Опубликовано: 17 июня 2013 11:22

Октобас

Не все инструменты имеют богатую, насыщенную событиями историю, не все они заняли заметное место в музыкальной культуре. Иные как бы прошли в стороне от столбовой дороги музыки. Такое случалось и с народными инструментами, и с теми, что были изобретены мастерами. Да, и мастеров иногда подстерегали неудачи. Впрочем, неудачи ли это? Отрицательный результат — тоже результат, ибо он подсказывает, в каких направлениях не стоит продолжать исследования. А бывает, неудача прокладывает путь удаче. В музыке так получилось, например, с адиафоном. Сам адиафон ушел в небытие, едва родившись, однако не будь его, не было бы, наверное, и челесты, этого уже знакомого нам инструмента современного симфонического оркестра.

Учтем еще вот что: случайный с точки зрения истории музыки инструмент вряд ли представлялся случайным мастеру, сделавшему его. Чаще всего это был закономерный этап его исканий. 

Скрипичные мастера одно время предположили, что размеры корпуса контрабаса недостаточно велики для низких звуков. И тогда они начали экспериментировать. Сохранилось несколько экземпляров гигантских контрабасов — их называют октобасами. В одном из музеев Англии демонстрируется инструмент под названием «Голиаф». Его длина — 2 метра 60 сантиметров. Если на нем когда-нибудь и играли (что не установлено достоверно), то с невероятным трудом. Другой октобас был сделан Жаном Вильомом.

В квартирах современных домов октобас Вильома никак не уместился бы стоя, а в маленьких комнатах не уместился бы и лежа, так как длина его была около четырех метров. Но, как ни странно, играть на нем было проще, чем на «Голиафе», потому что Вильом предусмотрел оригинальные приспособления. Октобас устанавливался и укреплялся вертикально, а музыкант поднимался на площадку, специально для него построенную. Но даже в таком положении шейка октобаса оказывалась высоко над головой музыканта, и прижимать струны к грифу пальцами было невозможно. Поэтому Вильом пристроил к октобасу механизм, управляемый педалями и ручными рычагами. Музыкант стоял на одной ноге, а другой нажимал педали. Смычок он держал в правой руке, а левой оперировал рычагами. От педалей и рычагов к грифу шли длинные тяги, связанные с планками, расположенными поперек грифа над струнами. При нажатии какой-нибудь педали или одного из рычагов соответствующая планка прижимала струну к грифу.

История создания инструмента

Скрипичные мастера одно время предположили, что размеры корпуса контрабаса недостаточно велики для низких звуков. И тогда они начали экспериментировать. Сохранилось несколько экземпляров гигантских контрабасов — их называют октобасами. В одном из музеев Англии демонстрируется инструмент под названием «Голиаф». Его длина — 2 метра 60 сантиметров.

Предполагалось, на Голиафе играли два человека: один стоял высоко на табуретке и зажимал струны, другой — играл при помощи смычка. Игра на нём происходила с невероятным трудом.

Другой октобас был сделан Жаном Батистом Вийомом в 1849 году, высота которого была около четырёх метров — образец октобасa в коллекции Musée de la Musique в Париже — 3,48 метра в длину, когда полный размер контрабаса, как правило, около 2 метров в длину. Но, как ни странно, играть на нём было проще, чем на «Голиафе», потому что Вильом предусмотрел оригинальные приспособления. Октобас устанавливался и укреплялся вертикально, а музыкант поднимался на площадку, специально для него построенную. Но даже в таком положении шейка октобаса оказывалась высоко над головой музыканта, и прижимать струны к грифу пальцами было невозможно. Поэтому Вильом пристроил к октобасу механизм, управляемый педалями и ручными рычагами. Музыкант стоял на одной ноге, а другой нажимал педали. Смычок он держал в правой руке, а левой оперировал рычагами. От педалей и рычагов к грифу шли длинные тяги, связанные с планками, расположенными поперек грифа над струнами. При нажатии какой-нибудь педали или одного из рычагов соответствующая планка прижимала струну к грифу.

Октобас Вильома впечатлял своими размерами, но и он не был ещё самым большим. Мастер Джон Гейер из североамериканского города Цинциннати построил инструмент высотой в четыре с половиной метра. Ширина этого октобаса достигала двух метров, так что поперек его корпуса свободно можно было уложить обычный контрабас.

Но широкого распространения октобасы не получили. Это объясняется даже не очевидным их неудобством из-за размеров, а тем, что мастера не получили ожидаемой силы и насыщенности звучания. Конечно, октобас мог издавать более низкие звуки, но никакими другими преимуществами перед контрабасом, как выяснилось на практике, он не обладал. Современные контрабасы могут обладать либо пятой струной, настроенной на C1 (до контроктавы), либо специальным механизмом, «удлиняющим» самую низкую струну и позволяющим получать дополнительные нижние звуки.

Тем не менее октобасы до сих пор участвуют в некоторых современных музыкальных представлениях.

Строй инструмента

Современный oктобас (cyбкoнтpабac) имеет три струны, которые настроены на до субконтроктавы, соль субконтроктавы и ре контроктавы:C0 (16.4 Гц), G0 (24.5 Гц) и D1 (36.7 Гц). Таким образом, самая низкая нота октобаса соответствует нижней границе слышимого диапазона для человека (16 Гц — 20 кГц), тем самым достигнут предел и дальнейшее продление диапазона в область низких частот нецелесообразно, так как будет не слышимо.

Практически применяемый диапазон октобаса сравнительно невелик: от C0 (до субконтроктавы) до A1 (ля контроктавы, 7-й лад струны ре).

Техника игры на октобасе

Так как высота инструмента почти 4 метра, на октобасе играют стоя, встав на специальную табуретку. При этом прижатие струн осуществляется при помощи специального ручного механизма — для этого в октобасе сделаны 7 рычагов, которые позволяют прижать одновременно все струны на каком-либо из ладов, с 1 до 7 соответственно.

Приёмы игры на октобасе и штрихи те же, что и на скрипке, однако из-за его очень крупных размеров и менее удобного положения смычка (на весу) техника игры на октобасе значительно ограничена, так как прижатие струн происходит не рукой, а рычажным механизмом. Это сильно снижает скорость исполнения быстрых пассажей, скачков, гамм.

Основная сфера применения октобаса — симфонический оркестр, если в произведении композитор специально включил партию для него.

Октобас был использован в своих произведениях многими композиторами, включая Рихарда Вагнера, который уделял особое внимание плотности звучания произведения, басовым и контрабасовым инструментам; также Гектора Берлиоза, Рихарда Штрауса, Густава Малера, Иоганнеса Брамса, Петром Ильичом Чайковским и другими [источник не указан 187 дней]. Наиболее современные произведения с октобасом — это «Genesis» и «Four Poems» американского композитора Адама Гилберти. Наиболее современные произведения с октобасом — это «Genesis» и «Four Poems» американского композитора Адама Гилберти.

Источник: music-80.ru; wikipedia.org

культура искусство музыка музыка Octobass, октобас
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА