Выезжая в Белгородскую область, я взял с собой «Белую книгу: М.А.Шолохов» Валентина Осипова. Нам с Ричардом Ивановичем Косолаповым предоставили автомашину. До санатория «Красиво» далеко – 700 км. Я решил полистать книгу. Ричард увидел её и попросил. Я не мог отказать. Он донской казак, один из учредителей Союза казаков России, в прошлом замзавотделом пропаганды ЦК КПСС, главный редактор журнала «Коммунист». Был удостоен девяти орденов, из них три ордена Ленина. Ныне профессор МГУ. Начав читать о великом земляке, он умолк. Обернулся: не дремлет ли он? – но вижу, читает.
На обеде под деревьями Ричард стал вспоминать:
– В тридцатых годах мы жили на хуторе близ станицы Добринской, Хопёрского района. Люди приходили в дом Яныкиных на чтение Михаила Шолохова. Книг не хватало, да и не все умели читать. Хозяин дома Никита Васильевич при керосиновой лампе читал вслух «Тихий Дон». Позже так же прочли 1-й том «Поднятой целины». А в станице Добринской казаки слушали романы Шолохова в избе-читальне. Эти чтения подтолкнули казаков к грамоте. Люди стали учиться читать. Те же Яныкины брали в нашем доме книги Тынянова и других авторов…
В санатории Ричард дочитал книгу, и за неё взялся я. Читать было тяжело. Не из-за недостатков автора. Меня шокировали подлоги и ложь участников травли, а также разочарование во многих деятелях культуры, которые, доверившись критикам Шолохова, приняли участие в травле классика.
Обвинения Шолохова в плагиате начались в 1929 году, после выхода первых двух томов «Тихого Дона». «Правда» (29.03.1929) выступила в защиту Шолохова, опубликовав коллективный протест, подписанный Серафимовичем, Фадеевым, Ставским и др. «Врагами пролетарской диктатуры распространяется злостная клевета о том, что роман Шолохова является якобы плагиатом с чужой рукописи, что материалы об этом имеются якобы в ЦК ВКП(б) или в прокуратуре… Всякий, даже неискушённый в литературе читатель, знающий изданные ранее произведения Шолохова, может без труда заметить общие для тех его ранних произведений и для «Тихого Дона» стилистические особенности, манеру письма, подход к изображению людей»… Союз российских писателей во главе с Б.Пильняком провёл тогда же свой «трибунал» и подытожил: «Закончилось оправданием Шолохова, которому удалось доказать, что роман принадлежит действительно ему».
Вручение Шолохову Нобелевской премии в 1965-м расстроило Александра Солженицына, и он начал «кампанию за легализацию темы шолоховского плагиата». Чем вызвано это? «Проявлением неудержимой ревности», считал Жорес Медведев, биолог, жертва политических репрессий, эмигрировавший в Лондон: «Лично я позицию Солженицына никогда не разделял и объяснял его заявления о «Тихом Доне» завистью и развившимся у него после гипертонического криза в 1969 году небольшим, но стойким психическим сдвигом. Бессонница и плохое питание… усугубили здоровье. В 1969 году он разорвал отношения с Тимофеевым-Ресовским, хотя был не прав».
На XXIII партии (1966 год) Шолохов выступил против Синявского и Даниэля: «Иные, прикрываясь словами о гуманизме, стенают о суровости приговора. Попадись эти молодчики с чёрной совестью в памятные двадцатые годы… ох, не ту меру наказания получили бы эти оборотни!» («Оживление в зале», «Аплодисменты»). После кто-то напомнил его же слова, что он «шибко комиссарил» на продразвёрстке в 1922 году, за что его чуть не расстреляли. Эти и другие слова позволили недругам пришить ему ярлык антисемита. Против «антисемитизма Шолохова» в 2011 году выступил Лев Колодный в статье «Гений и лиходеи».
Шолохов всегда защищал гонимых. Не только в своих произведениях, но и в жизни. В 1939-м он выдвинул на Сталинскую премию Анну Ахматову, позже добился освобождения из лагеря её сына Льва Гумилёва. Пытался защитить конструктора «Катюши» И.Клейменова, но, к сожалению, не успел – его расстреляли. Помогал печататься Ольге Берггольц, Андрею Платонову, защищал Корнея Чуковского, когда тот попал в немилость. Заступился за Мухтара Ауэзова, обвинённого в национализме. Требовал напечатать «Доктора Живаго», «Один день Ивана Денисовича», «Василия Тёркина на том свете». Шолохов единственный открыто осудил расстрел рабочих в Новочеркасске в 1962-м.
31 августа 1973 году в «Правде» появилось письмо группы писателей о Солженицыне и Сахарове: «В нынешний исторический момент, когда происходят благотворные перемены в политическом климате планеты, поведение таких людей, как Сахаров и Солженицын, клевещущих на наш государственный и общественный строй, пытающихся породить недоверие к миролюбивой политике Советского государства и по существу призывающих Запад продолжить политику «холодной войны», не может не вызвать никаких чувств, кроме глубокого презрения и осуждения». Письмо подписали Айтматов, Бондарев, Быков, Гамзатов, Гончар, Грибачёв, Залыгин, Катаев, Кешоков, Кожевников, Луконин, Марков, Михалков, Наровчатов, Симонов, Смирнов, Софронов, Тихонов, Турсун-заде, Федин, Чаковский, Шолохов, Щипачёв и др.
Коллективные письма – наследие прошлого. С их помощью расправлялись с неугодными. Многие позже жалели о своих подписях. Мне кажется, Шолохов подписал письмо из-за злостных нападок на него Солженицына.
В 1974 году Солженицыну вручили Нобелевскую премию. На пресс-конференции он высказал «наиболее нелепые заявления о Шолохове» (Ж.Медведев). После получения премии у него «возникла мания величия, и он порвал отношения со старыми друзьями – Копелевым, Паниным и др. Я, как геронтолог, – заключает Ж.Медведев, – это всё воспринимаю как патологию».
Новую волну «плагиата» подняла книга «Стремя «Тихого Дона». Загадки романа», вышедшая под псевдонимом «Д» (Париж, 1974 год) с предисловием Солженицына. Автор книги филолог И.Медведева. Её уговорил взяться за перо Солженицын, чтобы доказать, что Ф.Крюков – автор «Тихого Дона». Солженицын написал не только предисловие. Норвежская газета «Афтенпостен» сообщила: «Из 195 страниц её книги 53 принадлежат Солженицыну». Он писал: «Доказать юридически, может быть, уже никому не удастся – поздно, потеряно…» И Медведева написала, что смогла, а Солженицын дописал. 3 сентября 1974 года «Голос Америки» и «Немецкая волна» передали один и тот же текст: «Новая книга Солженицына». Опровержений хотя бы о том, автор – не один Солженицын, не последовало. В годы перестройки эта книга была дважды переиздана в России.
Солженицын стал знаменем и главным идеологом борьбы против Шолохова. «ЦК КПСС по-доктринёрски тупо запрещал критиковать Солженицына за антишолоховщину, дескать, нечего пропагандировать, – пишет В.Осипов. – Поэтому его сочинения стали подвергать публичному разбору только со времён перестройки. (48) Выступили Д.Кулинич («Лит.Россия»), В.Баранов («Культура»)». 21 июня 2000 года Л.Колодный в «МК» опубликовал статью «Был ли Шолохов «неграмотным»? Грустное письмо А.И. Солженицыну».
Эмигрантская печать была более свободна в критике книги Солженицына и Медведевой. Первыми выступили П.Каледин и Г.Струве. Г.Ермолаев, казак, белоэмигрант (США) написал: «1. Почему категорически Шолохов, а не Крюков? – Действие романа разворачивается в незнакомом для Крюкова месте… Большинство исторических документов, на которые опирался Шолохов, появилось после смерти Крюкова». 2. Почему автор «Т.Д.» Шолохов? – Действие романа происходит в родных ему местах. – Многие герои имеют своими прототипами людей, которых Шолохов знал лично. – У него было время, чтобы написать все четыре книги романа, и он обычно показывал, что может писать очень быстро».
Романы Шолохова глубоки и ярки. А вот его речи, на мой взгляд, не приносили ему славы. Я дважды вживую слышал Михаила Александровича. В актовом зале МГУ на Ленинских горах в декабре 1954 года и на факультете журналистики (Моховая, 11) осенью 1959 года. II Всесоюзный съезд писателей прошёл через 20 лет после первого. В Кремле. Он транслировался по телевидению, радио. Интерес студентов увеличило известие о приезде Шолохова. Ричард Косолапов пригласил на встречу отца. Иван Федосеевич, донской казак, который, как Нагульнов, проводил на Дону коллективизацию. В зал пришли не только филологи, журналисты, философы, историки и другие гуманитарии, но и физики, химики, биологи, географы… Шолохов опоздал почти на час. Более тысячи человек терпеливо ждали его. Когда он, наконец, появился, его встретили аплодисментами. Выступая, он сказал:
– Смотрю на вас, молодых, красивых, и завидую, что не учился в лучшем вузе страны. А я, к сожалению, из тех, кто университетов не кончал…
Эти слова позже использовали противники Шолохова: «Сам признался, что был неучем. Как же он мог написать «Тихий Дон»?» На это Осипов в своей книге назвал имена других «неучей»: Марк Твен и Диккенс – оба без начального образования. Без аттестата зрелости – Горький и Маяковский. Толстой и Лермонтов не окончили университета. Шолохов учился в гимназии в Вёшенской, а в Москве посещал литобъединение Серафимовича.
Позже С.Рассадин напишет, что на II Всесоюзном съезде писателей Шолохов «гаерствовал и хамил, в то же время рабски припадал к стопам власти… Вглядываюсь в этого небольшого человека, вслушиваюсь в его южнорусский говор с «h» вместо «г» – ничего не могу понять, теряюсь, никак не могу поверить, что это и есть писатель, которому я так удивляюсь».
Неужели всё именно так? Я нашёл речь Шолохова на том съезде и прочитал: «О нас, советских писателях, злобствующие враги за рубежом говорят, будто мы пишем по указке партии. Дело обстоит несколько иначе: каждый из нас пишет по указке своего сердца, а сердца наши принадлежат партии и родному народу, которым мы служим своим искусством». Судите сами.
С удивлением прочёл в книге Осипова строки выпускника МГУ Л.Колодного («МК», 29.05.93): «Сталинист Шолохов в массовом сознании предстающий (и не без основания) столпом рухнувшей системы, классиком соцреализма, гонителем диссидентов… проделал сложную эволюцию, стал ретроградом, можно сказать, даже реакционером». А ведь именно Колодный найдёт в 1999 году подлинную рукопись «Тихого Дона» и напишет об этом статьи и книгу об истории поиска. То есть будет «кормиться» Шолоховым.
Нападки на Шолохова продолжались и после того, как Колодный нашёл рукопись «Тихого Дона». Не зная, как ещё ужалить классика, шолохоЕды, (кстати, этот термин ввёл сам Шолохов), прицепились к тому, что часть рукописи написана рукой жены. Осипов справедливо возражает: «Разве Софья Андреевна не переписывала Льва Николаевича?» Развёрнутый анализ нападок Солженицына дан в 2007 году в сборнике «Тихий Дон» в кривом зеркале антишолоховщины». Там же дано главное обвинение критикам – полное отсутствие рукописей у всех кандидатов в авторы романов «Тихий Дон» и «Поднятая целина».
Благодаря борьбе Солженицына «за первенство в литературе» выросли горы клеветы против Шолохова. В ход были пущены самые изощрённые способы низложения, от прямого искажения фактов до открытой лжи, подтасовок, замалчивания истины.
Этой пропаганде поверили многие светила культуры. Против Шолохова в разное время выступали писатели В.Аксёнов, Г.Бакланов, Ю.Богомолов, Ф.Гладков, В.Ерофеев, Р.Медведев, Б.Сарнов, В.Тендряков, Ю.Трифонов, М.Чудакова; поэты Е.Евтушенко, А.Вознесенский; критики В.Ермилов, Н.Иванова, С.Рассадин, С.Сараскина, Л.Чуковская; режиссёр М.Розовский. Поддерживали критику Шолохова все главные литературные издания страны: журналы «Новый мир», «Знамя», «Вопросы литературы», «Новое литературное обозрение», «Литературная газета», 1-й канал телевидения, радио «Эхо Москвы»…
В «Белой книге» Осипов цитирует книгу Солженицына «Бодался телёнок с дубом», где есть строки против Шолохова. А мне пришла в голову метафора: бодался телёнок против стены лжи. Это была не просто стена, а надолбы и горы окаменелой грязи. Впрочем, Осипов бился не напрасно. Он развалил стену лжи. Тут самое время рассказать о Валентине Осиповиче Осипове.
Его отец, дипломат и разведчик, обвинён в шпионаже и расстрелян в 1938-м. Маму, врача, выслали в Казахстан. Полуголодное военное детство на Иртыше, в Павлодарской области. Начало учёбы в выпускном классе школы ознаменовал необычный салют в соседней Семипалатинской области – взрыв первой советской атомной бомбы 29 августа 1949 года. Жители Прииртышья не только увидели гриб взрыва, но и почувствовали сотрясение земли. После учёбы в КазГУ работа в республиканской газете «Ленинская смена». Затем – инструктор ЦК ВЛКСМ. В 1961-м Валентину Осипову поручили возглавить краевую молодёжную газету Целинного края, объединявшего пять областей. Он набрал лучших журналистов из разных республик.
Тогда прибыл в Целиноград и я, аспирант факультета журналистики МГУ, чтобы «обобщить» в диссертации опыт «лучшей молодёжной газеты страны». Так назвали в ЦК ВЛКСМ недавно созданный «Молодой целинник». Сдав кандидатский минимум, я решил поработать на целине месяц-другой, но увлёкся работой и не вернулся в МГУ. Проработал там четыре с лишним года и ничуть не жалею об этом – именно там я стал журналистом.
В 1962-м Осипова назначили главным редактором издательства «Молодая гвардия». Тогда он и познакомился с Шолоховым. В 1977-86 годах – директор издательства «Художественная литература». Здесь, как и в «Молодой гвардии», вышли новые книги Шолохова. Их дружба продолжалась до самой смерти классика в 1984 году. Валентин Осипович автор десяти книг. Его книга «Михаил Шолохов», в серии ЖЗЛ, удостоена Национальной премии за лучшую биографию 2010 года.
«Белая книга: М.А.Шолохов» издана в качестве благотворительного дара всем районным и муниципальным библиотекам Москвы и Ростовской области, а также республиканским, краевым и областным библиотекам РФ и национальным библиотекам стран СНГ. И теперь читатели России и стран СНГ смогут объективно оценить творчество Шолохова.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ О ШОЛОХОВЕ:
Максим Горький: «Тихий Дон» представляет собой новую фазу в литературе и его можно сравнить только с «Войной и миром» Толстого».
Чингиз Айтматов: «Считаю своим духовным наставником, помимо Толстого и Горького, Шолохова».
Павел Басинский (писатель, критик): «Советская литература оправдана навеки как эпохальная культура, способная порождать гениальные мировые произведения. Здесь рядом с автором «Тихого Дона» некого поставить… Вот отчего вокруг имени Шолохова идёт такая драка, и драка серьёзная».
Андрей Битов, президент российского ПЕН-клуба: «Никак к нему (Шолохову) не отношусь. Я его и не читал никогда». Таков его ответ на вопрос «Литературной газеты» (№ 21, 2012 год)
Владимир Вернадский, академик: «Тихий Дон» останется как исторический памятник. Вся жестокость и ярость всех течений социальной и политической жизни им выявлена ярко».
Андрей Вознесенский: «Сверхклассик и сатрап, / Стыдитесь, дорогой, / Один роман содрал, / Не мог содрать другой».
Евгений Евтушенко: «Хитренький, недобрый маленький человечек… Преступник против нравственности… Начал деградировать как личность и профессионал-писатель. Во время сталинских чисток выступал с призывом к беспощадным расправам». («Вечерняя Москва», 1998 год).
Александр Зиновьев, философ: «В мировой литературе роман «Тихий Дон» – одно из величайших произведений… Шолохова дискредитируют любыми методами».
Леонид Леонов: «Он подарил стране самую замечательную книгу нашей эпохи».
Александр Серафимович: «Вот это силища! Вот это реализм! Достиг глубины, и в изображении характеров показал такую глубочайшую трагедию».
Борис Стругацкий: «В России ХХ века было два писателя мирового класса – Шолохов и Солженицын».
Александр Твардовский: «Григорию Мелехову его «заурядная» казачья натура… не помешала стать в ряд мировых литературных образов».
Корней Чуковский: «Познакомился с Шолоховым… Его семья – люди все добротные, серьёзные, не раздребезженные, органические. Впечатление от них всех обаятельное. И его не отделить от всей семьи. Он с ней – одно, и его можно понять только в семье».
Мариэтта Шагинян: «Судьбу человека» нельзя читать без слёз… Но какие это облегчающие, обнадёживающие слёзы!.. Меня преследовал образ бездомного мальчонки. Тот человек, который спас ему жизнь, пожалел, приютил его, и сам нашёл спасение для себя в возникшей привязанности к живому бесприютному комочку жизни».
Илья Эренбург: «Шолохов очень честный художник. Он не может лгать, не может выносить двойного счёта. И человек порядочный: никого не топил, по трупам не ходил».
Айзек Азимов (США): «Михаил Шолохов – это писатель, творчество которого не знает национальных границ, оно принадлежит всему человечеству».
Джеймс Олдридж: «Тихий Дон» и «Поднятая целина», рассказы Шолохова по праву вошли в сокровищницу мировой литературы».
Эрнест Хемингуэй: «Из современных писателей мне нравится Шолохов».
Андерс Эстерлинг, председатель Нобелевского комитета: «Тихий Дон» могущественное произведение. Присуждается… поздно, но, к счастью, не слишком поздно, пополняя список лауреатов именем одного из самых выдающихся писателей современности».
С.Густавсон, Б.Бекман, С.Гил – группа шведских и норвежских славистов и программистов-электронщиков под руководством Гейро Хьетсо в 1984 году выпустила книгу «Авторство «Тихого Дона». В 1989-м она вышла на русском: «Кто написал «Тихий Дон»?» «Применение математической статистики позволяет нам исключить возможность того, что роман написан Крюковым, тогда как авторство Шолохова исключить невозможно».
Владимир Бараев
Елена Сироткина Источник