Опубликовано: 27 ноября 2014 13:18

Притча о гончарах

В тридесятом царстве, в тридесятом государстве, в старинном городе Энске жил был старый Гончар. У Гончара была своя маленькая мастерская, где он на гончарном кругу изготавливал глиняные пузатые горшки, кувшины, посуду для простых горожан. Тут же в небольшой печи он обжигал свои горшки и плошки, а потом его жена расписывала их кисточкой с волосками из беличьего хвостика. Разукрашенный незатейливыми узорами товар продавался тут же, через продолговатое окно, которое выходило на оживленную улицу. Горожане охотно покупали горшки у старого Гончара, потому что сделаны они были добротно, а продавал он их не дорого.

У Гончара жил глухонемой Подмастерье, который умел только копать глину. Больше он ничего не умел делать, только копать глину. Глину он приносил каждый день свежую, самую лучшую. Он был одним из немногих, кто умел определить, какая именно глина лучше всего подходит для изготовления крепких звенящих горшочков.

Все шло своим чередом, Подмастерье копал и приносил лучшую глину, Гончар делал посуду, жена Гончара украшала готовые горшки и кормила обоих мужчин завтраком, обедом и ужином.

Еще в городе жил богатый венецианский купец Карас-Евробас. Очень предприимчивый, он постоянно искал новые источники дохода. Много товара проходило через этого купца, он был другом царского наместника, и постоянно давал ему в долг, имел свои галеры, его амбары были всегда полны всяким добром, которое он покупал-продавал и отправлял за море. Но сердце торговца было неспокойно, ему хотелось самому начать изготавливать хоть что то, чтобы потом самому и продавать по той цене, по какой он сам захочет. Но он не знал ни одного ремесла и не мог сам открыть мастерскую, да и времени заниматься всем этим особо не было.

Однажды Карас-Евробас ехал на своем роскошном экипаже, запряженном шестью прекрасными  конями, по той самой улице, где жил и работал Гончар. Внимание купца привлекло окно, на котором были выставлены симпатичные расписные горшки и плошки, и покупатели, которые выбирали себе посуду. Он приказал остановить экипаж неподалеку и начал наблюдать за мастерской.

Через окно ему было видно, как пожилой мастер крутит гончарный круг и выводит очередной кувшин с длинной горловиной, потом готовая партия посуды помещается в печь, а вот и остывшая посуда уже готова для росписи. Но главное – горшки постоянно кто-то смотрел, выбирал и покупал. И в самом деле! Посуда постоянно бьется, а без нее никуда! Сварить щи, поставить сметану в подвал, разлить молодое вино – как тут без глиняной посуды? В каждом доме она нужна, во всех городах и весях.

Карас-Евробас подумал и решил прибрать к рукам мастерскую. Он поехал к главе города и разузнал о долгах старого Гончара. Долги нашлись, долго ли умеючи? Тут же Карас-Евробас скупил долги, увеличил их и с векселями отправил приказчика к старому Гончару  с требованием немедленно выплатить долг, или отработать их в пользу Караса-Евробаса в ставшей уже его мастерской.

Гончар погоревал-погоревал, да и продолжил работу. Только теперь каждый новый горшок был уже не его, а Караса-Евробаса. Скоро к нему пришел щеголевато одетый Господин Реализатор, в напудренном парике и обтягивающих кальсонах по последней моде. Господин Реализатор назвал цену, по которой он будет расплачиваться с Гончаром за готовую посуду и приказал изготовить к концу недели сто кувшинов для вина, иначе никаких денег Гончар не получит вообще.

Гончар объяснил вечером Подмастерью, что надо будет принести особой глины несколько пудов к утру, и начал работу. Через неделю сто кувшинов были готовы, еще теплыми их забрал Господин Реализатор. В окошке Гончара тоже были выставлены несколько кувшинов, но по большой цене. Горожане подходили к окошку, недоуменно смотрели на товар и уходили. Это была не одна гончарная мастерская, в городе жили и другие мастера.

Так прошло совсем немного времени. Кувшины Господин Реализатор продолжал периодически увозить, но как шла у этого господина торговля, Гончар не знал. У него самого кувшины не покупали. Но потом что-то поменялось в городе, начали подходить мрачные горожане и молча покупать дорогие горшки и кувшины. Как оказалось, Господин Реализатор приезжал теперь не только к старому Гончару, а еще и к другим, ранее свободным, мастерам. А Карасу-Евробасу горожане дали титул – глиняный король.

Все бы ничего, но потом к Гончару начал приходить совсем уже непонятный человек – Господин Главный Счетовод. Он сказал, что Карас-Евробас  призвал его лично для того, чтобы разобраться с делами мастеров и сделать мастерские еще более прибыльными. А посему он, Господин Главный Счетовод, повелевает старому Гончару показать как тот делает свои горшки, откуда берет эту мерзкую глину, топливо для печи, и сколько он съедает сам и его родственники за сутки еды и выпивает вина, молока и других продуктов, а еще сколько уходит денег на одежду и т.д. и т.п. вплоть до количества ивовых прутьев для починки плетня. Гончар пожал плечами, позвал жену, Подмастерье, и вместе они начали рассказывать Господину Главному Счетоводу что откуда берется. Господин Главный Счетовод все аккуратно вносил в длинные столбцы на пергаменте, складывал-вычитал суммы, цокал языком и строго зыркал глазами на Гончара, его жену и Подмастерье. Когда Господин Главный Счетовод уходил, все бросались за работу, так как потом должен был придти Господин Реализатор, чтобы забрать готовую посуду. Ведь заказы никто не отменяет, они только увеличиваются,  и все надо успеть сделать в срок, иначе денег Господин Реализатор не даст, но и посуду при этом всю заберет.

Потом пришел просто Таинственный Господин и поинтересовался у Гончара, а не подторговывает ли он горшками на своей улице без ведома Господина Реализатора? Гончар сказал, что нет мол - соседи свидетели! Таинственный Господин ушел, но вскоре прислал молчаливого человека, который стал жить у Гончара и следить за мастерской. Ел он при этом со всеми на деньги, которые Гончару платил Господин Реализатор за сделанную посуду.

Придя в очередной раз Господин Главный Счетовод дал Гончару кипу пергаментных листков, на которых были разлинованы столбцы и переплетающиеся разноцветные строки.

-Теперь ты должен будешь вписывать сюда все свои расходы и нужды. Вот сюда - Господин Главный Счетовод указал холеным пальцем  столбец, – сколько глины выкопал Подмастерье, сюда сколько глины потратил ты, сюда сколько горшков сделал, сюда сколько топлива купил, сколько сгорело, сколько осталось на будущее, сюда сколько сала ты потратил на смазку оси гончарного круга, сюда…-Господин Главный Счетовод продолжал водить пальцем по бесчисленным столбцам, а старый Гончар все ниже и ниже опускал голову.

Теперь его жена днем сидела заполняла пергаменты, а ночью разрисовывала горшки и кувшины. Подмастерье записывал, сколько корзин глины он принес Гончару и сколько времени потратил на ее добычу и доставку. Молчаливый человек продолжал молча сидеть в углу мастерской и наблюдать за всеми.

Потом пришел Шустрый Малый в золоченом камзоле, переписал все потребности Гончара в топливе, инструменте и прочих вещях, необходимых при изготовлении глиняной посуды.

- Все это я буду покупать для тебя сам, согласно твоим реальным потребностям, так как деньги тебе будут давать только тебе на пропитание. Теперь, чтобы купить топлива или новую лопату, ты дай мне знать, я куплю все это для тебя по выгодной цене сам и привезу, а ты мне за мою заботу и работу доплатишь из тех денег, что дает тебе Господин Реализатор, – вот так объяснил свое появление Шустрый Малый в золоченом камзоле, и убежал по своим делам.

Через пару дней у гончара закончилось масло для лампы, и он не мог его купить сам. Он посылал жену искать Шустрого Малого, чтобы та заказала масло. Жена ходила целый день по городу, отыскала наконец Шустрого Малого и сделала заказ. Но прошла неделя, Гончар работал при свете лучины, а масла так и не было. Потом Шустрый Малый привез плошку масла, взял вознаграждение и опять пропал. Когда у Подмастерья сломалась лопата, пришлось изловчится и починить ее, потому что новую лопату Шустрый Малый, по видимому, уехал искать в другую страну. Хорошо еще, что топлива было заготовлено вдоволь…

Однажды пришел Господин Реализатор и заказал тысячу горшков до конца месяца. Гончар взмолился – Я не успею обжечь столько горшков в печи, на это потребуется много времени!

Господин Реализатор почесал затылок и сказал – Лепи все, а потом обожжешь! Что ни будь придумаешь, ты же мастер! Но если не выполнишь заказ – останешься голодным!

Гончар забыл уже, когда нормально спал. День и ночь он крутил гончарный круг и ставил сырые горшки на полки. Постоянно горела печь, но она не могла вместить все то, что выходило из под рук мастера. Подмастерье понарыл целый лабиринт подземных ходов, выбирая подходящую глину и доломал таки лопату. В намеченный срок пришел Господин Реализатор и забрал готовые горшки, а необожженные приказал обжечь в ближайшее время. При этом он заказал еще пятьсот горшков.

-Денег не получишь, пока не сделаешь весь заказ! – С этими словами он ушел.

Прибежал Шустрый Малый с новой лопатой и потребовал вознаграждение, узнав что денег нет, он унес лопату обратно.

А необоженные горшки пересыхали стоя на полках и начали уже покрываться трещинками. Тяжелый труд пропадал зазря…

Гончар закрыл лицо  натруженными руками и заплакал. Больше ему ничего не оставалось делать.

Господин Реализатор собрал все заказы, в очередной раз переписал ценники и выставил горшки и кувшины на продажу. Но горожане перестали даже смотреть в их сторону. Пока росла цена на посуду, люди стали более бережно относиться к ней, перестали бить по неосторожности, тщательно мыли ее, и перестали нуждаться в постоянном ее пополнении. А кроме этого, на рынках появилось заморское стекло, которое было даже дешевле привычной глиняной посуды! Стеклянные кубки и вазы горели на солнце всеми цветами радуги, радовали глаз. Торговля шла бойкая.

Почувствовав уменьшение потока денег Карас-Евробас вызвал к себе Главного Счетовода и приказал поправить дело. Господин Главный Счетовод сразу полетел к Гончару и начал разбирать его записи.

-Куда делась глина, которую добыл Подмастерье в количестве 14 пудов!? Ведь на горшки и плошки ты потратил 12 пудов! Отвечай!

Гончар недоуменно посмотрел красными от недосыпа глазами на Господина Главного Счетовода и сказал, что не понимает вопроса. Вызвали Подмастерье, но тот глухонемой и тоже не мог понять, чего от него хотят.

- Ты тратишь на один средний горшок три фунта сырой глины! Каждый горшок при обжиге забирает фунт топлива! А в твоих записках эти показатели каждый раз разные, приписываешь?! – кричал Господин Главный Счетовод.

- Никак нет, Господин Главный Счетовод, просто каждый раз все выходит по разному, разная глина, разная вязкость и прилипаемость, требуется разное количество топлива, и даже время. Нельзя точно рассчитать чего и сколько потребуется…

-Молчать, быдло!!! Все можно посчитать, только не вашими тупыми мозгами! – бесновался Господин Главный Счетовод,- Ты специально заговариваешь мне зубы, ты просто не хочешь добросовестно вести учет! Я все дал тебе, объяснил как правильно заполнять грамоты! Ко мне Подмастерье!

Гончар подтолкнул товарища ближе к орущему и брызжущему слюной Счетоводу.

-Как ты вписываешь количество добытой и перенесенной глины?!

Подмастерье замычал выпучив глаза

-Урод!!! Гончар отвечай за него!

- Он считает количество корзин, которые приносит ко мне

-Полные корзины?

-Да, ваша честь…

-Куда тогда девается глина потом?

-Я разминаю ее, делаю заготовки, выкладываю на гончарный круг…

- Молчать, старый дурак! А потери ты учитываешь?!

- А?! Какие потери?

-  А то, что остается на лопатке, прилипает к стенкам корзины и на твои кривые пальцы?! На пальцах и лопате этого урода Подмастерья?! Ты этого не учитываешь, олух! И так во всем остальном! Ты должен все считать, куда идут деньги хозяина, только так можно предотвратить разбазаривание средств, тупорылые свиньи!

-Но ведь глину мы копаем и приносим сами…

-Да, сами, а хозяин вам платит деньги, в том числе за эту глину, которую вы теряете по дороге! Ведь ты кормишь Подмастерье на деньги хозяина! Его пища должна быть обоснованна, сколько выкопал и принес -столько и съел! А если  я начну разбираться дальше, то уверен найду ещё большие ошибки в учёте, которые приводят к ненормативным потерям, глупые ослы!!!

Крик и ор продолжался еще довольно долго. Гончар просто перестал слушать Господина Главного Счетовода. Он отрешённо смотрел в пол.

Когда уже Счетовод начал выдыхаться от крика в мастерскую пришёл Господин Главный Реализатор, сухо поприветствовал Господина Главного Счетовода, перевёл взгляд на Гончара и сказал:

- Горшки перестали покупаться. Мне нечем вам платить, потому отпусти своего Подмастерья, ну и жену тоже, а сам продолжай обжигать уже слепленные горшки. Платить мы тебе будем втрое меньше, пока глупые горожане опять не начнут брать наши горшки.

Гончар усмехнулся, посмотрел на свою жену и сказал ей собирать вещи.

- Мы уходим, – сказал он  Счетоводу и Реализатору.

- Что-о-о? Куда?! Как так уходишь? – Счетовод ошалело озирался по сторонам, - Куда ты пойдешь, кто тебя возьмет? Все мастерские закрываются или работают вполовину силы!

- Нам никто не нужен. Мы своими руками сами себя прокормим. А с собой я возьму только мой гончарный круг…

Старый Гончар, его жена и Подмастерье ушли к Запорожским казакам. Говорят туда же потом ушли и другие мастера. А в город начали завозить заморскую посуду, и торговал ею какой то дилер с заморской фамилией.

культура искусство литература проза проза экономика, менеджмент, сказка
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА