Опубликовано: 06 ноября 2015 14:09

ТВЕРСКАЯ ГЛУБИНКА "ДОРОГА НА ЖАРКИ"

       

   ДОРОГА НА ЖАРКИ (Опубликовано в журнале "Природа и человек")

 «Есть в дальних странах скромные Жарки… есть тихая дорога на Жарки»… Что это за место такое – зовущее, манящее, обладающее такой удивительно притягательной силой? И где же это упрятались-то они, за какими такими далями-перелесками, и что это за дорога такая тихая ведет-заманивает туда? Может, это след от того сказочного клубка, который однажды привел Ивана-царевича в тридесятое царство, в тридесятое государство, которому еще, помните, по пути встретились и дуб-богатырь, и леса с дрем-угорами, и болота непроходимые с кикиморами? Вот сколько вопросов возникло у меня, когда я весенним, прозрачным утром, прихватив, как обычно, свой походный альбом с карандашами да кистями, пройдя перелесками по чуть заметным тропинкам, неожиданно вышел на широкую просеку.

         В царство безмолвия и тишины проложенной показалась мне эта просека средь обступивших ее седых елей, кряжистых сосен, белоствольных берез, зарослей осинника да ольшаника с лещиной. А блеснувшие на солнце рельсы почудились серебристой нитью – основой из сказочного клубка Ивана-царевича, который в стародавние времена прошел за ним по этим местам в поисках своей Царь-девицы.

         Я был наслышан, что где-то здесь, неподалеку от Земцов, проходит дорога на Жарки, что очень редко туда ходят поезда и что Жарки эти затеряны в бог весть какой глухомани, средь непроходимых, топких болот, что места эти ягодные и что клюквы там видимо-невидимо. На карте эти болота условными обозначениями разрисованы, да еще всякими таинственными названиями обозначены. И в этот Богом забытый край, непонятно даже как (топко же), буквально ступая по кочкам, пробираются поезда. Да и какие это по нашим меркам поезда? Один-два вагона, тепловозик к нему – вот и весь состав на Жарки.

         Есть тихая дорога на Жарки,

         В которой рельсы, как ладонь, узки.

         Лишь изредка проходят поезда –

         И снова глушь, безмолвье и вода…

         Очень уж хочется мне однажды взять и прокатиться с веселым, хлопотливым людом по этой самой дороге и увидеть наконец, что это за красота такая там сокрыта, что так зазывно манит к себе, притягивает и не дает никакого покоя. А все, вероятно, потому, что слово «жарки» у меня с детства на слуху и связано оно с красотой невиданной.

         Есть в нашей Сибири, откуда я родом, необыкновенной красоты цветы, которые зовутся в тех местах «жарками» или «огоньками». Вернее так – в Западной Сибири они «огоньки», а вот восточнее уже превращаются в «жарки», хотя ни форма, ни цвет, ни размер – ничего не меняется, только название. А родом эти цветы происходят из купавниц, которые всю европейскую Россию украшают летом в ярко-желтые цвета. В Сибири же у них цвет ярко-оранжевый, пламенем горящий. И огневой этот цвет исходит от жаром пылающего бутона, взметнувшегося над сочным зеленеющим стеблем в густой оправе кленовидных крепких листьев.

         Когда же приходит пора их цветения – а наступает она в июне, – все     вокруг в одночасье вспыхивает таким бушующим огнем, такой пожар занимается, что кажется, само солнце с небес снизошло на землю и никаким теперь силам земным не справиться с этим огневым половодьем! Потому еще твое воображение рисует такие картины, что по склонам и лесным прогалинам жарков расцветает в это время видимо-невидимо!

         Сорвешь такой цветок – и как будто бы загорается в руках у тебя огонек, исходящий пылающим жар-цветом. И необъяснимая тогда улыбка появляется на твоем лице, потому что волшебной силой обладает тот цветок – вызывать улыбку даже у заматеревшего в своей хмурости человека. Проникающим огнем чудодействует он в душе, осветляя все ее закоулки.

         Призывно светят в небе огоньки,

         Зовут и манят вас к себе в Жарки:

         «Приди и поселись здесь навсегда,

         Вот терем, лес и стынная вода…»

         Может быть, потому они такие зазывные, такие родные и близкие, не виданные мной Жарки, что слышу я в их названии отголоски детства своего счастливого, прошедшего в далеко-далекой сибирской стороне, на берегах могучей Оби, среди веселых цветов-огоньков под названием «жарки».

         Вот такие воспоминания навеяла на меня лесная просека, по которой пролегли чуть поросшие травой рельсы, неожиданно связавшие мое далекое прошлое с настоящим и загадочным будущим.

 

         Сижу на пенечке у рельса теплого, пишу себе в альбом сказочку поэтичную, рисую-фантазирую, и опять все-то у меня вроде получается, да опять же ладно складывается:

         Нам нужно разлучаться иногда,

         Идти туда, где тихая вода,

         Безмолвье, глушь, а рельсы так узки,

         Как провода, ведущие в Жарки.

         Такие места или пути-дороги, ведущие к ним, всегда наводят на размышление о суетности жизни мирской, что много еще мы позволяем себе разбрасываться пустяшными словами, порой безделицей наполнять свой прожитый день.

         И только здесь, в тиши уединений, приходишь к Божественным началам, к истокам Высшей Мудрости.

культура искусство литература проза проза
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА