Опубликовано: 08 августа 2013 10:58

Музыка Треченто. ARS NOVA

Период Треченто, примерно от 1300 до 1420 года, был периодом активной деятельности в Италии в области искусства, в живописи, архитектуре, литературе и музыке. Музыка Треченто характеризуется введением новых форм выражения, особенно в светской песне и в использовании местного языка — итальянского. Однако преобладающей музыкальной формой всё же оставалось  простое пение, которое тесно связано с концом средневековья, и поэтому музыковеды в целом классифицируют Треченто как конец средневековой эпохи.

Между 1317 и 1319 годами Маркетто Падуанский, итальянский композитор и теоретик музыки, пишет три трактата: "Разъяснение в искусстве плавной музыки" (Lucidarium in arte musicae planae), "Фруктовый сад в искусстве мензуральной музыки" (Pomerium in arte musicae mensuratae), "Краткое изложение мензуральной музыки" (Brevis compilatio). В этих трактатах он рассмотрел григорианское пение и полифонию, хроматизм, изложил теорию ритмической нотации, определил лады, улучшил музыкальный строй. Его работы проложили путь к музыке Треченто (Ars Nova).

Около 1335 года создан Кодекс Росси (Rossi Codex) - рукописная коллекция музыки 14 века. Это один из самых ранних и самый масштабный сборник светской итальянской музыки того времени. Кодекс содержит 37 светских произведений итальянских жанров, включая полифонические мадригалы и каноны и монофонические баллады. По этому уникальному сборнику очень наглядно прослеживается история изменений этих музыкальных форм 14 века и последующего их развития.

В том числе, эта рукопись включает несколько произведений Якопо да Болонья - известного композитора Треченто.

Самым крупным и основным источником информации о музыке конца Треченто является иллюстрированный Кодекс Скварчалупи (1415). В эту рукопись включено более 300 произведений известных композиторов 14 века и портреты каждого из них. Самыми известными итальянскими композиторами периода Треченто были Франческо Ландини(Francesco Landini), Бартолино да Падова (Bartolino da Padova), Никола да Перуджа (Niccolo da Perugia), Андреа да Фиренце (Andrea da Firenze), Якопо да Болонья (Jacopo da Bologna), Лоренцо да Фиренце (Lorenzo da Firenze), Жерарделло да Фиренце (Gherardello da Firenze), Донато да Каша (Donato da Cascia), Джованни да Каша (Giovanni da Cascia), Винченцо да Римини (Vincenzo da Rimini), Паоло да Фиренце (Paolo da Firenze), Джованни Мацуоли (Giovanni Mazzuoli).

15 век, раннее Возрождение, был столетием относительного застоя в развитии итальянского музыкального искусства. 

Немного было ярких личностей, одна из них Леонардо Густиниан - исполнитель и составитель музыкальной антологии.

Мощные северные семейства, такие как Медичи и д'Эсте поощряли искусство, при их дворах служило много творческих личностей, среди них композиторы северной франко-фламандской школы Жоскен де Пре и Луазе Компер. В конце 1500-х годов итальянские композиторы, такие как Марчетто Кара и Бартоломео Тромбачино, создали несколько фроттол (легкая, изящная многоголосая песня, обычно любовного характера). При поддержке Медичи, для флорентийского карнавала Марди Гра (аналог масленицы) было написано много веселых, остроумных карнавальных песен.

О музыке средневековья в целом можно сказать следующее: гораздо больше известно текстов песен, чем то, как они в действительности звучали, слова могли быть записаны гораздо легче, чем мелодия. Конец средневековья характеризуется переходом от монофонического пения к сложной мелодической полифонии, что являлось поворотным пунктом музыкального развития.

Источник: olofmp3.ru

культура искусство музыка классика Музыка Треченто, Арс нова, Ars nova
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА