Ах, принцесса, Гюльназ, как надрывна зурна в этот вечер!
Как огни Ширабада холодными звёздами блещут!
Они смотрят в упор. Но мигают, как тонкие свечи,
И не видят в ночной темноте даже тени халифа, конечно.
Помнишь - море и пену? Ты рядом, и камни - как угли?
Нет... конечно, не помнишь... нас море не видело вместе.
Как не видел с тобой нас Багдад, Хамадан или Бруклин,
Как Мадрид не скрывал нас в тени своей томной сиесты.
Что ж так плачет зурна? Не о том ли, что было когда-то?
Может, грустное что-то ей в вечер лиловый приснилось?
Нет, конечно же, нет... просто в пальцах - знакомые даты,
И печалит сквозь даты всё то, что уже не случилось.
Вскинь скорее, Гюльназ, свои тонкие белые руки,
Гибкий стан распрями, и пусть тёмные пряди змеятся...
День рожденья, азизи, - не повод для грусти и скуки,
Потанцуй.
А я буду сквозь стены смотреть
и сквозь слёзы смеяться.
*азизи - милая (арабск.)
©Сергей Алексеевич Грин. «Зурна. Дыхание Востока»
Зурна - короткая деревянная трубка семью или восемью боковыми отверстиями и маленький пищик.
Вот и весь инструмент. Но история его удивительна. Еще в Древней Греции без него редко обходились гимнастические упражнения, театральные представления, жертвоприношения, военные походы. Название у него, правда, тогда было другое — авлос, но он мало отличался от нынешней зурны. Трубка могла быть длиннее, отверстий больше или меньше, однако принцип устройства авлоса и зурны одинаков.
Зурна не просто сохранилась до нашего времени — она получила широкое распространение у разных народов. В Грузии, Армении, Азербайджане, Дагестане, Узбекистане, Таджикистане зурна очень популярна, это один из главнейших инструментов национальной музыки. А за рубежом зурна бытует в Иране, Афганистане, Турции, в арабских странах Была зурна и в России — видимо, ее заимствовали у восточных народов. Вместе с инструментом переняли и название, изменив только одну букву — зурна стала сурной. Русская сурна не раз упоминается в литературных памятниках, начиная с тринадцатого века. Однако до наших дней она не дошла — в России ее вытеснили другие духовые инструменты, более близкие русской народной музыке. Делают зурну из твердого дерева, например карагача. Пищик — это две сложенные вместе и связанные тростниковые пластинки. Канал ствола у зурны конической, этим она отличается от многих других народных духовых инструментов. От формы канала зависит и звучание — оно сильное, яркое и даже чуть резковатое. Но опытные исполнители умеют заставить зурну петь мягко и нежно.
Очень часто в народной музыке звучит дуэт этих инструментов. Тогда одна зурна ведет мелодию, а другая тянет низкие долгие звуки — в музыке они называются бурдонными. Вы помните, что в органе есть бурдонные регистры — они тоже предназначены для долгих звуков, образующих фон, на который накладывается мелодия. Зурначи — так именуются исполнители на зурне — умеют тянуть бурдонные звуки сколько угодно: пока расходуется воздух изо рта, они носом вдыхают воздух в легкие. Это умение приходит после основательной тренировки. В симфоническом оркестре есть прямой родственник зурны — гобой. У него тоже конический канал, а пищик, как и у зурны, делается из двух тростниковых пластинок. Правда, гобоисты называют его не пищиком, а двойной тростью. Но по устройству пищик зурны и двойная трость гобоя настолько похожи, что иногда зурначи покупают в магазине для своего инструмента трость гобоя. Конечно, зурна не могла войти в оркестр в своем первозданном виде: здесь вступили в силу те же требования, что предъявлялись к гуслям в оркестре народных инструментов и к арфе в симфоническом, то есть широкий диапазон и полный звукоряд. Поэтому гобой длиннее зурны, у него больше боковых отверстий, а кроме того, он оснащен клапанной механикой, как кларнет, флейта, фагот.
Послушать игру на зурне можно ЗДЕСЬ.
Источники: music-80.ru; stihi.ru