Опубликовано: 02 октября 2012 15:50

Мартин Мункачи

Мартин МункачиОТ АВТОРА САЙТАМартин Мункачи - это один из самых высокооплачиваемых фотографов по репортажной и спортивной съёмке. В движение он вводит понятие эмоциональности. Его слова: "Думай в то время, как снимаешь", - были оплодом его успеха. Про его знаменитую фотографию «Три мальчика на озере Танганьика» Картье-Брессон сказал: "Вечность в одно мгновение". В основном фотографировал на открытом воздухеPHOTOISLAND.NETОдин из самых талантливых фотографов XX века Мартин Мункачи (Martin Munkacsi, 1896-1963) начал заниматься фотографией в Будапеште начале 1920-х годов. В 1928 году он переехал в Германию, где работал фотографом для крупных берлинских изданий. Свое видение работы фотожурналиста он изложил в самом начале своей карьеры: «Суметь увидеть в тысячную долю секунды то, что обычные люди не замечают — это теория фоторепортажа. А суметь в следующую тысячную секунды сфотографировать увиденное — это уже практическая сторона фоторепортажа». И этот теоретический постулат он претворял в жизнь в течение всей своей карьеры.Около 1930 года Мартин Мункачи сделал знаменитый снимок «Три мальчика на озере Танганьика», который произвел неизгладимое впечатление на молодого французского художника Анри Картье-Брессона. «Я неожиданно понял, что с помощью фотографии можно зафиксировать бесконечность в одном моменте времени», — писал Картье-Брессон много лет спустя, — «И именно эта фотография убедила меня в этом. В этом снимке столько напряжения, столько непосредственности, столько радости жизни, столько сверхъестественности, что даже сегодня я не могу спокойно смотреть на него».После прихода к власти Гитлера Мункачи эмигрирует в США. Он много работает, его фотографии печатаются в ведущих американских журналах. Его любимая тема — движение во всевозможных видах. Даже работая на журналы мод, он заставлял своих моделей постоянно двигаться, наблюдая за ними, ловя свою «тысячную долю секунды». Так, например, снимая пляжный костюм, он совсем замучил модель, заставив ее бегать взад-вперед по пляжу. Он оказал большое влияние на многих американских фотографов — в частности Ричард Аведон и Юджин Смит писали, что работы Мункачи служили для них вдохновением.После смерти фотографа в 1963 году его имя оказалось почти забытым. Этому способствовал абсолютно непонятный отказ американских музеев принять коллекцию его снимков. В итоге многие из его ранних фотографий были утеряны. В последнее время интерес к работам Мартина Мункачи возрастает, по всему миру проходят ретроспективные выставки этого талантливого венгерского фотографа. МАРТИН МУНКАШИ Виртуозно владел искусством отображения движения. Оживил статичную фотографию начала двадцатого века. Во многом определил основные принципы современной фотожурналистики и фэшн-фотографии. Имя Мартина Мункаши/Martin Munkacsi, безусловно, занимает весьма существенную главу в истории мировой фотографии по причине его колоссального вклада в фотографию Европы и Америки. Мункаши является одним из самых великих фотографов XX столетия. Благодаря ему были сформированы основные черты современной фотожурналистики. Он объединил журналистскую точность с эстетическими стандартами. В фэшн-фотографии он произвел революцию. Освободил фотографов от студийных границ, а моделей — от фиксированных поз. Он реализовал свежие идеи и создал новые образы. В фотографию, которая до него была статичной, он привнес жизнь. Он оказал существенное влияние на последующие поколения фотографов, и среди них такие имена, как Анри Картье-Брессон и Ричард Аведон. Родился Мартин Мункаши (Marton Mermelstein) 18 мая 1896 г. в Венгрии, в г. Колошвар/Клаузенбург в небогатой семье. Его отец был маляром, иногда подрабатывал как фокусник. Фамилию Mermelstein семья сменила на Мункаши по причине усиления антисемитизма в обществе. В 16 лет Мартин покинул отчий дом, перебрался в Будапешт и начал там свою карьеру как поэт и пишущий журналист. Публиковал интервью и очерки о людях. Однажды, как он сам вспоминает, ему потребовалась иллюстрация для заметки о похоронах. Так он начал заниматься фотографией. И спустя некоторое время Мартин Мункаши становится весьма популярным фоторепортером и спортивным фотографом. В 1927 г. Мартин отправляется в Берлин, который в то время являлся европейским издательским центром. Там фотограф стремительно достигает популярности и в последующие годы создает множество серий и обложек для таких изданий, как Berliner Illustrirte Zeitung (BIZ, уже тогда тираж достигал 1 млн экз.), Koralle и Die Dame (немецкое издание моды), Uhu, Vu, Modern Photography. После прихода к власти Гитлера Мартин Мункаши покидает Берлин и эмигрирует в США. В 1934 г. он прибывает в Нью-Йорк и получает приглашение от Кармель Сноу, главного редактора журнала Harper’s Bazaar. Она предложила ему попробовать себя в фэшн-фотографии. И это открыло новую главу в его творчестве. После смерти Мартина Мункаши 13 июля 1963 г. основные американские музеи по непонятной причине отказались принять в дар его творческое наследие, и в результате имя фотографа оказалось неоправданно забытым на несколько десятилетий. Работы разошлись по всему миру, и большая часть архива оказалась утерянной. И в настоящее время существует лишь два места, где сосредоточено наибольшее количество его фоторабот — архив Ullstein в Берлине и коллекция профессора F.C. Gundlach, которая хранится в Доме фотографии/Haus der Photographie в Гамбурге.  В творчестве Мартина Мункаши особо следует отметить фотографию «Мальчики, бегущие к прибою на озере Танганьика», сделанную около 1930 г. во время его командировки в Либерию (также встречается немного упрощенное и неточное название — «Три мальчика на озере Танганьика»). Она уже давно выступает в роли знаковой, поскольку постоянно цитируется в различных источниках. Причина достаточно уникальна. Именно эта фотография произвела глубокое впечатление на молодого Анри Картье-Брессона. Именно в ней можно увидеть его будущий стиль. Вот как сам Картье-Брессон вспоминает о своих впечатлениях: «Внезапно я осознал, что фотография позволяет в одном мгновении запечатлеть вечность. Этот снимок — единственный, который повлиял на меня. Здесь так много напряжения, спонтанности, радости жизни, удивления, что даже сегодня он все еще продолжает шокировать меня». Эти слова были сказаны в 1977 г. Более того, Картье-Брессон полагает, что именно этот снимок положил начало его карьере как фотографа: снимок был «как искра, из которой возгорелось пламя». Фотография «Три мальчика» не оставила равнодушным и Ричарда Аведона. Она поразила его так, что в 1950 г. вдохновила на создание известного снимка молодой женщины с зонтиком, перепрыгивающей через лужу. Творчество Мартина Мункаши вдохновляло и другого известного фотографа — Юджина Смита. Некоторые стилистические мотивы можно обнаружить в работах Брюса Вебера и Херба Ритца. Ключевым моментом в творчестве Мартина Мункаши является движение. Движение во всех его проявлениях. Наверное, именно любовь к движению и — безусловно! — понимание его сущности и сделали его талантливым спортивным фоторепортером. Над темой движения он продолжал работать и тогда, когда занялся фэшн-фотографией. Во время съемки он предпочитал фотографировать естественное положение моделей, а не стационарные, искусственные позы; вынуждал моделей много двигаться, чтобы найти и поймать нужное мгновение, наиболее выразительное, ту самую «тысячную долю секунды», то мгновение, которое для обычных людей незаметно, но фотограф обязан увидеть. Однако мастерство фотографа не исчерпывается только этим. Сначала увидеть, а «в следующую тысячную секунды — запечатлеть это мгновение».  Мартин Мункаши много работал и обращался к самым различным тематическим областям. Для своего времени он был одним из самых высокооплачиваемых фотографов. Так, например, журнал Ladies’ Home Journal заключил с ним один самый выгодный на тот момент фотографический контакт на создание серии «How America Lives». В период 1940–1946 гг. он запечатлел повседневную жизнь различных слоев общества Америки в период Второй мировой войны. Безусловно, слагаемые успеха — различны. Но самое важное для создания хорошей фотографии, по мнению самого фотографа, заключается в том, что нужно «обладать идеей — духовной и интеллектуальной концепцией, понимать, что в этой фотографии вы хотите сказать». Более того, свое жизненное кредо, творческие принципы он выразил в лаконичном девизе — «Думай, пока снимаешь!» (Think while you shoot!). Для фотографов многих поколений эта фраза стала хрестоматийной. И такой она останется навсегда. (Владимир НЕСКОРОМНЫЙ, главный редактор журнала Foto&Video. Портфолио Мартина Мункаши опубликовано в Foto&Video №3, 2007.)Источники: http://photoisland.net/ , http://www.foto-video.ru/Источник: http://www.foto-video.ru/search/?

Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА