Опубликовано: 13 августа 2018 09:31

Читаем "Антологию русского лиризма. ХХ век"

Николай Минский

(27 января 1855(6?) — 2 июля 1937)

 

      "Антология русского лиризма. ХХ век". Николай Максимович Минский            

                                                                                                  

 Виленкин Николай Максимович родом из села Глубокого Виленской губернии. Рано остался без отца и приучился жить своим трудом. С золотой медалью окончил гимназию в Минске (1875 г.). Через четыре года окончил юрфак Петербургского университета, работал адвокатом, уже публикуя свои стихи.

В 1883 году сборник «Стихотворения» уничтожен цензурой. В следующем году выступил со статьей «Старинный спор», в которой провозгласил главные идеи зарождающегося в литературе России модернизма. Тогда же цензура запретила его антиправославную поэму «Гефсиманская ночь», а через два года автор примет православное крещение...

В 90-е годы создаёт и ведёт журнал «Северный вестник»; в самом начале ХХ века стал организатором религиозно-философских собраний в Петербурге, а уже в 1905 году вдруг становится «бардом социал-демократии»* (Ю. Айхенвальд), издателем большевистской газеты «Новая жизнь». Сам Н. Минский потом напишет: «Союз между символизмом и революцией — явление внутренне необходимое...».

Боясь суда за проделки в 1905 году, уезжает в Европу (до 1913 г.). Без него в 1907 году выходит 4-томное Полное собрание стихотворений (Петербург).

И после революции, столь «внутренне необходимой» символисту Минскому, он жил в Берлине, Лондоне, Париже, не становясь, впрочем, врагом страны, которую покинул.

 ___________________________________________________________________________

* В этот период написан «Гимн рабочих» с известной строкой: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

НА КОРАБЛЕ

 

Зажглась звезда, поднялся ветерок,

Склонялся день за горы Дагестана.

И все, молясь, глядели на восток.

Татаре повторяли стих Корана,

 

Рабы Христа творили знак святой,

Калмыки в тишине взывали к Ламе,

И чуждый всем еврей скорбел о храме

И Богу докучал своей тоской.

 

Лишь я один, к кому взывать не зная,

Глядел на мир. И прелесть неземная

Была в журчанье вод, в лучах светил,

Как будто в рай держали мы дорогу.

 

Один в тот вечер слёзы я пролил,

И, может быть, один молился Богу.

<1893>

 

* * *

 

Я боюсь рассказать, как тебя я люблю.

Я боюсь, что, подслушавши повесть мою,

Лёгкий ветер в кустах вдруг в веселии пьяном

Полетит над землёй ураганом...

 

Я боюсь рассказать, как тебя я люблю.

Я боюсь, что, подслушавши повесть мою,

Звёзды станут недвижно средь тёмного свода,

И висеть будет ночь без исхода...

 

Я боюсь рассказать, как тебя я люблю.

Я боюсь, что, подслушавши повесть мою,

Мое сердце безумья любви ужаснётся

И от счастья и муки порвётся...

 

УТЕШЕНИЕ

 

Оно не в книгах мудреца,

Не в сладких вымыслах поэта,

Не в громких подвигах бойца,

Не в тихих подвигах аскета.

 

Но между тем как скорби тень

Растёт, ложась на всё святое, —

Смотри: с востока, что ни день,

Восходит солнце золотое.

 

И каждый год цветёт весна,

Не зная думы безотрадной,

И, солнца луч впивая жадно,

Спешат на волю семена.

 

И всходы тайной силой пучит,

И вскоре листья рождены,

И ветер ласковый их учит

Шептать название весны.

 

Душа свершила круг великий.

И вот, вернувшись к детским снам,

Я вновь, как праотец мой дикий,

Молюсь деревьям и звездам.

 

Источник

культура искусство литература поэзия поэзия стихи Антология русского лиризма. ХХ век, русский лиризм, Николай Минский, студия Александра Васина-Макарова
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА