Опубликовано: 13 ноября 2013 09:08

Путешествие по Крыму. Экскурсия в Бахчисарай

Наконец-то я побывала в этом замечательном месте! Сколько лет езжу в Крым, а как-то ни разу не попадала в этот удивительный город! Одно название уже говорит само за себя – в переводе с крымско-татарского Бахчисарай – «Сад-Дворец».Вид на Ханский дворец в Бахчисарае (Вид на Ханский дворец и торговые ряды)Этот город вырос вокруг резиденции крымских ханов династии Гераев. Когда крымские татары переселились в эти места, то сначала они жили на горном мысу в городе-крепости Кырк-Ер (сейчас это место называется Чуфут Кале), а само слово Кырк-Ер означает в переводе «сорок крепостей». Потом у подножия Кырк-Ера была выстроена резиденция крымских ханов Салачик, а уже потом был построен дворец Бахчисарай, вокруг которого и образовался город, получивший одноименное название. Бахчисарай стал столицей крымского ханства.Город выглядит, как будто средневековый – небольшие домики в 1-2 этажа, узкие мощеные улочки, повсюду заросли плюща и винограда. Нарушают ощущение старины только современные вывески магазинов и проезжающие машины. Ну, и одежда горожан посовременнее.Ну, а теперь обо всем поподробнее.В начале экскурсии мы приехали в Салачик. Когда-то здесь была первая столица крымского ханства. Много лет назад тут был роскошный дворец Девлет-Сарай, общественные бани, мечеть, мавзолей, медресе и родовая усыпальница крымских ханов – дюрбе.Сейчас тут проводятся активные раскопки, финансируемые Турцией. Уже откопаны бани и остатки ханского дворца. В сохранившемся и отреставрированном виде есть дюрбе, медресе, небольшое кладбище, где находится захоронение крымско-татарского просветителя, издателя, политика Исмаила Гаспринского, а также расположен французский музей «Ларишес», в котором собрана уникальная коллекция экспонатов.Дюрбе – это мавзолей, в котором покоятся 18 членов ханской династии, в том числе основатель крымского ханства Хаджи Герай и его сын Менгли I Герай. Дюрбе крымских ханов (Дюрбе крымских ханов)Здание мавзолея очень солидное, торжественное, с шикарной отделкой. Состоит из надземной и подземной частей. Подходя к нему, испытываешь какой-то трепет и почтение к тем великим людям, которые захоронены там.Вход в дюрбе (Вход в мавзолей)На кладбище несколько надгробий, но самое примечательное – это захоронение Исмаила Гаспринского. Это был очень уважаемый человек, который сделал для своего народа очень многое. Исмаил Гаспринский был просветителем и стал культурным революционером для всех крымских татар. Он выпускал газеты, сформировал новую систему обучения для детей, добился, чтобы обучали девочек, занимался переводом русской классики на родной язык, составил азбуку для детей и для взрослых. Умер он в Бахчисарае в 1914 году.Надгробие у захоронения Исмаила Гаспринского (Надгробие над захоронением И. Гаспринского)Также на территории Салачика находится Зынджирлы-медресе – когда-то крупнейшее мусульманское духовное учебное заведение. Было построено в 1500 году. На протяжении более четырех веков, вплоть до советского времени, это местоявлялось крупнейшим центром мусульманского духовного образования  в Крыму. Сейчас там музей. Зынджирлы-медресе (Зынджирлы-медресе)Название медресе произошло от крымско-татарского слова «зынджыр», что впереводе означает «цепь». Действительно, над входом висит массивная цепь, заставляющая каждого, кто проходит через дверь, почтительно склонять голову.Снаружи здание очень капитальное, суровое. А внутри весьма уютно. Когда-то здесьученики не только обучались, но и жили. У них были довольно просторные и хорошие комнаты с каминами.Внутри медресе (внутри медресе) Общественные бани на то время были очень даже комфортные и построены весьма продуманно. Трубы, по которым текла вода, были керамические. Также существовала система отопления и вентиляции. Бани подразделялись на мужские и женские.К моему величайшему сожалению, особо не удалось их пофотографировать, потому что там как раз работали археологи и рассмотреть поближе не представлялосьвозможным.Вид на бани (Общий вид на раскопки бань и ханского дворца)Теперь немного о музее «Ларишес». Это частный музей. Его учредителем является Гуливер Альтин (Алтын). Музей был создан 24 мая 2011 г. Музей «Ларишес» –крупнейший крымскотатарский центр по поиску и приобретению раритетов по истории Крыма и крымских татар.В музее столько всего интересного, что невозможно просто обо всем рассказать! Во-первых, там находится уникальная коллекция ОРИГИНАЛОВ европейских географических карт 16-20 веков с изображениями Крымского полуострова! Во-вторых, там есть подлинники гравюр 15-18 веков с портретами крымских ханов, а также различных дипломатов, видных деятелей науки и искусства! С учетом того, что в исламе запрещено изображать людей, можно уверенно сказать, что все гравюры делались тайно!Карта 1550 года (Карта 1550 года!!!)Еще в собрании музея есть различные старинные книги, картины с изображениямиКрымской растительности и ландшафта, гравюры с изображением жителей Крыма 18-19 веков, а также фотографии 19-20 веков.Стенд в музее Ларишес (Стенд в музее Ларишес)В музее еще работает галерея «Унутма» («Помни!») крымскотатарского художника Рустема Эмирова. Цикл картин в этой галерее посвящен трагедии насильственного выселения крымских татар в мае 1944 года. Честно говоря, невозможно без слез в глазах смотреть на эти работы! В них отображено столько горя, боли и скорби! Наверное, даже камень не остался бы равнодушен! Мы решили на фотографировать эти работы, не до того было. После пережитых ощущений нельзя было навести фотоаппарат на картины.Общая оценка: Нам безумно понравилось в музее!После посещения Салачика мы полезли в гору – посетить мужской Свято-Успенский пещерный монастырь. Он находится в урочище Мариам-Дере (Ущелье Марии). Взбираться не очень тяжело и недолго, особенно для наших с мужем тренированных ног. В монастыре нам провел экскурсию один из монахов. Свято-Успенский мужской монастырь  (Свято-Успенский мужской монастырь)Что интересно: в армянском монастыре Сурб Хач монахи в длинных черных рясах, а в этом монастыре ряса у монаха была льняная, светло-бежевая. Мы послушали интересный рассказ о том, как был образован монастырь, как он был разрушен советской властью и как его заново восстанавливают в наши дни.Оказывается, монастырь основан византийскими  монахами-иконопочитателями не позднее 8 века. В то время в Византии было так называемое иконоборчество, иконоборцы считали священные изображения идолами, а культ почитания икон –идолопоклонством, свои действия они обосновывали ветхозаветными заповедями «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5)Император Лев III Исавр запретил почитание икон. В результате было уничтожено множество икон, фресок, статуй святых, мозаик, расписных алтарей.Монахи массово покидали центр Византии и поселялись на самых дальних границах Византийской империи. Крым в то время как раз и был такой окраиной. И вот, в Крымских горах, в скалах и пещерах стали появляться христианские монастыри. Условия жизни очень тяжелые, но монахи не сдавались. Вообще в Крыму много пещерных церквей, храмов, монастырей в горах. И что удивительно – они сейчас ДЕЙСТВУЮТ! Ладно, то-то я немного ушла в сторону от основной нити своего повествования.Итак, Свято-Успенский монастырь. Есть легенда относительно того, как именно быловыбрано место. Однажды пастух нашел икону Богородицы. Принес ее в свое село. Нона следующий день иконы в селе не оказалось. Искали ее искали, а она оказаласьна том самом месте, где была найдена пастухом. Ее снова принесли в село, ноистория повторилась. Тогда люди поняли, что на месте обретения иконы нужнопостроить храм. Вот такая легенда. После основания в 8 веке почти непрерывно действовал, во время Первой обороны Севастополя в Крымской войне в 1854-1855 годах там располагался госпиталь, а умерших воинов хоронили на монастырском кладбище. Всего на территории монастыря было 5 храмов: Успенский пещерный храм, пещерный храм св. евангелиста Марка, храм свв. Константина и Елены, кладбищенский храм св.Георгия-Победоносца, церковь св. Иннокентия Иркутского.Конечно, были кельи для монахов, дом для паломников, дом настоятеля. К монастырю также относилась киновия святой Анастасии в Качи Кальоне (там я побывала, но об этом будет отдельный рассказ).В 1921 году монастырь был закрыт советскими властями. Монахов разогнали или расстреляли.В период Великой Отечественной войны здесь опять же был военный госпиталь.После распада СССР монастырь возвращен Русской Православной церкви. Начались восстановительные работы.Сейчас восстановление идет полным ходом. Братия работает с утра до ночи. Встают на рассвете, после молитвы принимаются за строительные работы, которые почти без перерыва ведутся до самого вечера. Вечером снова молитва, ужин и сон. На следующий день все повторяется. У меня осталось очень теплое ощущение после рассказа нашего монаха-экскурсовода. Он говорил нам простые добрые слова, от которых становилось очень спокойно надуше. Что меня приятно удивило в храме, так это поведение работников. Причем, хочузаметить, не только здесь, но и во многих церквях и храмах Крыма!!!!! Здесь,если ты ставишь свечку, то она догорает до самого конца! А если она потухнет,то работники храма заново ее зажигают!!!! А у нас в церквях, в Москве и Московскойобласти, не успеешь поставить свечу, как ее уже выдергивают! Иногда прямотолько отойти успеваешь! А уж ежели свечка погаснет, то точно уберут. В Крымутакого нет! И это так приятно! Главная монастырская святыня — икона Богородицы. Также есть святойисточник. Мы водички приобрели из источника. В общем, ушли счастливые. Когда мы вернулись из монастыря с гор, уставшие и впечатленные, нас ждало очень приятное событие – в крымско-татарском кафе «Ашлама» мы побывали на чайно-кофейной церемонии!!!!!!!!!!! Это незабываемо!Церемония представляет собой угощение несколькими видами кофе и чая с восточными сладостями. Вместо сахара у татар парвада, это такой жженый сахар, он разноцветный и безумно вкусный!  Было несколько сортов чая из крымских трав. А уж сладости!!!! Ни в сказке сказать, ни пером описать! Пахлава, курабье, рахат-лукум, кунафе!!! Восточные сладости Восточные сладости Крыма (Восточные сладости)В общем, чтобы вы у мониторов с ума не сошли, перехожу к посещению Ханского дворца в Бахчисарае.Сам дворец с прилегающими постройками расположен на берегу реки Чурук-Су.У входа красивейшие ворота с изображением двух змей с лапками, больше напоминающих дракончиков или ящерок. И опять существует красивейшая легенда, которая рассказывает о появлении этого символа и о строительстве ханского дворца именно на этом месте.Ворота в Ханский дворец в Бахчисарае (Ворота с фамильным гербом Гераев)Согласно этой легенде сын хана Менгли Герая был на охоте, которая оказалась на редкость удачной. Ханский сын отправил слуг с добычей во дворец, а сам пошел прогуляться в одиночестве. Присел он на берегу речки и вдруг увидел на противоположном берегу двух дерущихся змей. Одна из них явно побеждала другую. Вскоре одна из змей упала на траву. В это время приползла третья змея, и с ней затеяла бой змея-победительница. Змеи, шипя и кусая друг друга, укатились вглубь леса.С тоской подумал ханский сын, что его династия похожа на эту умирающую змею. Неужели его народ так и исчезнет с лица земли? Но тут змея зашевелилась, собрала силы и заползла в воду. Она там плескалась и извивалась, словно хотела залечить раны. А когда выползла на берег, то на ней не было ни следа от драки и никаких ран! После этого змея переплыла реку, выползла недалеко от ханского сына и скрылась в кустах. Это был счастливый знак! Сын хана понял, что его народу суждено подняться, как и этой змее! Поспешил он во дворец к отцу и рассказал об увиденном. Менгли Герай на месте змеиной схватки повелел построить дворец и на дворцовом гербе повелел изобразить двух змей, которые сплелись в схватке. Вот так и появилсяБахчисарай.Конечно, территория дворца уже не та, что раньше. Сейчас его площадь около 5 гектаров, а во время правления ханов была 18 гектаров. На территории находятся северные и южные ворота, Свитский корпус, дворцоваяплощадь, главный корпус, гарем, ханская кухня и конюшня, библиотечный корпус,соколиная башня, ханская мечеть, Персидский сад, ханское кладбище, гробница Диляры Бикеч, гробницы Северное и Южное дюрбе, надгробная ротонда, баня «Сары-Гюзель», набережная с тремя мостами, сады и парковые сооружения, Екатерининская миля.Внутри очень красиво!  Внутри дворца много двориков с деревьями, цветами ифонтанами. Все дома красиво расписаны, на окнах ажурные решетки.Внутри Ханского дворца (Цветочная площадка недалеко от гарема)К сожалению, мало что сохранилось от первых построек и украшений. Потому что были войны, разрушения и пожары. После того, как Крым был присоединен к России, крымский хан покинул Бахчисарайский дворец и уехал в Турцию со всем имуществом. А императрица Екатерина Великая во время своего путешествия по Крыму посещала Бахчисарай и останавливалась в Ханском дворце. К ее приезду там была проведенывосстановительные работы и реставрация. Основными достопримечательностями дворцового комплекса являются Портал Демир-Капу (Портал Железных дверей), Ханская мечеть, гарем и Фонтан Слез. Портал – старейшая постройка дворца. Сооружен в 1503 году. Этот портал обрамляеммассивные дубовые двери, обитые полосами железа. Украшен Портал арабской вязью.Демир Капу (Демир-Капу)Ханскаямечеть была построена в начале 16 века. Мы заходили внутрь. В мечети все совсемне так, как в наших православных храмах, но об этом я расскажу в отдельномпосте, потому что у меня была еще одна интереснейшая экскурсия именно спосещением мечети.Внутри Ханской мечети в Бахчисарае (Внутри ханской мечети в Бахчисарае)Настоящей жемчужиной дворца является знаменитый на весь мир Фонтан Слез, воспетый нашим непревзойденным Александром Сергеевичем Пушкиным в поэме «Бахчисарайский фонтан». Пушкин, когда путешествовал семьей генерала Раевского по Крыму, заезжал в Бахчисарай, был во дворце, но он не произвел на него особого впечатления, как и фонтан. Поэма была написана уже позже. Она основана на Крымской легенде, которую Пушкину рассказала Софья Потоцкая. Легенда такова: хан Крым-Герайт на склоне лет полюбил прекрасную молодую девушку Марию Потоцкую, которая была польской княжной и после татарского набега оказалась в плену у хана. В Гареме ей дали новое имя – Диляра Бикеч. Хан очень сильно полюбил ее, но она очень быстро умерла по непонятной причине. В сильной скорби пребывал хан Крым-Герай.Похоронил ее со всеми почестями, возвел над её прахом мавзолей и пристроил кмавзолею фонтан. Фонтан выполнен в виде мраморного цветка, из которого вытекаеткапелька воды – скупая мужская слеза. Вода стекает в чашу, символизирующую Чашусердца. Время лечит эту печаль, когда вода из чаши переливается дальше, ичеловеку как бы становится легче. Но память воскрешает боль снова. И так всюжизнь. Грустная история. И очень романтичная.Фонтан Слез (Фонтан Слез)Сейчас фонтан перенесен от мавзолея в фонтанный дворик, где мы его и увидели. Сотрудники музея каждый день кладут на него две розы - алую и белую.Розы на фонтане слез (Розы на фонтане)Очень понравилось на женской половине дворца – в гареме. Конечно, стены дворца такие высокие и крепкие, и толстые, что никто никогда не видел, что же делают женщины в гареме. Даже когда к хану приезжали гости из других стран, то никто никогда не видел женщин.Одна из комнат гарема (Одна из комнат в гареме)Очень запомнилось посещение дворика перед ханской кухней. Там стоит шелковица,которой 400 лет!!!!!!!!!!!!!!!!!! Сколько событий случилось за это время,сколько сменилось правителей и властителей, было войн и перемирий, а деревобезмятежно стоит под жарким крымским солнышком и обильно плодоносит вкуснейшими ягодами!Шелковица во дворике Ханского дворца (Шелковица, которой 400 лет)В общем, много тайн хранит в себе ханский дворец в Бахчисарае.Вот такой у нас был интересный и насыщенный экскурсионный день! Огромное количество информации было получено, переварено и осмыслено. Надеюсь, что читать весь этот опус будет интересно не меньше, чем было мне, когда я все это слушала от экскурсоводов.

культура искусство литература проза репортаж бахчисарай, крым, черное море, украина, салачик, ханский дворец, Свято-Успенский пещерный монастырь, Зынджирлы-медресе, бахчисарайский фонтан, дюрбе, крымские ханы, ларишес, усыпальныца, медресе, восточные сладости, чайная церемония, герай, Портал Демир-Капу, Пушкин, стихи, поэма, гарем
Facebook Share
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА