Опубликовано: 18 ноября 2016 01:49

Андрей Кураев С церковью и со мной произошел один и тот же процесс: мы безобразно разжирели за последние 25 лет…

А.Соломин Отец Андрей, скажите, пожалуйста, вы бы Александра Невзорова сожгли на  костре?

А.Дурново Нет, конечно же.

А.Соломин Почему же?

А.Кураев Ну, во-первых, всегда приятно, когда есть оппонент, которого можно, с которым можно от души поругаться, поэтому, зачем же его лишаться? Во-вторых, сожжение его на костре только добавило бы дровишек в поддержку его позиции и его мнения о нас, православных христианах. Зачем же такую радость доставлять оппонентам?

А.Соломин Вы считаете его мнение о вас, о христианах основательным?

А.Кураев Скажем так: эти основания поставляем ему мы, причем по очень низкой цене.

А.Соломин То есть церковь сама во многом виновата, что у Александра Невзорова…

А.Кураев Александр Невзоров, чем отличается от Понтия Пилата или, например, императора Нерона? У тех двух государственных деятелей не было оснований для ненависти ко Христу и христианам. А за последующие века мы таких оснований породили более чем достаточно.

А.Соломин Вы разделяете эту ответственность?

А.Кураев Да, конечно.

А.Соломин То есть вы отчасти тоже виноваты в том…

А.Кураев Да, конечно.

А.Голубев То есть вас можно, как Невзоров на таком стенде, расчленять, как он там делал с патриархом Кириллом, показывал какие органы, чего… записывать видео.

А.Кураев Я не знаю, как он делал…

А.Голубев Вы хотите, чтобы Невзоров с вами то же самое?..

А.Кураев Я этого не хочу, но я просто должен честно согласиться со словами Ницше, который сказал, что на земле был только один настоящий христианин, и того распяли.

А.Голубев А что Невзорову-то церковь сделала, что вы ему такого сделали, что он имеет основания так себя…

А.Кураев Понятия не имею. У меня с ним были самые добрые отношения в начале 90-х, когда я участвовал в его передаче «600 секунд». И тогда его отношение и позиции были вполне даже…

А.Голубев Но в нем кое-что поменялось…

А.Соломин Тут противоречие сейчас: вы говорите, что у него есть основания, и говорите, что не знаете, какие у него есть основания.

А.Кураев Нет, было спрошено о том, какие я предоставил ему для этого основания. Это я, действительно, не знаю.

А.Дурново А какие церковь ему для этого предоставила основания? Давайте разберемся.

А.Кураев Да, собственно говоря, и с церковью и со мной произошел один и тот же процесс: мы безобразно разжирели, растолстели за последние 25 лет.

А.Голубев Сталина на нас нет, на церковь, правильно?

А.Кураев Это слишком жестоко. Это как раз для меня гораздо более серьезный вопрос, который ставит Невзоров. Почему мы ничего не научились, выйдя из страшного для церкви 20-го века? Почему мы даже не хотим ставить этот вопрос: за что, Господи?

А.Голубев А можно тогда вопрос: какая должна быть церковь, и какой период в истории церкви, на ваш взгляд самый правильный, самый лучший и для самих христиан, и для церкви, и вообще?

А.Кураев Мне кажется, лучше всего христианам жить так, как живут христиане в Южной Корее.

А.Соломин Хорошо, что не в Северной.

А.Кураев Нет, именно в Южной. Потому что это уникальнейший совершенно пример в истории, когда христианская община – она такая, не христианская, она протестантская – но она имеет шансы стать национальной религии без помощи государства.

А.Голубев А почему это так там происходит?

А.Кураев Вот это, действительно, очень необычно. Потому что во всех историях других народов сначала такая, простите за жаргон, пассионарная часть населения делала свой выбор, зачастую мученический в пользу христианского Евангелия, а потом какой-нибудь князь-царь-император говорил: «Слушайте, знаете что – мне это тоже нравится. Я нахожу это для себя полезным, поэтому кто не хочет быть мне врагом, приходи завтра, — куда-то там (указывается водный источник), — приходи туда креститься», — на берег Босфора или на Днепр, или на берега Рейна и так далее. И после этого оставшиеся, скажем, 85% населения уже в обязательном порядке считают себя христианами, в общем, реально свою жизнь не очень меняя.

И никогда не было так, чтобы на этой грани 10-15 процентов не вмешивалось государство. А вот именно в Южной Корее ставится такой удивительный общенациональный эксперимент. Своеобразная версия христианства, это правда. Далеко не во всем она мне понятна и симпатична, но, действительно, миллионы людей принимают христианство без государственного административного давления на них. Мне рассказывали люди, что министр обороны – он сам буддист – но при этом он издал приказ, обязывающий всех новобранцев креститься. Там в Корее считается огромная честь — служить в армии. И именно этот буддист считает, что он не может доверять солдатам, у которых нет веры.

А.Голубев А это и есть прямое вмешательство государства.

А.Кураев В некоторой степени есть, конечно.

А.Гусаров Ну, ничего себе! Это, по-моему, в самом худшем виде.

А.Кураев Здесь все-таки ставиться условие. Там нет обязательного призыва. Это как бы кто хочет просыпаться в 6 утра и бежать 10 километров…

А.Гусаров Ну, это притеснение.

А.Дурново Там, простите, каждый мужчина обязан до 28 обязан отслужить в армии…

А.Голубев Где?

А.Дурново В Южной Корее. Если он не олимпийский чемпион, он обязан.

А.Кураев Значит, это, может быть, в каких-то спецвойсках, какой-нибудь спеназ отбирался так. Но мне рассказывал так именно протестантский пастор.

А.Гусаров Скажите, а церковь рада таким неофитам, которые приходят в лоно церкви не по своей воле?

А.Кураев Что значит, церковь рада? Понимаете, нет такого субъекта как церковь с точки зрения рассуждения журналиста и социолога. Только мистик может говорить слово «церковь» как некоторый личностный субъект. Вот некий Адам Кадмон в кабалистике.

А.Гусаров Но священники же говорят от имени церкви.

А.Кураев Это, на самом деле, не подумавши, если честно.

А.Соломин Можно НРЗБ организацию церковь, если считать ее деньгами, если считать сборы с приходов – тогда, в принципе можно понять структуру организационную церкви и так далее.

А.Кураев Что-то можно понять, что-то нельзя. Но, действительно, вопрос крайне важный: что означает «мнение церкви»? Как это мнение вычленяется. То есть понятно, что на самом деле, выделить мнение церкви до некоторой степени условности можно только в условиях постоянного социологического мониторинга. Ну, например, опрашивать, экзит-поллы устраивать каждое воскресенье при выходе из храмов

культура искусство общество общество
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА