Опубликовано: 14 августа 2013 21:39

Однажды в Америке. Подземка

Однажды в Америке.

1. Подземка

Прошло уже шесть лет, как я ездил к своим школьным друзьям в Америку.

Много раз я рассказывал друзьям в России забавный случай о том, как я попал в метро

Нью  Йорка.

Та поездка одно из тех ярких воспоминаний, которые остаются на всю жизнь. Поэтому я решил написать о ней. Если мой рассказ удастся, он непременно вызовет улыбку на вашем лице, а возможно и начинающие тускнеть воспоминания о том, как вы, навсегда покинув свой дом, впервые оказались в Америке.

Итак, начну свой рассказ.

Пятнадцать лет назад мой лучший друг Григорий эмигрировал в Америку. Первые шесть лет приходили редкие письма. Он пытался вжиться в страну, в которую, уехал, у нас началась перестройка с политическими и финансовыми кризисами, каждый пытался выжить. Но, прошло время, и мы стали перезваниваться, делились новостями, а ещё через пару лет решили, что пора увидеться. Вызов, американское посольство, виза – дома мы оставили годовалого ребёнка, недолгие сборы и вот мы в Нью-Йорке. Мы – это моя жена Аня и я.

В аэропорту нас долго не хотели пропускать на таможне, но так как мы поехали в Америку, ни слова не говоря по-английски, от нас так и не смогли добиться ни к кому мы приехали, ни с какой целью и через сорок минут, махнув на нас рукой, нас выпустили в город. В зале ожидания нас встретил Гриша, поседевший и с усталыми глазами.

Так начались наши американские каникулы.

Месяц пролетел как один день.

Две недели мы отдыхали во Флориде. Были в Бостоне, в Вашингтоне, Плимуте, Салеме, Нью-Джерси, в Манхэттене, заходили в Мировой Финансовый центр, там  Гриша консультировал какую-то фирму. Побывали в зоопарке Нью-Йорка, как мы туда добирались – это отдельная история.

В Америке мы собирались пробыть полтора месяца и уже расписали каждый день, но звонок из Москвы и няня, сидевшая с ребёнком, потребовала немедленного нашего возвращения. Обсудив сложившуюся ситуацию, мы решили, что Аня возвращается в Москву, а я остаюсь  и еду на уже оплаченные экскурсии.

Аня улетала из аэропорта Кеннеди. Гриша дал мне подробную записку, как из аэропорта вернуться на Брайтон , где живёт его брат Саша, чтобы оттуда на следующий день вернуться в Нью-Джерси. Записка естественно на русском языке. Вкратце расскажу, что в ней было написано.

«После того, как провожу Аню, выйти на улицу, дождаться автобуса (определённый номер), доехать на нём до серой ветки метро в Манхэттене , там сделать пересадку и доехать до Брайтон Бич (указана остановка). С платформы позвонить Саше- брату Гриши- и он меня встретит.

Проводил я Аню, выхожу на улицу. Ищу остановку автобуса и не нахожу никаких ос- тановок. Ощущение, надо Вам сказать, не из приятных. Сказать ничего не могу, прочитать не могу, понять не могу, да и меня вряд ли кто-нибудь поймёт.  Ну, думаю - ситуация патовая, надо бы позвонить Саше и сказать, что застрял в аэропорту, пусть меня забирает. Оглядываюсь кругом - телефона нет. Помощи ждать неоткуда, надо выкручиваться самому. Стою, смотрю. Приходят автобусы без номеров, по моему разумению, автобусы различных фирм - привозят пассажиров и уезжают. Чтобы кто-то кого-то увёз - я не заметил. Стою 20 минут, 40. «Надо что-то делать». Смотрю - подъехал автобус, пассажиры вышли, автобус не уезжает. Дверь  кабины водителя открыта. За рулём сидит колоритный негр с резкими чертами лица и с некоторой суровостью во взгляде. Залезаю в автобус и к водителю. «Сабвей. Гринлайн ту Манхэттен» - говорю я. Я, если честно, и по сей день не знаю - по какой ветке метро надо было ехать. Тогда для меня, что green line, что grеy line было одно и то же.

Негр что-то долго говорил и по его жесту учителя, выгоняющего нерадивого ученика из класса и раздражённому тону, я понял. «А не пошли бы вы вон ». Я вышел из автобуса. Стою, оглядываюсь, всё надеюсь увидеть заветный автобус с нужным номером, который довёз бы меня до Манхэттена. Стою ещё минут тридцать. Автобус, из которого меня выставили,  тоже стоит. Негр – водитель на меня поглядывает. Видимо понял, что я ни слова по - английски не понимаю, но ехать мне куда-то надо. И вот он кричит мне что-то и машет рукой, мол иди сюда. Подхожу. Он смотрит в записку и тоже ничего не понимает - там ведь всё на русском. Я ему опять « Сабвей. Гринлайн ( вместо грейлайн) ту Манхэттен».

Он жестом показывает, стой здесь. Закрываются двери и мы поехали. Ехали довольно долго, уже теперь, после того, как я объехал много стран, я могу сказать, что это один из самых крупных аэропортов. Минут через двадцать водитель говорит « Сабвэй. Тра-та- та- та.!!! Манхэттен!» Поблагодарив, выхожу. Смотрю, явная автобусная остановка. Висит расписание автобусов. Стоит народ. Минут через семь подходит автобус. Я к водителю.

«Ту Манхэттен» - говорю. « Есс » - говорит он. Сажусь. Проехали минут десять, подходит контролёр. Он мне билет и какую то бумажку, я вытаскиваю пачку сто долларовых купюр и из - под резиночки выуживаю ему стольник .Он крякает - глядя на десять тысяч наличными, и даёт сдачи. Позже я выяснил, что меня оштрафовали за то, что я купил билет в автобусе, а не на остановке .Даю ему деньги и опять своё. «Ту Манхэттен?»  «Есс» - говорит он.

Через какое - то время он подходит ко мне и говорит. «Манхэттен. Савбвэй, сээр»

Выхожу из автобуса и никакого сабвэя не вижу. Ни светящихся указателей, ни лесенки вниз. Одно понятно - я уже проболтался неизвестно где 2,5 часа, темнеет и меня уже, наверное, ищут. Постоял, покрутил головой. Понял, что ничего не понял, и обращаюсь к первому попавшемуся прохожему. « Вер из сабвэй? » Мужчина внимательно посмотрел на меня и говорит: «Русский?» Я говорю: «Русский.» « О я тожже  из  Тал-лина  трри  дня  наза-а-ад при-е-ехал, ни-и  черта-а  не понима-а-а-ю!» Достал он из кармана схему метро Нью-Йорка. Вот тут-то и выясняется, что я, вместо серой ветки метро приехал на зелёную и что ехать мне теперь с двумя пересадками. Показывает мне, как доехать до нужной станции подземки. Там сделать пересадку, доехать до этой остановки ,там сделать ещё одну пересадку и выйти на нужной мне остановке. «Понял?» - спрашивает. Я ему повторяю всё слово в слово и спрашиваю «А где метро ?» «А вот оно!» - говорит он и показывает на старинное здание с колоннами. И мы расстаёмся.  Вхожу в метро. Огромное круглое здание, в поперечнике метров восемьдесят, с круглым куполом высоко над головой.

Всюду по кругу, как в муравейнике, ходы- тоннели. Над каждым тоннелем линии различных цветов и номера. Здесь я должен отвлечься и объяснить тем, кто не был в Нью Йоркском метро. Линий одного цвета может быть несколько. Каждая линия имеет свой номер, а каждый номер имеет свой маршрут.

Увидев множество  тоннелей с линиями одного цвета, с разными номерами, я слегка растерялся. Я запомнил схему метро и ту линию, по которой должен был ехать, но какой у неё номер?

В очередной раз понимаю « Всё, тупик!» Смотрю вокруг. Ищу схему метро. Схемы нет.

А народ, как муравьи, туда- сюда. И у многих в руках схемки метро. Вряд ли они их где-то заранее прибрели и принесли с собой. Значит схемки где то здесь. Начинаю внимательно наблюдать, откуда идут люди, в руках которых схема подземки. И точно. Все идут с одного направления. Иду против потока, пересекаю вестибюль и нахожу то место, где лежат схемы.

Беру одну из них, быстро нахожу свою линию, смотрю номер и иду искать свой Gate. Через две минуты ныряю в свой тоннель.

«Всё» - думаю – «Закончились мои мытарства». Но всё только начиналось.

Тоннель привёл меня к кассе и турникетам. Я где-то слышал, что во многих странах переходы в метро платные, а мне надо сделать две пересадки. Подхожу к кассе. Пальцем на схеме показываю места пересадок, показываю на себя и конечную точку моего маршрута. Мужик в окошке кивает и даёт мне один жетон. Я ему ещё раз, мол - два перехода, показываю на пальцах, а в конечном итоге мне надо вот сюда. Мужик кивает и подвигает жетон ко мне. Я понимаю, что мужик, меня видимо не понял, и мычанием и жестами пытаюсь объяснить ему всё ещё раз. Сзади растёт хвост очереди за жетонами. Мужик опять показывает мне на жетон, а по его глазам я вижу , что он уже слегка взбешён. Но мне то нужно, как я тогда думал, два жетона. И я опять, взбешён не меньше мужика, начинаю снова совать ему схему и показывать на две пересадки. Толпа за спиной уже гудит, ближайшие, пытаются что- то мне объяснить, но как вы понимаете на чистейшем английском языке.

Минут через десять…..  Мужик из кассы швырнул мне жетон,и сверкая налитыми кровью глазами, не хуже того негра-водителя в аэропорту, пальцем показывает мне на турникет.

Спокойные, добродушные американцы за моей спиной, напоминают родных сограждан, отстоявших три часа за колбасой. « Чёрт с ними, возьму жетон в другом месте». Достаю пачку сто долларовых купюр. Достаю стольник и протягиваю в кассу. У мужика при виде пачки денег челюсть отпала, гнев сразу утих. Он видимо подумал: «Сумашедший миллионер» или «Русская мафия».

Опустил жетон в турникет и пошёл по тоннелю к поезду. Пришёл на платформу, смотрю -а линия только одна, поезд идет только в одном направлении. «Во, как интересно!» - думаю: «Всё у них не как у людей.» Подошёл поезд, и я шагнул в вагон, держа схему метро в руках. Мне надо было проехать три остановки и сделать пересадку, но поезд, набирая скорость, проскакивает одну станцию, вторую, третью, четвёртую и останавливается на пятой. Совершенно обалдевший, выхожу. Пытаюсь, в который раз, разобраться в схеме метро. Всё правильно. Сел там, где надо было, но поезд, по непонятным мне причинам, проехал без остановок мимо четырех станции метро. Выход один. Вернуться в исходную точку. И тут то до меня доходит , что обратно вернуться я не могу. Нет поезда идущего в обратном направлении. Пять минут на то чтобы оценить ситуацию. Смотрю, все куда-то идут. Иду за ними. Поднимаюсь по лестнице и попадаю в тоннель, метров через пятьдесят ещё одна лестница, ведущая наверх, а чуть подальше- идущая вниз. «Наверх, это, наверное, на улицу». Иду дальше и спускаюсь вниз. Точно. Попадаю на платформу, где поезда идут в обратном направлении. Приходит поезд. Вхожу в вагон, в руках -схема, в голове- уверенность, что кататься буду до скончания века. Поезд тронулся, а через пять минут, как я и предполагал, он проезжает мимо следующей станции. Надо попытаться выяснить, как мне доехать туда, куда мне нужно.  Обращаюсь к джентельмену приятной наружности. Показываю пальцем на  остановку на схеме, а пальцем черчу в воздухе знак вопроса. Посмотрев на меня, то есть на бородатого типа в дублёнке, увешанного камерами и с оттопыривающимися нагрудными карманами, по форме напоминающие пачки денег, он спрашивает. «Русский?». Я говорю «Русский!». Вот тут то и выясняется, что в американской подземке ходят экспресс- поезда. Поезд подходит к платформе, и машинист объявляет - на каких станциях он останавливается.  Позже я узнал, что одна Гришина родственница, так же  как я не зная английского, каталась в метро шесть часов, безо всякой надежды вернуться назад. Только с помощью специальных служб старушку к вечеру доставили домой. А сейчас мне снова повезло. Джентельмен , к которому я обратился, оказался русским, уже три года живущим в Нью-Йорке. Он вышел со мной на следующей остановке и посадил меня на поезд, идущий в нужном мне направлении, а главное, останавливающийся на нужной мне станции. Через пятнадцать минут я сделал первый переход. Еду дальше. Через некоторое время выхожу, чтобы сделать второй переход. Станция, как у нас. Я имею в виду, то,  что поезда едут в обоих направлениях. Но на одной стороне платформы одно название станции, а на другой другое. Я опять почувствовал лёгкое умственное недомогание. Смотрю по сторонам, и как-то не уютно стало. Подземка в прямом смысле этого слова. Серая, грязная, неуютная. Тусклый свет. Понимаю, что уже вечер. Из вагонов выходят одни чёрныё. Взгляды, обращённые ко мне, мягко скажем, недружелюбные, выражающие крайнее любопытство. Морды, как в фильмах о бандах в чёрных районах. Ну,думаю, точно «попал». Вдруг из одного вагона выходит белый. Единственный белый среди этой толпы. Я к нему. Показываю схему, тычу пальцем. Он смотрит на меня т спрашивает : «Русский?»     « Русский!»- говорю я.

Дяденька мне объяснил, что переход на другую станцию здесь. Надо сесть в поезд,уходящий с платформы напротив. « А название…. Не обращайте внимания. На схеме места мало, поэтому второе название не напечатали». Послушав объявление машиниста, дядька посадил меня в поезд, сказав, что он довезёт меня до конечной точки моего маршрута.

«Слава Богу!» Я приехал. Потратив на дорогу почти пять часов, я добрался до пункта назначения. Осталось самое простое, найти телефон, позвонить Саше, Гришиному брату и сообщить, что я на платформе в метро. Нахожу телефон. С грехом пополам разобравшись, как тот работает, звоню Саше.

Дальше, привожу наш разговор дословно.

- « Саша! Это Костя. Нахожусь на платформе в метро. Куда идти?».

- « Спускайся вниз и выходи на улицу».

Понимаю, что к концу дня крыша у меня всё-таки поехала, говорю ещё раз.

- « Саша! Я в метро на платформе!».

- «Я и говорю»- раздаётся в трубке: « Спускайся вниз и выходи на улицу».

Ощущение, что схожу с ума.

- « Саша! Я в метро на платформе.».

- «Я же тебе говорю, спускайся вниз и выходи на улицу».

Понимая, что окончательно рехнулся, мурлыча под нос «А я сошёл с ума», тупо иду к лестнице в конце платформы и начинаю спускаться вниз. К своему удивлению и радости, действительно выхожу на улицу. Ко мне спешит Саша. А ветка метро у меня над головой. Брайтон Бич. Метро, идущее вторым ярусом вдоль улицы.

Переночевал у Саши. Утром за мной приехали перепуганные Братшписы и забрали меня домой в Нью-Джерси. Пока я блуждал по станциям метро, они уже успели обзвонить все больницы и выяснили, что в тот вечер никто из русских в больницы не попадал.

Следующую неделю я безвылазно сидел у Гриши дома. Готовил обед, помогал Марине по дому. Я панически боялся выйти на улицу и заблудиться.

Следующей зимой мы с Аней пошли на курсы английского языка. Аня теперь может поговорить на любую тему. А я через полтора года был вынужден бросить посещение курсов. Очень много работы. Теперь я беру с собой в поездки словарь и учебник первого года обучения английскому языку, где есть диалоги - «в аэропорту», «в отеле» и многое другое, что может помочь объяснится в затруднительной ситуации.

2. В Нью Джерси через Пенсильванию

или

гонки по вертикали.

Вот они воскликнул он и утопил педаль газа.

Через три минуты по улицам небольшого американского городка, спящего безмятежным сном, на предельных скоростях, с визгом тормозов на поворотах летят две автомашины.

Впереди полицейская машина удирающая от каких-то ненормальных преследующих их ужу пятнадцать минут и явно замысляющих нападение на полицейскую машину.

Сзади машина в которой сидят русский таксист и два уставших пассажира, которые уже пять часов едут из Нью Йорка в НьюДжерси. И которые наконец нашли тех у кого в четыре часа утра можно спросить, как добраться по адресу написанному в записке на непонятном им всем английском языке.

Эти воспоминания, как вспышка молнии освещающая землю в непроглядной ночной тьме, за долю секунды пронеслись у меня в голове. Слова пришли сами собой. Вскочив, я бросился к столу , схватив бумагу и карандаш, начал записывать, давясь от смеха.

Я смеялся и писал. Моя жена и сын тоже ночали смеяться глядя на меня. Наверное так сходят с ума.

И так, всё по порядку. С чего же это началось? Прошло много лет, но я попытаюсь восстановить цепочку событий.