Опубликовано: 07 октября 2013 10:04

"Тысяча сияющих солнц" Халед Хоссейни

"На крышах города не счесть зеркальных лун, Сиянье тысяч солнц за стенами его укрыто"

Так вот, «Тысяча сияющих солнц» - строки из поэмы о Кабуле Саиба Табризи. Когда-то её знал наизусть отец Лейлы – одной из героинь книги. Её отец-Баби -был учителем, кротким, грамотным и вежливым человеком, далёким от необузданных, свирепых и вздорных мужиков, обуреваемых допотопными предрассудками. Он любил и уважал жену и дочь. Поэтому Лейла ходила в школу (в отличие от тысяч и тысяч своих необразованных сверстниц). Но начинается книжка с истории другой девочки-харами – Мариам. Она-незаконнорожденная дочь бизнесмена, они с матерью живут где-то на отшибе, мать ежедневно долдонит ей о том, что девочка обречена на страдания, т.к. на ней-печать греха. И её добренький папаша, который заглядывает к ним по четвергам, приносит конфеты и ходит с ней на рыбалку-никогда не пригласит её в свой дом, где живут 9 законных детей, и не сводит её в свой кинотеатр посмотреть голливудских мультик. Но девочке этого не понять-она до безумия любит отца и однажды сбегает в город, к нему, несмотря на страшные заверения матери. Отец, конечно, её не принимает, зато мать исполняет своё обещание, встречая убитую горем дочь своим остывшим на ветке дерева трупом.

После этого папаша Джалиль по-быстрому подсовывает дочь в жены старому обувщику Рашиду, чей сын утонул, а жена умерла. Мариам в ужасе, но Рашид мил и любезен, жена классно готовит, большая молодец и т.п., а когда та беременеет, то носит её на руках, мастерит детскую, игрушки, одежду. В восторженной одури Рашид делает Мариам офигенный подарок-ведёт её мыться в баню, где та, естественно, задыхается от жары и духоты, исходит кровью и более не имеет возможности принести муженьку то, ради чего он на ней женился-потомство. После этого, как можно догадаться, жена сразу становится конченой дурой, готовит дрянь, всё делает плохо и не заслуживает ничего, кроме побоев и заталкивания в рот груды камней, чтоб, прожевав их, та поняла, какой мерзкий рис приготовила. Такая роскошь, как развод, в тех местах была еще не доступна, так что Мариам 19 лет томилась в этом жутком капкане, пока…. Где-то неподалёку жила-была та самая обласканная и образованная Лейла.Она дружила с соседским мальчишкой Тариком, которому оторвало ногу на одном из минных полей, но протез позволял ему довольно сносно передвигаться. С годами у ребяток и отношения перешли на иной уровень. Пока власти боролись то с СССР, то между собой, дома их деревни стали с настырным постоянством взлетать на воздух, подруги Лейлы погибли, Тарик с семьёй засобирался уезжать, после гибели родителей, а вот Лейла с отцом тормозили из-за больной матери, которая не желала покидать землю, где спят её двое сыновей, погибших недавно в боях. Тарик уезжает, обещая вернуться за Лейлой, которая уже ..не только девочка с соседнего двора. Наконец, и Лейла с семейством сообразили, что дожидаться бомбы в своём доме – не самый адекватный вариант. Забегали, засобирались, но, как и бывает в жизни, они слишком долго собирались.

Родителей Лейлы с чемоданами в руках погреб под себя дом, разнесенный в щепки снарядом. Лейла оглушенная и израненная была спасена и… попала в дом Рашида и Мариам. Так в доме Рашида встречаются 2 женщины: законная и незаконнорожденная, несчастная (Мариам) и счастливая (Лейла, которая любима Тариком). Лейла идёт на поправку, к ней является некий дед с рассказом об изувеченном обрубке по имени Тарик в госпитале, который просил его перед смертью найти и передать Лейле поклон. Лейла оплакивает Тарика, не замечая, как Рашид стелется перед ней, пока, наконец, Лейла и Мариам не понимают, ради чего это всё. Так Лейла с Мариам становятся женами старого вздорного Рашида, 60 лет, жаждущего наследника. На этот раз старику не пришлось особо стараться-Лейла быстро справилась с возложенной на неё миссией и принесла старику…дочь, которую обожала, не в пример папаше. К сожалению, как ни старалась, Лейла разродилась еще и сыном, которого обожал на этот раз и старик. Лейла была девицей не промах и осмеливалась не только отвечать и дерзить старому, но и защищать Мариам от побоев и прочего. Еще одна интрига начинается тогда, когда откуда ни возьмись судьба сводит Лейлу с тем стариком, что пришел к ней с поклоном от умирающего Тарика. Он оказался актёром! Которого нанял Рашид, который, собственно, был в курсе, что за дочь принесла ему Лейла, а когда сынок стал рассказывать старику про какого-то дядьку, что приходит к маме и подолгу разговаривает – всё стало ясно окончательно. «Рука бойцов колоть устала» - хочется ввернуть вместо описания того, как решал вопросы подобного рода Рашид.

Но клейменая горем Мариам приносит себя в жертву и останавливает старого самодура, даровав Лейле, Тарику и детям возможность тихой жизни на родине, которую они со своими земляками будут долго и продуктивно восстанавливать и возрождать из пепла войны.Из нехудожественных ценностей в книжке – масса понятий исламского мира: джихад, Рамадан (до жути похожий на наш Великий пост-это он,собственно и есть!), блюда, поэты, политические деятели, масса арабских слов в транскрипции и пояснений исторического характера. Конечно, книжка весьма уступает в исторической хронике «Майаде», где художественное повествование так плотно и гладко вплетено в историю ДО- и ПОСЛЕсадамовского Ирака, что после прочтения не поймёшь, чего получил больше: художественного восторга от интересной истории или исторических знаний и понимания ситуации, которую знал до этого только по определенно сверстанным выпускам новостей. В «Солнцах» иначе. Исторические картины схематичны, этюдообразны. Наброски, одним словом, на фоне которых главное – судьба людей, в жизнь которых влезла чужая война за власть.

культура искусство литература проза лит.рецензия халед хоссейни, тысяча сияющих солнц
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА