Опубликовано: 28 октября 2014 10:28

Антология русского лиризма. ХХ век. Любовь Коротаева, Андрей Грязнов, Николай Персиянинов

27 октября 1918 г. – день рождения

Любови Коротаевой

    

 

БАКСАНСКАЯ*

 

Где снега тропинки заметают,

Где лавины грозные шумят,

Эту песнь сложил и распевает

Альпинистов боевой отряд. 

Нам в боях родными стали горы

Не страшны бураны и пурга,

Дан приказ – недолги были сборы

На разведку в логово врага. 

 

Помнишь, товарищ, белые снега,

Стройный лес Баксана, блиндажи врага.

Помнишь гранату и записку в ней

На скалистом гребне для грядущих дней? Помнишь, товарищ, вой ночной пурги,

Помнишь, как бежали в панике враги,

Как загрохотал твой грозный автомат,

Помнишь, как вернулись мы с тобой в отряд?

 

На костре в дыму трещали ветки,

В котелке дымился крепкий чай;

Ты пришёл усталый из разведки,

Много пил и столько же молчал. 

Синими замёрзшими руками

Протирал вспотевший автомат,

И о чём-то думал временами,

Головой откинувшись назад. 

 

                Помнишь, товарищ, белые снега, 

Стройный лес Баксана, блиндажи врага. 

Помнишь гранату и записку в ней 

На скалистом гребне для грядущих дней?

Помнишь, товарищ, вой ночной пурги, 

Помнишь, как бежали в панике враги, 

Как загрохотал твой грозный автомат, 

Помнишь, как вернулись мы с тобой в отряд?

 

1943

_______________________________

*Песня. На музыку довоенного танго Б. Терентьева "Пусть дни проходят".

 

В 1938 году выпускник Московской консерватории, композитор Борис Терентьев, вдохновившись стихотворением «Семья» поэта Ильи Финка, создает мелодию танго «Пусть дни проходят».

В начале 1943 года появилась песня «Баксанская», написанная на мелодию танго Терентьева, альпинистами – бойцами сводного отряда альпинистов 897-го горнострелкового полка 242-й стрелковой дивизии Закавказского фронта: А. Грязновым, Б. Грачевым, Л. Коротаевой, Г. Сулкавидзе, А. Немчиновым и Н. Персияниновым. Признанными же авторами в большинстве песенников считаются Л. Коротаева, А. Грязнов и Н. Персиянинов.

За несколько дней до проведения боевой операции лейтенанты Коротаева и Грязнов вышли в разведку на гребне хребта между Малым Кугутаем и Донгуз-Оруном. Они оставили под каменным туром разряженную гранату с запиской: "В дни, когда враг побежал под ударами Красной Армии, мы поднялись сюда без веревок и палаток, в шубах и валенках по суровым склонам Донгуз-Оруна (а немцы использовали здесь специально подготовленных, хорошо экипированных и оснащенных для действий в горах егерей дивизии "Эдельвейс") чтобы указать путь наступающим бойцам..." Когда вернулись в отряд, неожиданно сложилась песня, она начиналась со слов "Помнишь гранату и записку в ней...".

Есть выпуск звукового журнала "Кругозор" 1968 года с репортажем Юрия Визбора, где Любовь Коротаева (и, очевидно, Александр Гусев) вспоминает о создании песни: "Однажды мы с Андреем Грязновым получили задание: установить пути отступления немцев с Кавказа. Целый день пролежали в снегу на хребте Когутай. А в такой обстановке разные мысли приходят, и мы решили это место отметить. Вынули из одной гранаты запал, написали, что такого-то числа здесь были в разведке лейтенанты Грязнов и Коротаева. Потом сложили тур из камней и положили туда гранату.

Договорились, что кто первый после войны придет – сообщит другому, что снял эту гранату. Ни ему, ни мне не пришлось больше там побывать... Пришло время. Нам приказали сорвать немецкие флаги. Начался путь из Приэльбрусья.

Когда мы остановились в Итколе ночевать, то установили дежурство на веранде балкарского домика. Была чудная лунная ночь, и как раз из Иткола было очень хорошо видно гребень, на котором оставили мы гранату. Все вышли на балкон. Андрей Грязнов стал напевать про себя песню, а потом случайно у него сложились слова: "Помнишь гранату и записку в ней". А потом кто-то добавил: "На скалистом гребне для грядущих дней". И потом у нас такой энтузиазм сразу вдруг появился к сочинению, получилось что-то такое, и начали создавать..."

 

Источник

культура искусство литература поэзия поэзия стихи Любовь Коротаева, Андрей Грязнов, Николай Персиянинов, Антология русского лиризма. ХХ век, Студия Александра Васина-Макарова
Facebook Share
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА