Что такое добро, а что просто чудачество? Между этими понятиями грань очень тонкая и иногда, это означает практически одно и то же.
Кто- то, по доброте душевной, подбирает на улице брошенных животных и выхаживает их, а я покупаю за бесценок или подбираю в цветочных магазинах или питомниках, погибающие, отцветшие или практически убитые неправильным уходом дилетантов экзотические домашние растения.
Я их выхаживаю дома и это большая радость для меня, когда они оживают, растут и даже цветут.
Коллекции моих растений меняются с годами, но радость от их разведения остается в моем сердце.
За много лет этого "цветочного безумия" через мои руки прошли сотни разных растений и выжили только десятки, но все равно, проходя мимо витрины и видя, беспощадно обрезанный, несчастный цветок, у меня сжимается сердце и появляется неопреодолимое желание его спасти.
Все обьясняется очень просто. Мне всегда не хватало тепла, Солнца и зелени, мне хотелось удержать наше короткое лето и сохранить его в доме, чтобы была иллюзия вечноцветущих и вечнозеленых растений вокруг.
У англичан есть такое выражение для садоводов- "зеленые руки". Это означает, что человек умеет обращаться с растениями, любит и понимает их, и что растения хорошо растут и цветут при таком добром уходе.
Да, это точное мое определение!
Я и есть - "человек с зелеными руками".
Растения - это почти, как мои дети или животные, они такие же живые существа для меня и я ответственна за их здоровье и жизнь.
Я "заболела" любовью к домашним растениям еще в детстве и я рада, что эта любовь взаимна.
В моей семье домашние растения были всегда, и когда я была маленькой, цветы разводила моя бабушка и мой отец.
На узких бетонных подоконниках росли любимые бабушкины фиалки- сенполии, герани- пеларгонии, толстянки, кактусы, ваньки- мокрые- бальзамины, пестролистные бегонии, комнатные розы и перцы, алоэ и разные плющи.
А потом, лет в одиннацать или двенадцать, мне в руки попалась удивительная, уже слегка потрепанная, папина книга, буквально перевернувшая мою жизнь.
Н. Верзилин " Путешествие с домашними растениями" 1965 г. издания " Детская Литература"- это та самая волшебная книга.
Мир экзотических растений из разных стран вдруг открылся передо мной, и это было настоящим потрясением для меня.
Там, сами растения были главными героями книги, которые живут в джунглях, пустынях или на безумно далеких островах, и каждый новый рассказ о них погружал меня в другую, недосягаемую для советской школьницы, реальность.
А после каждого такого рассказа шли советы по уходу за именно этими растениями. Эта удивительная книга стала для меня первым учебником по садоводству.
Тогда я не знала, что через много лет в моей эизни будет много странствий, и я сама буду писать профессиональные статьи по садоводству, а детская увлеченность станет одной из моих многочисленных профессий.
А тогда, в далеком советском детстве, мне снились непроходимые, влажные и душные индийские джунгли, опасная Амазония, мавританские пустыни и американские прерии, Средиземноморье или экваториальная Африка, и я очень живо воображала, что увижу все это когда- нибудь своими глазами.
Это был мир путешествий и необыкновенных приключений и я страстно хотела попасть в эту сказку.
Самые первые мои фикусы, гибискусы, глоксинии, молочаи и кактусы были частичкой этого далекого и фантастического мира Дикой Природы.
Необычные растения в то время можно было купить только у коллекционеров и вездесущих бабулек на старом Птичьем рынке или выменять на свои собственные редкие растения. Удивительных находок было ничтожно мало или они дорого стоили, но иногда в руки попадалось что- то особенное и тогда, я считала себя очень счастливой и тряслась над своим новым растением, как над сокровищем и горько плакала, если оно погибало от моего еще тогда неумелого обращения.
И только через много лет я попала в настоящие джунгли и на прекрасные экзотические острова, и тогда смогла полностью воплотить свою наивную детскую мечту.
Я видела сама " шагающие" фикусы, " пластилиновые" и " драконовые" деревья, ела красные ароматные плоды кактуса- опунции, и рвала стручки ванили, пила душистое аргановое масло и ела плоды необыкновенно вонючего, но вкусного дуриана, я побывала на банановых и кофейных плантациях, плантациях чая и пряностей, пила кокосовое молоко и сок сахарного тростника, видела в джунглях дикие орхидеи и бромелии, деревья с треугольными и парусобразными стволами, баобабы и настоящие семьсотлетние оливковые деревья, деревья - карлики и великаны, тотемные деревья дикарей и ядовитые растения, которые цвели так изумительно, что люди не смогли бы даже подумать, как опасно касаться их цветов или заснуть в их тени.
Я научилась любить растения, как живые существа, говорить с ними и понимать их желания.
Десятки изумительных ботанических садов повидала я более чем за 20 лет своих путешествий.
Я привозила разные семена и черенки растений из разных стран, где смогла побывать, и приносила их из домов своих друзей и знакомых или из садовых центров, из маленьких цветочных лавочек и с уличных прилавков разных стран и городов мира.
Я много лет училась общаться с растениями на их языке, понимать их потребности и капризы, лечить их болезни и радоваться их росту и цветению.
И теперь я уже знаю про растения так много, что сама могу давать советы и писать статьи.
Разнообразные растения сопровождают меня всю мою сознательную жизнь и есть несколько растений- долгожителей, которые живут рядом со мной уже не одно десятилетие, а есть те, которые сохраняются только на один- два сезона, но все они одинаково горячо мной любимы.
Каждый, самый маленький росток и укорененный мной черенок, который я смогла самостоятельно вырастить или спасти от гибели - это такая крошечная часть моей собственной души, это моя личная, маленькая победа над смертью, это росточки того добра, которое я передала от себя этому миру, вдохнув собственноручно в каждый из них новую жизнь, это часть меня, мое бессмертие.
Я чувствую себя женщиной- созидательницей, дающей жизнь не только своим детям, но самой бессмертной Природе.
И я радостно осознаю, что сама становлюсь ее частью в круговороте вечного обновления.