Опубликовано: 07 августа 2013 11:48

Рихард Вагнер. Самый суровый композитор XIX века

Вильгельм Рихард Вагнер (нем. Wilhelm Richard Wagner; 22 мая 1813, Лейпциг — 13 февраля 1883, Венеция) — немецкий композитор и теоретик искусства. Крупнейший реформатор оперы, Вагнер оказал значительное влияние на европейскую музыкальную культуру, особенно немецкую.

Мистицизм и идеологически окрашенный антисемитизм Вагнера повлияли на немецкий национализм начала XX века, а в дальнейшем на национал-социализм, окруживший его творчество культом, что в некоторых странах (особенно в Израиле) вызвало «антивагнеровскую» реакцию после Второй мировой войны.

Список достижений Вагнера, имеющих значение в современной музыке, довольно велик. Вот немногие из них:

- Вагнер догадался, что в театре во время представления можно выключить свет

- Вагнер придумал оркестровую яму и современный способ размещения музыкантов в оркестре

- Вагнер разработал лейтмотивную систему, при которой каждый персонаж или явление ассоциировался с отдельной музыкальной темой. Сами лейтмотивы были придуманы задолго до Вагнера, но композитор был настолько увлеченным, что их количество доходило до ста в одном произведении.

- Вагнер любил низкие частоты, и он придумал контрабасы (октобасы) огромных размеров, на которых играли двое.

- Вагнер был одним из первых композиторов, включивших такой радикальный даже по сегодняшним меркам музыкальный приём как атональность, а также несметное множество ритмических нововведений в свой и без того радикальный для того времени музыкальный язык.

- и многое другое

Музыка

В гораздо большей мере, чем все европейские композиторы XIX века, Вагнер рассматривал своё искусство как синтез и как способ выражения определённой философской концепции. Её суть облечена в форму афоризма в следующем пассаже из вагнеровской статьи «Художественное произведение будущего»: «Как человек до тех пор не освободится, пока не примет радостно узы, соединяющие его с Природой, так и искусство не станет свободным, пока у него не исчезнут причины стыдиться связи с жизнью». Из этой концепции проистекают две основополагающие идеи: искусство должно твориться сообществом людей и принадлежать этому сообществу; высшая форма искусства — музыкальная драма, понимаемая как органическое единство слова и звука. Воплощением первой идеи стал Байрейт, где оперный театр впервые начал трактоваться как храм искусства, а не как развлекательное заведение; воплощение второй идеи — это созданная Вагнером новая оперная форма «музыкальная драма». Именно её создание и стало целью творческой жизни Вагнера. Отдельные её элементы воплотились ещё в ранних операх композитора 1840-х годов — «Летучий голландец», «Тангейзер» и «Лоэнгрин». Наиболее полное воплощение теория музыкальной драмы получила в швейцарских статьях Вагнера («Опера и драма», «Искусство и революция», «Музыка и драма», «Художественное произведение будущего»), а на практике — в его поздних операх: «Тристан и Изольда», тетралогии «Кольцо нибелунга» и мистерии «Парсифаль».

Философия

Что касается влияний различных философов, которые испытал Вагнер, то здесь традиционно называют Фейербаха. А.Ф. Лосев в черновых набросках своей статьи о Вагнере полагает, что знакомство композитора с творчеством Фейербаха было довольно поверхностным. Ключевым выводом, который сделал Вагнер из размышлений Фейербаха, была необходимость отказа от всякой философии, что, по мнению Лосева, свидетельствует о принципиальном отказе от всяких философских заимствований в процессе свободного творчества. Что до влияния Шопенгауэра, то оно было, по всей видимости, сильнее, и в «Кольце Нибелунга», равно как и в «Тристане и Изольде» можно обнаружить парафразы некоторых положений великого философа. Однако едва ли можно говорить о том, что Шопенгауэр стал для Вагнера источником его философских представлений. Лосев полагает, что Вагнер настолько своеобразно осмысливает идеи философа, что только с большой натяжкой можно говорить о следовании им.

«Утопия искусства»

Интерес к общественной тематике никогда не оставлял Вагнера. Своеобразная Künstlerutopie («утопия искусства») была описана композитором в статье «Искусство и революция», вышедшей в 1849 г. И до, и после этого Вагнер не раз будет обращаться к месту художника в современном ему обществе, но в этой статье композитор единственный раз в более или менее систематизированной форме выскажется о своих представлениях об идеальном общественном устройстве и о месте искусства в будущей мировой гармонии. Написанная после поражения революций 1848 года, в обстановке немалого общественного пессимизма относительно возможности коренным образом изменить мир в лучшую сторону, статья Вагнера полна задора и уверенности в скорой победе революции. Однако революция по Вагнеру очень сильно отличается от той, о которой мечтали современные ему властители дум и из либерального, и из социалистического лагеря. Революция будет освящена искусством, которое придаст ей и созданному ей человеку подлинную красоту. Находясь в традиции классического немецкого идеализма, Вагнер полагал, что за эстетикой (прекрасным) естественным образом следует этика.

Вкратце о творчестве

Оперы

Феи — опера по сказке Гауфа. Вагнер переименовал персонажей восточной сказки, чтобы перенести действие на север Европы, но режиссёр театра всё равно решил поставить оперу с восточными декорациями и костюмами. В результате Вагнер так разругался с режиссёром, что при жизни Вагнера опера не была поставлена.

Запрет любви — своеобразное переосмысливание по мотивам пьесы Шекспира, вызвавшее возмущение многих его современников.

Риенци — история последнего римского трибуна. Первый успех. Самая длинная опера Вагнера.

Летучий голландец — печальное полотно о корабле-призраке. Собственно, с этой оперы начинается знакомый нам Вагнер, каким он вошёл в историю.

Тангейзер — грустная история о католическом менестреле, который некоторое время был любовником Венеры. Вызвала сильное возмущение в католических кругах.

Лоэнгрин — опера о божественном рыцаре. Время её написания как раз пришлось на дрезденскую революцию, в связи с чем Вагнер смог услышать своё произведение только через 30 лет после написания. Вагнеровский свадебный марш как раз оттуда.

Тристан и Изольда — самая радикальная опера Вагнера. Не является рекордсменом по общей продолжительности, зато бьёт все рекорды по продолжительности отдельных номеров. Любовный дуэт Тристана и Изольды во втором акте длится 40 минут, монолог раненого Тристана в третьем акте — 45 минут. Результат: после 77 репетиций первый исполнитель партии Тристана сошёл с ума.

Нюрнбергские мейстерзингеры — опера о состязании певцов, в котором профессионалов побеждает влюблённый дилетант. Больше всего известна эпичной прелюдией, которая невозбранно исполнялась при открытии ежегодных съездов НСДАП.

Золото Рейна — первая опера цикла «Кольцо нибелунга». Среди действующих лиц оперы нет ни одного человеческого персонажа: одни боги, русалки, великаны и нибелунги. Для исполнения этой оперы Вагнер ввёл в состав оркестра 18 наковален.

Валькирия — вторая опера цикла «Кольцо нибелунга». Почти полностью состоит из печальных речей, сначала людей, потом богов. Содержит «визитную карточку» творчества Вагнера — сцену «Полёт валькирий». Отдельно от оперы её обычно исполняют как инструментальную версию, но в опере она поётся.

Зигфрид — третья опера цикла «Кольцо нибелунга». Единственная позитивная опера в цикле. На тему Зигфрида очень похожа героическая тема из «Звёздных войн». Сцену ссоры Зигфрида с кузнецом Вагнер писал по соседству с жестянщиком, который очень раздражал его постоянным стуком; при этом Вагнер себя воображал Зигфридом, а жестянщика — кузнецом.

Гибель богов — заключительная опера цикла «Кольцо нибелунга». Почти полностью состоит из лейтмотивов предыдущих опер цикла, включая знаменитый «Траурный марш на смерть Зигфрида», под который впоследствии хоронили самого Вагнера.

Увертюры

Новая увертюра — эта увертюра была написана Вагнером в 14 лет. В порыве подросткового нигилизма он создал партитуру, в которой безжалостно надругался над существовавшими канонами, и понёс её в дрезденский театр. Капельмейстер заинтересовался партитурой, принесённой мальчишкой с улицы, и тут же принялся её разучивать с оркестром. Услышав, как звучит его творение в оркестровом исполнении, Вагнер не был полностью удовлетворен и даже попросил капельмейстера исполнять более мягко, чем указано в партитуре, чтобы музыка не звучала настолько дико, но капельмейстер отказался. Через несколько дней «Новая увертюра» была включена в программу концерта. Вагнера, как автора, впустили в театр бесплатно. Публика, услышав непонятно что, ещё долго провожала Вагнера странными взглядами после концерта.

Колумб — увертюра была написана, когда Вагнер работал капельмейстером дрезденского театра, и имела большой успех на Родине. Когда Вагнер отправился покорять Париж, он столкнулся с тем, что французы гораздо хуже немцев владеют игрой на трубе. Поскольку основная задумка увертюры строилась вокруг консорта из шести труб, на концерте всё прозвучало плохо. Французы оказались разочарованы. Мало того, путешествие подорвало и без того скромный после провала «Запрета любви» бюджет Вагнера.

Статьи

Трактаты Вагнера представляют интерес главным образом для его ярых поклонников — там изложены теоретические выкладки, стоящие за эстетикой его музыки. А вот статьи Вагнера неплохо раскрывают его суть.

Через многие его статьи красной нитью проходит то, что на многих своих конкурентов, особенно тех, кто пользовался большим успехом, чем он, он смотрел свысока. Так, по поводу «Фаворитки» Доницетти он говорил, что его руки не коснутся этой грязной партитуры. Популярным в то время композиторам Мейерберу и Мендельсону досталось в статье «Иудейство в музыке», где он опускал их за потакание вкусам толпы, объясняя это их расовым происхождением . Но если с Мендельсоном Вагнер хотя бы обращался в стиле «мне вас жаль», то Мейербера вообще разносил в пух и прах. С представлений опер Мейербера Вагнер мог встать и уйти посередине акта, чего не позволял себе ни с кем другим. И это при том, что стиль его первой успешной оперы «Риенци» был позаимствован именно у Мейербера.

Кроме того, Вагнер мечтал о будущем, в котором люди благодаря техническому прогрессу будут избавлены от рутинной работы и смогут заняться свободным творчеством. Но, к сожалению, этому мешает власть «биржевого портфеля». Вагнер всю жизнь бегал от кредиторов и сделал критику «власти золота» основной темой цикла «Кольцо нибелунга». За статью «Музыка будущего», в которой Вагнер пропагандировал слияние музыки с другими видами искусства, его называли музыкантом будущего. Однажды, он в поисках денег даже попытался продать в издательство сборник своих партитур «музыки будущего», но издатель отказался и порекомендовал обсудить эту музыку с его малолетним внуком.

Пресса, пытаясь ответить на острые публикации Вагнера, пыталась клеймить и его. Для этого журналисты использовали имя ни в чём не повинного Россини, делая его неизменным участником анекдотов, выставляющих Вагнера в дурном свете. В результате Россини однажды пригласил к себе Вагнера на объяснительную беседу, чтобы откреститься от приписываемых ему шпилек.

Вот, например, одна из них:

«Слава богу, это всего лишь служанка разбила сервиз. А я, было, подумал, что кто-то осмелился в моем доме сыграть увертюру к "Тангейзеру"!»

Парочка интересных историй, приключившихся с Вагнером

Однажды в Лондоне общественность начала роптать. Шутка ли: Маэстро дирижировал Бетховена наизусть, что невероятно оскорбляло англичан, считающих, что дирижёру подобает управлять оркестром обязательно с партитурой на пюпитре. И в следующий раз партитура в самом деле появилась. После концерта благодарные англичане толпой кинулись к  Вагнеру с репликами: «Вот видите! Мы же вам говорили! Вот это бетховенское звучание!». Каково же было их удивление после того, как они взглянули на пюпитру и увидели там партитуру для «Севильского цирюльника», представить не трудно. В довершение картины, улыбающийся Маэстро перевернул её перед концертом и оставил в таком виде.

Вагнер, к 1942-му году уже давно почивший, умудрился подставить коменданта Вены, убеждённого нациста. Получив приказ убрать бюст Мендельсона, тот подошёл к заданию с необычайным рвением. Найдя на чердаке бюст с чертами лица, не соответствующими его представлению об истинных немцах, тот приказал своим солдатам выбросить его перед парадным входом. Когда же стало известно, что это был бюст Вагнера, у то его незамедлительно отправили на Восточный фронт, что в то время было жутким наказанием.

Бессмертные произведения Маэстро можно послушать ТУТ, ТУТ и ТУТ.

Источники: ru.wikipedia.org; lurkmore.to/Вагнер

культура искусство музыка классика Вильгельм Рихард Вагнер, Wilhelm Richard Wagner
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА