http://resheto12.04.2006Мария Протасова. Простая непохожесть
Ни имени, ни отчества А встретишь - все отдашь: Хранитель одиночества Мой верный карандаш Молчать ему положено Поскрипывать, пиша Но будто в ножны вложена В него моя душа
© Мария Протасова
Как-то раз, блуждая по бескрайним полям Интернета, я оказалась в Живом Журнале Марии Протасовой - замечательной поэтессы, которая свои 15 лет уже издала книгу стихов. Как выяснилось, стихи Маша пишет не так давно - с января 2005-го. В ее вступительной статье к поэтическому сборнику «Проще простого» есть воистину мудрые слова: «Я видела этот свет, и это - главный факт моей биографии». Именно они и вызвали мой интерес к автору и непреодолимое желание пообщаться с ней .
- Маша, насколько мне известно, ты начала писать стихи недавно. С чем связано начало твоего творчества?
- Захотелось попробовать выиграть большой приз в конкурсе стихов о войне. В итоге получила диплом, карманный электропереводчик с запасом слов, которого хватило бы разве что индусскому чистильщику обуви в Сохо. Плюс «публикацию» в страшно уродливой книге. Мое первое стихотворение - «1943». Ну, а главная, истинная причина - это, пожалуй, неспособность хорошо играть на фортепиано. Я мечтала писать музыку, играть музыку - свою собственную. Вот и начала.
1943
Железо. Огонь. Вода. Земля. Канонада. Спирт. Все просто как никогда Не страшно - значит убит Россия. Окоп. Война. Размокшие сухари. По трупам бредет весна Под номером сорок три. Пальба. Облака. Кресты. На танках. На нас с тобой. Но правила здесь просты Боишься - значит живой. Патроны. Шинель. Кисет. Письмо. Перекличка. Бой. И снова как спирт - на всех Мы поровну делим боль. В атаке. Во сне. В пути. Запомни, пока ты тут Они не должны пройти А значит и не пройдут. Весна. Тишина. Рассвет. До неба растет трава Для тех, кого с нами нет Все просто, как дважды два.
- А что для тебя является главным источником вдохновения - музыка, другие стихи, какие-то жизненные ситуации? И бывает ли так, что вдохновение приходит, скажем, в метро или на улице и приходится второпят искать клочок бумажки, чтобы записать родившиеся строчки?
- Из известных причин-поводов - и музыка, и люди, и другие стихи. Из неизвестных (и главных) - томление духа, что ли. Пишу сразу, почти без поправок. Карандашом на бумаге. Или на компе, если под рукой. В метро - да. Бывает. У меня два таких - про пиратов и последнее, про рай. Еще чаще - на лекциях. Чтобы не уснуть под бубнёж. А чаще всего - ночью, буквально с полуночи и часов до трех утра.
- Чувствуешь ли ты гордость от того, что занимаешься поэзией? И вообще, считаешь ли ты себя поэтом?
- Гордость не то слово. Непохожесть - да. Как поэзией заниматься? В смысле профессии? Безумие. Это значит - писать ради хлеба. То есть намертво связать одну функцию организма с другой, поставить их в зависимость друг от друга?
- Думаешь ли связать свою дальнейшую жизнь с литературой?
- Нет, не хочу. Хочу быть свободной и от имиджа тоже. Хочу быть, а не иметь. Остальное - малозначащие детали.
- Твой идеал поэта?
- Нет идеала.
- Как получилось, что ты издала книгу?
- Книга издалась по соизволению Александра Николаевича Житинского - питерского писателя-фантаста и поэта, возглавляющего издательство «Геликон+». Ему понравились мои сочинения, и он решил напечатать книгу с послесловием, которого я, конечно, не стою.
- Что тебе нравится из современной литературы?
- Из современной литературы не нравится почти все (см. стихотворение «Общество мертвых поэтов»). Да и большинство из своего тоже не нравится.
- Как относятся к твоему творчеству родители, знакомые, друзья?
- Кто и как относится ко мне и моему творчеству, меня совершенно не волнует. Волнуюсь я только когда у меня что-то упорно не получается. Сейчас, например. Сильно волнуюсь.
- А что именно не получается? Передать какую-то мысль? Найти подходящее слово?..
- Не получается стать больше себя, выйти из всего, что - стены. Полететь.
«Проще простого»... Все-таки не зря первая книга стихов Маши Протасовой называется именно так. Она и вправду приверженец простоты во всем: «В людях, стихах, картинах и музыке люблю простоту - не ту, которая результат упрощения сложного, а ту, которая в основе всех вещей».
Писатель А. Н. Житинский сказал о стихах Маши: «Автор, желая или не желая того, сразу ставит себя в оппозицию не только к конкретным фигурам, зачастую совсем не бесталанным, не только к господствующей литературной моде, но, казалось бы, ко всему вектору развития русской поэзии или к тому, что нам пытаются выдать за этот вектор. Поэтому я предвижу достаточный шум по поводу этого дебюта, а быть может, и демонстративное умолчание.
Через все это надо автору пройти, и Маша сделает это, потому что характер у нее есть, а читатель, истосковавшийся по живому, чуткому поэтическому слову, ей верит и будет оказывать поддержку».
Не кривя душой, могу сказать, что такая поэзия в наши дни редкость. Современные «модные» тенденции требуют какого-то постоянного, не побоюсь этого слова, изощрения. В стихах Маши все предельно ясно: она пишет о переживаниях, свойственные каждому из нас. Она смотрит на мир с мудрой детской прозорливостью и, что самое замечательное, не боится быть самой собой.
Окна болят, если долго глядят на луну И заражаются желтым бессмысленным светом Значит и я на тебя, мон амур, не взгляну Чтобы поутру опять не проснуться поэтом Шторы задерну позлей, почернее штормов Выключу сердце и выдерну грусть из розетки Спрячусь за стенами старых и пыльных томов Где на полях еще прежней болезни заметки Буду слепа, как чугунный плафон фонаря В час, когда боги рассветный фонарь зажигают В небе под веками словно над миром паря Буду смотреть, как любовное облако тает Пусть этот дождь на другую прольется страну Каждой хрустальной строкой подтверждая примету - Если поэты подолгу глядят на луну То заражаются желтым бессмысленным светом
Статья о М. Протасовой на сайте издательства «Геликон +»
Живой Журнал Маши Протасовой
Автор: Беседовала Юлия Сергеевна САФОНОВА.ru/speaking/avtograph/news1138.php