Опубликовано: 05 декабря 2013 17:38

Иванов Всеволод Никанорович

Иванов, Всеволод Никанорович

НОВАЯ ГАЗЕТА № 129 от 14 ноября 2012

Для дальневосточных советских писателей таким камертоном нездешней жизни стал еще один «маньчжурец» — Всеволод Никанорович Иванов, известный публицист Белого движения на Востоке, затем эмиграции, в 1945-м вернувшийся в СССР и ставший историческим романистом.

По меркам белогвардейской непримиримости — человек, спустивший флаг, совершивший конформистский поступок. Другие уходили на Филиппины, на остров Тубобао, в Калифорнию, в Австралию…

Но для молодых литераторов Вс.Н. Иванов стал образцом другой России, стал носителем той несоветскости, которая очень чувствовалась и властями предержащими, и этой власти подчиненными. Можно долго рассуждать про поступок и обстоятельства жизни Вс.Н. Иванова, но то, что его культурное влияние на десятки знавших его молодых советских литераторов было большим и будившим как раз те потенции, которые усиленно затаптывались советским официозом, — безусловно.

_____________

Окончил историко-философский факультет Санкт-Петербургского университета (1912). Поступил на службу в 1912 г. Имел чин прапорщика запаса армейской пехоты. 16 июля 1914 года вступил в первый законный брак с учительницей Ногогоровой Анной Владимировной. Высочайшим приказом, состоявшимся 27 августа 1916 года награжден орденом Св. Анны 3-й степени за отлично-ревностную службу. Приказом армии и флота, состоявшимся 20 сентября 1917 года, произведен в подпоручики. Во время Гражданской войны 1917—1922 был журналистом в Омске, Владивостоке. В 1922—1945 жил в Китае. В 1931 получил советское гражданство; сотрудничал с ТАСС. По возвращении в Советский Союз много ездил по стране. Жил в Хабаровске.

Скончался В. Н. Иванов 9 декабря 1971 года, похоронен на Центральном кладбище г. Хабаровска.

Дебютировал в печати в 1909. Выпустил автобиографический роман «1905 год: Роман молодой души» (1929), сборник эссеистики и воспоминаний «Огни в тумане: Думы о русском опыте» (1932), книгу «Дело человека: Опыт философии культуры» (1933), «Повесть об Антонии Римлянине» (1934), роман-хронику «На Нижней Дебре» (1958), роман с привлечением широкого исторического материала «Чёрные люди» (1963), исторические повести «Иван Третий», «Ночь царя Петра», «Императрица Фике» (1967), роман-исследование «Александр Пушкин и его время» (1970).

Институт русской цивилизации (сокр.название - Русский институт) – создан в октябре 2003 г. для осуществления идей и в память великого подвижника православной России митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Предшественником института был научно-исследовательский и издательский центр «Энциклопедия русской цивилизации» (1997–2003).

Приоритетным направлением деятельности института является создание 30-ти томной «Энциклопедии русского народа», а также научная подготовка и публикация самых великих книг русских мыслителей отражающих главные вехи в развитии русского национального мировоззрения и противостояния русских силам мирового зла, русофобии и расизма.

http://rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=4315&tm=5

ИВАНОВ Всеволод Никанорович (7[19].09.1888—9.12.1971), писатель.

Родился в г. Волковыск Гродненской губ. Окончил историко-философский факультет Петербургского университета (1912). Начал печататься в 1909. С 1922 по 1945 жил в Китае, вначале как эмигрант; в 1931 получил советское гражданство, сотрудничал с ТАСС. С 1923 жил в Шанхае, где работал над книгой «Мы: Культурно-исторические основы русской государственности».

В к. 20—30-х выпустил ряд книг: автобиографический роман «1905 год: Роман молодой души» (1929); сборник политической эссеистики и воспоминаний «Огни в тумане: Думы о русском опыте» (1932); «Дело человека: Опыт философии культуры» (1933); этические искания Иванова нашли отражение в «Повести об Антонии Римлянине» (1934), где действие памятника древнерусской житийной литературы XIV в. перенесено в Рим I—III вв. н. э.

В середине 1950-х Иванов вновь обратился к собственной юности: события 1905 в Костроме нашли свое отражение в романе-хронике «На Нижней Дебре» (1958); образ главного героя Николая Прокшина носит автобиографические черты.

Начатые в 1910-е размышления о судьбе России («Мы», 1926) воплотились в его главном романе «Черные люди» (1963).

Здесь нашли отражение едва ли не все наиболее значимые события русской истории XVII в.; особая роль среди персонажей была отведена Ерофею Хабарову, протопопу Аввакуму и патр. Никону; на страницах романа можно встретить многих реально существовавших исторических лиц. На примере семьи купцов Босых показаны духовные и физические предпосылки, которые позволили русским людям пройти огромное пространство, вплоть до китайских пустынь, вод Северного Ледовитого океана, и выйти на берега Тихого океана.

Историософская концепция Иванова, изложенная им в книге «Мы» и проиллюстрированная «Черными людьми», нашла свое продолжение в книге «Императрица Фике» (1967). Этот сборник состоит из трех повестей: «Иван Третий», «Ночь царя Петра» и «Императрица Фике» (о молодости Екатерины II), каждая из которых призвана показать неустойчивое в переломные моменты русской истории динамическое равновесие внутри триады «эпоха—личность—народные массы». По замыслу Иванова «Иван Третий» должен был иметь продолжение — роман «Александровская слобода» об эпохе Ивана Грозного (неоконч.). К этому циклу «исторических повествований» (жанровое определение самого Иванова) органически примыкает и роман-исследование Иванова «Александр Пушкин и его время» (1970).

Не претендуя на какие-либо открытия в области пушкинистики, Иванов постарался показать Пушкина прежде всего как человека государственного мышления, верноподданного Российской империи не только в своих взглядах, но и в повседневной жизни.

В конце XX вначале  XXI века многие писатели, историки и философы пытаются найти ответ на вопрос который так часто можно услышать в нашей стране: “  Кто мы такие ? Восточные европейцы или западные азиаты?

Это вопрос неоднакратно задавали себе и учёные Научного учреждения “Центр стратегических исследований”, которые в поисках ответа на него обратились в своих исследованиях к творческому наследию писателя Всеволода Никаноровича Иванова. О серьёзной философской проработке этой проблемы свидетельствует целый ряд его концептуальных исследований. К числу таких работ можно отнести: “Мы: Культурно-исторические основы русской государственности”, “Философия Владимира Соловьёва”, “Дело человека: Опыт философии культуры”. Исследования трудов Иванова В.Н. обратили на себя внимание учёных прежде всего тем, что он внес значительный вклад в историко-культурное и философское осмысление проблемы “Восток-Запад”, которые разработал великий русский философ Соловьёв В.С.

 В 1920-1930 годы Ивановым В.Н. были написаны работы публицистического, научного, философско-культурологического характера, получившие в своё время высокую порой неоднозначную оценку в кругах западноевропейской эмиграции. В них определено отношение к изменениям происшедшим в международной обстановке, в результате событий первой четверти XX века, и рассмотрено в качестве главного факта русской истории создание великой “азиатской” или “евразийской” империи.

Иванов В.Н. акцентирует внимание читателей на  появлении новых точек соприкосновения жизненных интересов  в международной политике: тихоокеанский регион – как результат расширения деятельности России и Англии в восточном направлении, Северная Америка – в западном направлении, Япония – в юго-восточном и активизацию деятельности Китая в мире. В связи с вышеизложенным, в книге “Мы на Западе и на Востоке” автор высказывает мысль, что “…вполне возможно, что мы ныне присутствуем при зарождении новой эры мировой истории – эры тихоокеанской, или азийской после эры европейской”.

Последующие события подтвердили правоту исторической мысли автора книги о том, что Запад явно утрачивает свою политическую гегемонию на берегах Тихого океана.

Проследив весь творческий путь Всеволода Никаноровича Иванова учёные Научного учреждения “Центр стратегических исследований” пришли к выводу, что он относится к числу немногих писателей увидевших в двадцатые годы стоящую перед русской исторической наукой задачу: обратить внимание на изучение азийского направления как принципиально важного для развития русской истории и культуры.

Как показывают исследования, мысли изложенные в труде “Мы на Западе и на Востоке” красной нитью проходят через всё творчество Иванова В.Н. Темы русской и китайской истории в его дальнейших работах приобретают исключительную значимость и ценность, характеризуя в то же время необыкновенную целеустремлённость и целостность художественно-исторической концепции писателя – историка.

Органическая, полученная от природы интуиция историка –учёного, многократно приумноженная чувством любви к России и истории, как  науке сделала Иванова В.Н. приверженцем евразийства. Всё многообразное, богатое, разножанровое научно-популярное и художественное творчество этого писателя отмечено печатью евразийства как духовного стержня. Этот стержень не был для него чем-то неизменным, догматическим, а стал локомотивом ведущим человека и мир к изменению.

Основная идея работы Иванова В.Н. направлена на понимание того, что русская государственность и русская великодержавность связаны генетически с государственностью и великодержавностью монгольской.

Историческая судьба России определилась в тот момент, когда все русские земли в XIII веке влились в состав единственной в истории, охватившей почти весь необъятный старый континент империи Чингисхана. Объединение русских земель вокруг Москвы происходило внутри неё: Московский князь, объединяя русские земли в интересах хана, собирал их тем самым для себя.

Затем, после распада Монгольской империи, Московская Русь сделалась её наследницей.

Русская экспансия была ответным движением на монгольскую и шла в обратном направлении, но по тому же сценарию. Ключевский отмечал колонизацию как главный факт русской истории, объясняя этим все особенности внутриполитического и социального развития России.

Книга “Мы на Западе и на Востоке” является существенным вкладом Иванова В.Н. в научную и культурно-историческую разработку русской государственности и стала основополагающей базой всего последующего творчества писателя-историка. Трудно не согласиться с высокой оценкой этой книги данной современником Иванова, известным на Западе профессором Бицилл П., который отмечал: “Вообще по духу, по настроениям и влечениям автор, может, сам того не сознавая, - гуманист, возрожденец, “эллин”, - даже слишком”. Книга Иванова В.Н. может быть чрезвычайно интересна и полезна современному читателю, живущему в XXI веке, в период,  когда не ослабевает давление на Россию со стороны Запада.

Евразийство стало своеобразным продолжением творческого и духовного подъёма, пережитого Россией в эпоху Серебряного века русской культуры с его широким масштабом культурных открытий и достижении.

Нам в реальной нашей жизни не остаётся ничего другого, как присоединиться к одной из этих культур, чтобы войти в современный процесс её создания, чтобы из неизвестного и явилась нам новая реальная культура, нам доселе неведомая. И если эта культура появится в нас, избрав нас русских, то эта культура будет уже не азийской и не европейской, а русской.

Вопросы истории, требование исторического подхода к оценки событий настоящего оставались главными как в научном, так и в художественном творчестве Иванова В.Н. В своей монографии о Н.К. Рерихе (“Рерих – художник-мыслитель”) он с сожалением и горечью пишет: “Нет! И исторически мы не знаем России. Потому, что истории русской разработано ещё не было. Были известные те или иные схемы. Но русское образованное общество не знало родной истории так, как её следовало знать, чтобы верно руководить ею”.Категоричность этого высказывания обусловлена глубокой личной заинтересованностью и обеспокоенностью писателя и учёного за судьбу России.

Такие люди как Всеволод Никанорович Иванов велики интеллектом и поэтому неудивительно, что по истечении некоторого времени, его книгу, одну из первых написанную в жанре публицистики, начнут упоминать в университетах по курсу “История русской литературы XX века”.

 

Говорят, на Ивановых

(Это мненье общее),

Как на каменных основах,

Держится все общество

 

Ивановых по России

Подсчитать нельзя совсем

Даже с помощью машины –

Всемогущей ЭВМ

 

Имя русское Иван

С давних пор в Руси ценилось

И царям, да и князьям,

Видно, сильно полюбилось

 

Был один из Ивановых,

Чем всемирно знаменит?

Холст нарисовал здоровый!

В Третьяковке он висит

 

На холсте том не природу,

А людей изобразил-

Их Иван Креститель в воду

Для крещенья вдохновил

 

А у нашего героя

Предки были из дворян,

Что во время не простое

«серпа с молотом» – изъян!

 

Сын под Гродно был рожден.

Имя дали там ему,

А потом поехал он

И семья вся в Кострому

 

Там в гимназии успешно

Он науки одолел

С бунтарями он, конечно,

И общаться не хотел

 

Паренек он был не хмурый

И от девок не бежал-

В Костроме общался с Нюрой

И в Столице не скучал…

 

Философии предметы

Полюбил он изучать,

Университет про это

Дневники избрал в печать

 

Хоть поборники марксизма

Были в Питере тех лет,

Не вовлек в конфликт с царизмом

Парня Университет

 

…………………..

А Всеволод, свой ВУЗ отлично

Окончив, в армию пошел.

Была ль его здесь воля лично,

Никто не знает хорошо

 

На Мировую - призван сразу!

Он - офицер, в Перми служил,

И там он первые рассказы

Через печать всем предложил

 

На фронт учебную бригаду

Возить случалось самому

Там отличился, и в награду

Был орден Анны дан ему!

 

Когда белогвардейцев рати

Пермь взяли, хоть не навсегда,

У Колчака бюро печати

Возникло – плод его труда!

 

Блок утверждал – «в года глухие

Пути не помнят своего»,

Но Иванов служил России!

И это - главный путь его!

 

Писал он во Владивостоке,

В двадцать втором в Китай попал:

Военный смерч в своем потоке

По прихоти людей бросал

 

Харбин, Шанхай – там он надолго

Живет в писательском труде

Там к Родине была дорога -

Железная КВЖД

 

И года через три он хочет

(О том посольство известил),

Как опытный эксперт-восточник

Служить Отчизне в меру сил

 

Он был услышан и зачислен,

В посольстве ведь не дураки!

И отвергать специалиста

Им, как экспертам, не с руки

 

Тянуло выехать в Россию,

Но власть ЧК, как власть судьбы,

Одолевая ностальгию,

Он двадцать лет в Китае был

 

И послужил Отчизне верно!

Иначе, возвратившись, он,

Попал бы в КГБ, наверно,

И на ГУЛАГ был обречен

 

Но только Русь - ему Отчизна!

Он знал, что только в ней он свой,

И после гибели фашизма

Вернулся навсегда домой

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

 

 

Да, все развитие Китая

Смог предсказать нам Иванов!

Ведь все сбылось. Теперь мы знаем,

Что б оценить – не хватит слов

 

Таких бы в Думу Ивановых!

Давно бы век начался новый.

Москва бы обошла Шанхай,

Ну а Россия – весь Китай

 

Некоторые Афоризмы Иванова

 

-. Технократ все может сделать, кроме яйца! Со скорлупой, с белком, желтком - и с цыпленком - ежели на нем посидеть!

 

-  У марксиста задача не столько выразить свою творческую любовь, сколько охранить себя от « злобной эксплуатации ».

 

- . Мария Магдалина императору Тиберию поднесла красное яйцо! Символ жизни.

 

-  Все рожденное - божественно, и постигается верою. Как яйцо. Как просто вера!

 

-   Спроси инженера - можешь сделать яйцо и он враз скиснет....Скиснет? Значит и он жив!

 

-    Покрестили благочестиво ребенка во Владлена! В Энгельса! В Троцкого! В черта!

 

-    Россия была наиболее богатая страна в мире. В ней все спали после обеда! Я в детстве удивлялся

 

-    Хотели построить квартиру, а сожгли дом!

 

-   Восток лучше составлен со стороны духа: Будда - Чжэнь, Шань, Жэнь (Истина, Доброта, Терпение). Из восточных – выходят Конфуции и Чингис ханы.

 

-   Слово в мужицкой жизни как молот, кувалда кузница, слова в жизни нашей – стрекотание радио... Все могут говорить, что всем вздумается, Слово для мужика - есть дело!

 

-   Интернационализм есть братство народов, а не дешевая столовая для отдельных товарищей.

 

-    В каждой могиле лежит великолепный роман, нужно только уметь его взять.

 

-    Мы замешаны на березовом соку, на белостенных среди озер монастырях - крепостях... На протопопе Аввакуме... Федосье Морозовой… Иване Васильевиче…, наконец, Петре первом, - получили великолепную галерею предков, в конце которой поет Пушкин, древний как, мир.

 

-    Лестницу метут сверху, воду кипятят снизу. Народом управляют сверху, а талант все же произрастает снизу.

 

-    В крестьянских семьях ведра всегда стоят полные водой.

 

-    Чья вера гонимая, та и правая. Верующих нужно поддерживать - их мученья святы.

 

-   Нужно жить с восторгом!

 

-   Сердце должно быть добрым, но не из ваты, а как гитара… звенело бы!

 

-    Любовь к своей земле сдерживает всех в порядке, как земное притяжение.

 

-   В современной нашей культуре - стиль Луначарского. А нужен - Пушкина.

 

-   У нас народ еще “не переваренный”. Привык только повиноваться или бунтовать, но не законно требовать и защищаться…!

 

-   Однажды в беседе после революции 1905 года. Л.Толстой сказал, что нужно писать все до конца верно, правдиво - но так писать можно только когда одной ногой уже стоишь в гробу...

 

-   Никто не может оторвать человека от земли под его ногами, выходящего из земли и уходящего в землю, питающегося от нее, начиная с груди матери. Земля первая реальность, тело, которое мы познаем, первая наша учительница, постоянная наша оправа.

-  . Коммунизм - "выворачивание шубы наизнанку"

 

-    Пушкина мы знаем в мыслях по России, а не по цензурным отзывам.

 

-   Хлеб растет молча, овцы пасутся молча, но именно они управляют миром.

 

-    Народ - не отдельные травки, народ - густой дерн, покрывающий землю.

 

-    Русское дореволюционное общество думало открыто, глобально... После - общество думает в кулачек, живет втихомолку. « Враг народа »-донос провокаторов и карьеристов!?

 

-   Настоящий писатель (поэт) всегда говорит хуже чем пишет

 

-   Время, в котором настоящее и будущее идут позоря прошлое – смута!

 

-   Русские коммунисты стервенеют в своей любви к человечеству вообще и никому не позволяют сопротивляться их объятиям. Блоковская любовь, которая «и жжет и губит».

..

-   Самодержавие или Социализм. Кому что. И в социализме имеется диктатура! «Сапожки – жмут…»!

 

-    Революции сломали меня. До них я шел с государством, после - я спорю про себя с революционными теориями.

 

-   Любимые народные поговорки:

"Все победители - цари, все побежденные - бандиты". "Управлять страной легко, семьей - трудно".«Жить широко – хорошо, а поуже…не хуже». «Чей бы бычок не прыгал – теленочек однако – наш ».

 

-   Правда - голосованием...? Успех – закон!

 

-    Мы со своим духом живем в материи как во враждебном мире.

 

-   Умирая, уходим на английский манер, не прощаясь, по одиночке, незаметно...

культура искусство литература проза лит.рецензия Иванов Всеволод Никанорович
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА