какая-то музыкальная фраза. Он вынул из сумки кусочек бумаги, записал её и спокойно положил бумагу рядом с собой. Налетевший внезапно порыв ветра сдул листок в воду. Григ не заметил, что бумага исчезла, а Бейер незаметно выудил её из воды. Он прочитал записанную мелодию и, спрятав бумагу, принялся её напевать. Григ молниеносно обернулся и спросил:

— Что это?.. Бейер совершенно невозмутимо ответил:

— Всего лишь идея, которая пришла мне только что в голову.

— ''Ну вот, а все говорят, что чудес не бывает! — в великом изумлении сказал Григ. -

— Представляешь, ведь мне тоже несколько минут назад пришла в голову точно такая же идея!

.

Встреча Эдварда Грига с Ференцем Листом произошла в Риме, в 1870 году, когда Григу было около двадцати семи лет, а Лист готовился встретить свое шестидесятилетие. Григ показал Листу вместе с другими своими сочинениями фортепианный Концерт ля минор, который был чрезвычайно трудным. Затаив дыхание, молодой композитор ждал, что скажет великий Лист. Просмотрев партитуру, Лист спросил:

— Вы мне его сыграете?

— Нет! Я не могу! Даже если стану репетировать месяц, и то вряд ли сыграю, я ведь никогда специально не занимался на фортепиано.

— Я тоже не смогу, это слишком необычно, но давайте попробуем.— С этими словами Лист сел за рояль и начал играть. Причем лучше всего он сыграл самые трудные места в Концерте. Когда Лист окончил играть, изумленный Эдвард Григ выдохнул:

— Великолепно! Непостижимо…

— Присоединяюсь к вашему мнению. Концерт действительно великолепный,— добродушно улыбнулся Лист.

.

культура искусство музыка классика, Эдвард Григ, музыкальное просветительство, Воронюк, Совершенный Каданс
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА