Опубликовано: 18 октября 2012 11:34

Джаз вокруг света: Немецкий Джаз (часть 1)

Что же представляет собой саунд немецкого джаза? Как выглядит современный немецкий джаз? Дать этой музыке определение крайне непросто: разумеется, не существует некоего общего национального джаз-саунда. Если бы кто-то попытался составить портрет немецкого джаза на примере какого-нибудь джаз-бэнда, то тут же появился бы другой джаз-бэнд, который бы вступил в противоречие с этим описанием. Немецкая джазовая сцена богата и многообразна, при этом она полна противоположностей и противоречий – и она всё время обновляется. Не смотря на это, однако, можно выделить характерные признаки, которые создают индивидуальность и своеобразие немецкого джаза.

Мало кто знает, но одно из первых изданий со словом "джаз" в названии было выпущено именно в Германии. В своей книге 1927 года "Джаз – музыкальный вопрос на злобу дня" Пауль Бернхард всё еще относит это понятие к танцу. К перечню современных танцев, среди которых были фокстрот и танго, в 1920 году добавился шимми, а в 1922 году – тустеп; в 1925 году танцевальные залы захватил чарльстон.

Джазовая композиция "Tiger Rag", появившаяся в США в 1917 году, спустя три года уже издавалась в Германии в виде кавер-версии.

Однако уже в начале 20-х годов XX века немецкий кларнетист и саксофонист Эрик Борхард начал исполнять свои собственные композиции, которые современники сравнивали с творениями джазовых знаменитостей Америки. Тем не менее, под влиянием экономической нестабильности и инфляции 1920-1923 годов крупные немецкие оркестры, исполнявшие музыку для современных джазовых танцев, стали большой редкостью. 

Джаз в Германии 20-х годов был, прежде всего, веянием моды. Салонные оркестры обращались к новому стилю, так как этого требовали танцующие. Уже в октябре 1923 года джаз впервые можно было услышать по радио: за радиостанцией Der Funk-Stunde Berlin берлинского Воксхауза в мае 1924 года последовало радио "Мюнхен" с передачей "Джазовая музыка из Регина-паластхотэль". После невероятного успеха Пола Вайтмана в Берлине в 1926 году радиопрограммы с живой джазовой музыкой начали выходить в эфир регулярно. Джаз был доступен и на грампластинках, а также в виде изданных нот. Музыканты всех типов, вплоть до композиторов классической концертной музыки, таких как Пауль Хиндемит, Эрнст Кшенек и Курт Вайль, включили пришедшую из Америки новую форму музыкального искусства в своё творчество. В 1928 году, вопреки сильным протестам, Бернхард Секлес в консерватории Хоха во Франкфурте-на-Майне стал инициатором создания первого в Германии джазового класса. В США такие образовательные курсы были открыты лишь в 1945-1947 годах.

                                                                                            Бернхард Секлес

Концерты Матяша Шейбера в сопровождении джазового ансамбля консерватории Хоха затем неоднократно передавались по радио. 

В 30-е годы тенденция получила развитие и в соседних с Германией европейских странах. Там возникали журналы фанатов джаза и так называемых "хот-клубов". История джаза в "Третьем рейхе" – это история задавленного андеграунда. Молодёжь, называвшая себя swing kids, с риском если не для жизни, то для свободы танцевала запрещённые танцы. Разумеется, национал-социалистический режим преследовал и запрещал и радиотрансляции джаза. С одной стороны, это происходило из-за африканских корней джаза и по причине еврейского происхождения многих успешных джазовых исполнителей. С другой стороны, джаз с его спонтанностью, импровизацией и индивидуальностью, которая притягивала стиляг, представляла собой угрозу для мировоззрения нацистов. Хоть национал-социалисты и пытались выжить джаз из Германии как "музыку негров", полностью джаз запрещён не был; борьба против свинга и джаза в те годы наделала много шума. Таким образом, мнение о внезапном конце и безоговорочном запрете джаза в Германии – не более чем заблуждение.

В Европе с 1937 года американские музыканты не единожды останавливались с гастролями на границе с Германией. И хотя до начала войны, по крайней мере в крупных городах, вопреки запрету ещё можно было купить джазовые пластинки из-за рубежа, дальнейшее развитие и контакт с американским джазовым миром всё же были надолго прерваны. Вместе с тем, танцевальная музыка, официально поддерживаемая Рейхом, носила черты свинга. Но прослушивание зарубежных радиостанций, в которых регулярно исполнялся джаз, в 1939 году уже влекло за собой наказание. Некоторые музыканты, не пожелавшие следовать этому распоряжению, покинули страну. Так, кларнетист Эрнст Хеллерхаген предпочёл эмигрировать в соседнюю Швейцарию.

В то время в Германии лишь немногие знали, как звучит актуальная джазовая музыка в Америке и ч то из себя представляет джазовый свинг. Были случаи, когда национал-социалисты в специально оборудованных звукозаписывающих студиях делали новые записи старых шлягеров, изменяя при этом текст в пользу пропагандистской лирики. Примером этого может послужить композиция "Black Bottom", которую гражданам Германии власти представили как "Schwarzer Boden" ("Чёрная земля").

В то же время, запрещённые зарубежные радиостанции с джазовыми программами были очень популярны у большого числа немцев. С одной стороны, национал-социалисты заглушали радиостанции союзников, но, с другой стороны, продолжали их копировать. Отрицательным примером такой "адаптации" джаза можно считать группу Charlie and His Orchestra ("Чарли и его оркестр"), которая получила прозвище "Джаз-бэнд мистера Геббельса" (Mr. Goebbels Jazz Band). Ситуация обострилась в 1942 году, когда США подключились к военным действиям во Второй мировой. Правда, для дипломатов иностранных посольств и для служащих вермахта были открыты несколько джазовых кафе в самом Берлине. Кроме того, существовал целый ряд нелегальных мест проведения мероприятий и частных вечеринок, на которых игрался джаз. В 1943 году в Германии прекратилось производство пластинок.

В результате войны немецкий джаз, впитавший за годы фашистской экспансии манеру игры завоёванных народов – французов и поляков (к слову, больших мастеров в этой области) – приобрёл к 40-м годам европеизированное звучание. Поэтому неудивительно, что в Германии не прижились негритянские ритмы: берлинское радио передавало фокстроты, а не блюзы и буги-вуги. Геббельс даже разрешил Курту Хохенбергу, руководившему оркестром на радио, играть лёгкий джаз: пусть англичане между налётами слушают приятную музыку, морально, так сказать, разлагаясь. Опять-таки логично: если еврей Бенни Гудмен своим свингом развращает арийцев, то почему бы и немцам не поступать так в отношении противника? Нужно сказать, немецкие музыканты делали это весьма изящно и со вкусом.

Известен в Рейхе был и оркестр Ганса Бунда, пианиста и выпускника Берлинской консерватории, забросившего скучные симфонические партитуры и организовавшего свой джаз, впоследствии известный под названием "Бравур-оркестр". Солистом у него был... простой водитель такси Руди Шурике, обладавший звучным тенором. Знакомство его с Бундом было случайным: дирижёр ехал на репетицию, и в дороге, коротая время, таксист запел. Голос его оказался настолько приятным, что Ганс тут же предложил оторопевшему водителю место солиста.

В послевоенное время многие меломаны, равно как и музыканты, после без малого двадцатилетней изоляции очень заинтересовались ушедшим музыкальным движением. Ещё до того момента, как в полуразрушенной стране были организованы первые концерты джазовой музыки, любители джаза, собираясь в клубах, проигрывали друг другу важные пластинки. Цитаделями послевоенного джаза в Германии стали Берлин, Бремен и Франкфурт.

(окончание следует)

Источник: www.blackmusicpromo.ru

Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА