Опубликовано: 25 сентября 2018 13:30

Спасение

Лёд на Печоре около нашего посёлка Якши стоит полгода. Ледостав — в начале ноября, ледоход — в первых числах мая, а то и позже. Конечно, за это время народ соскучится по чистой воде, по лодкам да моторам. Некоторые загодя готовят своих речных «коней». Около крыльца в бочку с водой мотор опустят и заводят, регулируют, наслаждаются. Как только весенний ледоход пройдёт, сразу заревут моторы, помчатся «казанки», уворачиваясь от льдин да весеннего хлама, что несёт река.

Вот и в этот раз всё произошло в выходной день, в субботу. Володя, тракторист из леспромхоза, решил опробовать свой новокупленный «Вихрь-30». Лёд ещё шёл по реке, но его это не остановило. Предварительно, конечно, прилично принял на грудь – выходной же! Потом спихнул «казанку» на воду, навесил мотор, дёрнул заводной шнур, уселся и помчался!

У печорских мотористов есть одна вредная привычка. В лодке «казанке» садятся они вплотную к мотору, прижавшись к нему, а это очень опасно. Вот это Володю и подвело. Он сидел точно так же, но то ли задремал, то ли смотрел не туда, куда надо, только лодка на всей скорости налетела на льдину! Мотор тут же откинуло, он долбанул Володю в спину и выкинул его в реку. Лодка, пустая, перемахнула через льдину, пересекла реку и выскочила на берег.

Володя стал тонуть!

Всё это происходило в черте посёлка. На правом берегу против того места, где начал тонуть Володя, как раз смолил свою деревянную лодку радист нашего заповедника, Василий Семёнович Лызлов со своим двенадцатилетним сыном Семёном. Хорошо, что рядом стояла ещё одна лодка, с мотором «Ветерок-8». Василий Семёнович с Сёмкой моментально запрыгнули в эту лодку и подкатили к тому месту, где тонул Володя. Тот уже начал скрываться под водой, но иногда выныривал — телогреечка ещё не намокла окончательно и держала, как спасательный жилет. Только Василий Семёнович подкатил к нему, как он скрылся под водой, но тут же вынырнул у самой лодки и вцепился в её борт.

— Хватай его за ворот, Сёмка! — крикнул Семёнович сыну. Тот схватил Володю за воротник телогрейки и прижал к борту, а Володя сам старался забраться в лодку и чуть её не опрокинул.

— Да он щас нас утопит! — заорал Семёнович и трахнул  Володю веслом по голове, чтобы тот поутихомирился. Спасённый Володя всё равно упрямо лез в лодку Василия Семёновича, хотя уже лодка носом вылезла на песок, а сам он стоял на коленях в воде по пояс.

Слава Богу, всё кончилось благополучно. Прибежала Мила, жена Семёновича и сестра Володи, притащила сухую одежду. Его самого затолкали в баню, на полок в парную, исхлестали вениками берёзовыми. Благо суббота была, и мужики парились. Так отхлестали, что он даже не чихнул.

К сожалению, с Василием Семёновичем получилось не всё благополучно. Он утонул летом, купаясь в реке Печоре, на том же самом месте, где спасал Володю. Семёнычу было тогда около 80 лет. А проработал он  в заповеднике всю свою жизнь, радистом.  Никогда не болел. Когда он паял радиосхемы в своей радиобудке, то перекусывал проволочку не кусачками, а зубами. Просто зубами! Зубы у него были всегда целыми до самой смерти. Никогда не болел он зубами.

 

Вообще с Василием Семёновичем у меня были очень хорошие отношения. У нас с ним даже было одно замечательное совпадение, просто  удивительное. Родились мы с ним в один год, в один месяц и с разницей в один день. Наши первые сыновья также родились в один год, в одном месяце и названы были одинаково. А сыновья-то родились за двенадцать лет до нашего знакомства. Вот такое удивительное совпадение!

 

Из цикла "Записки бывшего местного жителя"

 

 

 

культура искусство литература проза проза Печора, ледоход, спасение
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА