Пой волшебный тар! Плачьте струны!
Вас обессмертил в своих стихах Мушвиг,
Молодым погиб он ночью лунной,
Расстрелян был Поэта светлый лик.
Он поднял голос на твою защиту.
«Пой тар, пой! Дари любовь свою!»
Шептал под охраной чёрной свиты,
В тюрьме НКВД, в своём родном краю.
Душа Поэта была возмущена,
За что решили власти уничтожить тар?
Музыка народом была освящена,
А Зло решило жечь национальный дар!
Пой тар, пой! Бессмертны наши корни,
С твоей мелодией народ не разлучить!
Поэта пытали жестоко и упорно,
Хотели душу растоптанной казнить.
И как Поэт Мушвиг сродни пророку,
Его душа в раю на небесах
Он не сломался перед кровавым роком,
С мелодией тара живой в своих стихах.
Пой тар пой! И не плачьте струны!
На свадьбах в радость людям заиграй!
Мы не забыли кровавые буруны,
Пой тар, пой! Поэта с любовью вспоминай!
©Микаил Мушвиг
Этот инструмент значительно моложе волынки, но зато он и сохранился лучше: можно уверенно сказать, что пора его расцвета длится и поныне. Бытует тар в Армении, Грузии, Азербайджане, некоторых среднеазиатских республиках. Играют на таре в Иране, Турции, других странах Востока. В самом общем виде тар вроде бы мало отличается от других струнных грифовых инструментов — корпус, шейка, головка, струны. Однако какую деталь тара ни возьми в отдельности, тут ж бросятся в глаза существенные отличия. Корпус тара выдалбливается из одного куска дерева — чаще всего тутового. Если глянуть на корпус сверху, он напомнит восьмерку. Дека у тара -тонкая мембрана, натянутая на корпус. Выделывается она из пузыря животного. Такая конструкция придает тару неповторимый тембр, который не спутаешь со звучанием никакого другого инструмента.
Шейка у тара длинная, а чем длиннее струны, тем протяжнее они звучат после щипка. Некоторые струны сдвоены, на них-то в основном и играется мелодия. Но есть у тара и одинарные струны. Самые толстые обычно не прижимаются к грифу, они при игре время от времени используются для аккордов, басов или издают бурдонные звуки. Иногда две-три тонкие струны идут не от головки, а примерно от середины грифа, поэтому они почти вдвое короче остальных. Эти струны тоже к грифу не прижимаются, а служат для различных нюансов. А всего струн у тара бывает до четырнадцати. Такой комплект разнообразных струн предоставляет музыканту очень большие возможности.
Гриф у тара тоже особенный. Нижняя октава — та, что примыкает к головке,— разделена порожками не на двенадцать частей, а на семнадцать, так что извлекаются не только все основные и дополнительные звуки октавы, а еще и пять «сверхдополнительных». Поэтому музыкант может оперировать интервалами в одну треть тона. Головка у тара до сих пор остается традиционной, с деревянными колками, и никаких шестеренок и червячных устройств у нее нет. Мастера, изготовляющие тары, считают, что этот инструмент чувствителен к малейшему присутствию металла. Даже порожки на грифе чаще всего делают костяные. Тар — один из самых совершенных народных инструментов, и виртуозная игра на нем не редкость даже среди тех музыкантов, которые никогда не учились музыке профессионально.
Источники: music-80.ru; stihi.ru