Опубликовано: 08 июня 19:05

«Нацбест-2017». Тактика и стратегия

В Санкт-Петербурге была вручена одна из крупнейших российских литературных премий «Национальный бестселлер». Впервые за семнадцать лет существования «Нацбеста» церемония прошла на Новой сцене Александринского театра на Фонтанке.

 

Вероятно, «Национальный бестселлер» - самая скандальная из отечественных литературных премий с крупной финансовой составляющей. Иногда скандал начинается еще до объявления списка финалистов. То один претендент требует снять некомплиментарные отзывы Большого жюри, оскорбляющие его чувство вкуса, то другой упрашивает всех причастных написать комментарий о его книге... Парадокс в том, что именно благодаря таким вот скандалам (и разухабистым, желчным, подчеркнуто эпатажным рецензиям на официальном сайте) информация о «Нацбесте» широкой волной расходится по литературному сообществу - и вырывается за его пределы. О премии узнают люди, которые в противном случае о ней в жизни бы не услышали. Другой вопрос, что именно они узнают и какая у «Национального бестселлера» репутация, но это, как писали братья Стругацкие, уже совсем другая история.

 

В 2017 году «премиальный сюжет» вокруг «Нацбеста» складывался не совсем гладко. По результатам голосования двадцати участников Большого жюри в короткий лист вместо традиционной шестерки претендентов вошло семь книг: «F20» Анны Козловой, «Родина» Елены Долгопят, «Головастик и святые» Андрея Филимонова, «Тень Мазепы» Сергея Белякова, «Жития убиенных художников» Александра Бренера, «Патриот» Андрея Рубанова и «Эта страна» Фигля-Мигля (Екатерины Чеботаревой).

 

Сборник рассказов, нон-фикшн, несколько традиционных романов и пара не вполне традиционных - малому жюри предстоял непростой выбор. Тем более что в открытом голосовании, по обычаю, принимали участие фигуры, от литературы далекие: рэпер Баста, актриса Анна Ковальчук (звезда сериалов «Тайны следствия» и «Мастер и Маргарита»), режиссер Борис Хлебников (создатель фильмов «Сумасшедшая помощь», «Долгая счастливая жизнь», «День до»), композитор Настасья Хрущева, архитектор Сергей Чобан и - единственное исключение - писатель Леонид Юзефович, дважды лауреат «Нацбеста», отмеченный премией в прошлом году за документально-историческую книгу «Зимняя дорога», а в 2001 году за роман «Князь ветра».

 

Во вступительном слове ответственный секретарь оргкомитета Вадим Левенталь напомнил, что победителю достается миллион рублей: эту сумму удалось собрать отчасти традиционными методами, благодаря участию спонсоров, а отчасти при помощи краудфандинга, «народного финансирования» - в благом начинании приняли участие свыше 200 человек. Для упрощения процедуры сбора денег, а также для издания книг молодых авторов создан некоммерческий фонд «Люди и книги», который начнет работу в ближайшие недели.

 

Как подчеркнул ведущий церемонии вручения Артемий Троицкий, авторы большинства книг, вышедших в финал, пытаются понять, что же такое «эта страна», и разобраться, что такое патриотизм. Пожалуй, именно в этом и заключался главный «нацбестовский» тренд текущего сезона. Но, очевидно, только с точки зрения литературных критиков, писателей, книготорговцев и издателей, входящих в Большое жюри. Финальное голосование расставило акценты по-иному.

 

Сергей Беляков со своим историческим исследованием «Тень Мазепы: украинская нация в эпоху Гоголя» и лауреаты «Национального бестселлера» прошлых лет Андрей Рубанов и Фигль-Мигль не получили ни одного голоса малого жюри. По одному баллу досталось Елене Долгопят и Андрею Филимонову - последнему, правда, от самого Леонида Юзефовича, что может послужить финалисту некоторым утешением. Наконец, по два голоса набрали Анна Козлова с романом «F20», написанным от лица больного шизофренией подростка, и актуальный художник Александр Бренер с книгой про коллег-акционистов, про смерть «современного искусства» и искусства вообще - «Жития убиенных художников». Остроты интриге добавил тот факт, что Бренер в Петербург ожидаемо не приехал - а по положению о премии, лауреат, без уважительной причины уклонившийся от участия в церемонии вручения, не может претендовать на финансовую составляющую премии.

 

На случай, если при финальном голосовании несколько произведений наберут одинаковое количество голосов, у организаторов «Нацбеста» предусмотрен отдельный вполне эффективный механизм. Тогда свое веское слово должен сказать почетный председатель жюри - в 2017 году в этой новой для него роли выступил Константин Эрнст. Еще в начале вечера генеральный директор «Первого канала» пожелал малому жюри быть максимально честным и максимально субъективным. По мнению Эрнста, любые соревнования в области художественного творчества - абсурд, главная же заслуга «Национального бестселлера» заключается в том, что эта премия пытается привлечь внимание к хорошей литературе - иногда провокационно, иногда излишне традиционно, но всегда успешно.

 

Сам Эрнст сделал выбор скорее традиционный, чем провокационный. Свой голос он отдал роману писательницы и сценаристки Анны Козловой «F20», так прокомментировав свое решение: «Это книга не про шизофрению, а о любви к жизни. Шизофрения тут - метафора жизни».

 

Со стратегической точки зрения, развязка, возможно, не идеальная. Стань лауреатом демонстративно отсутствующий Бренер, скандальный резонанс был бы шире, а оргкомитет сэкономил бы миллион рублей. Но с тактической — это лучший выбор из возможных, а организаторы еще наверстают свое в следующих сезонах.

 

Наши поздравления Анне Козловой - и ждем экранизации «F20» на «Первом канале»...

 

Василий Владимирский

 

Елена Сироткина   Источник: «Санкт-Петербургские ведомости»

культура, искусство, обещство, социум, литература, премии, Национальный бестселлер
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА