Астрологическая массовая литература, которая функционировала на Руси в допетровское время, не была порождением пришлой европейской моды, а отражала специфику культуры определенного этапа, вызванную сугубо реальными, определенными задачами. Вопрос надо формулировать так: какие задачи в реальной обстановке и насколько удовлетворительно решала эта «наука». «Колеса», находившиеся в общемировом «механизме», как маховые колеса, распоряжающиеся движением других «шестеренок» — светил, созвездий, сменой времен года, дня и ночи, «зацепляли» колесики человеческой жизни, превращаясь в образ огромного «колеса фортуны», «колеса судьбы».
Древнерусская практика передачи знания основывалась именно на бесписьменной традиции, традиции передачи знания изустно («из уста в уста», как нечто переданное, «вдутое»). Так передавались сведения о том, как и когда гигантское «маховое колесо» небес зацепляет «колесики» дольнего мира, в которые практически превращались сами люди.
Практически все историки астрономии так или иначе касались астрологии. Даниил Святский в 1927 г. опубликовал статью, посвященную литературе еретиков Новгорода Великого конца XV в.3, а также небольшую работу об астрологе Николае Любчанине и астрологических альманахах на Руси в XVI в.4 обращение еретиков к естественнонаучной литературе было не самоцелью. «Шестокрыл», как таблицы определения дат затмения, был только средством, при помощи которого решались более важные, с точки зрения самих еретиков, проблемы: понятие вечности или конечности мира в контексте православной доктрины.(имелись) греческие рукописи, находившиеся в собраниях русских монастырей, в них были «заданы основные методы всех естественных паук» (мир, земля и небо как единое, связанное целое). Наконец, астрология есть не что иное, как эксперимент, ибо «магия, преимущественно астрологическая магия, была всеобщей школой человеческого знания», т. е. историей методов пауки.
Шангин пишет, что астрология предшествовала астрономии. Шангин, далее, считает астрологию своеобразным стержнем народной науки: «...наиболее сильная сторона народной пауки — астрология, поглощает или в ином случае окрашивает собой другие отрасли народного знания (магия ботаники — астроботаника, медицина — иатрософия, метеорология — астрометеорология)» 8. Очевидно, было бы правильнее говорить о том, что человек в явлениях природы видел естественную связь с временами года, которые связывались у него с периодически возвращающимся миром Солнца, Луны и созвездий. в «основе астрологического мышления, как-никак, лежала идея закономерной связи между человеком и природой: отдаленные от нас светила, повинуясь некоторым вечным и неизменным законам, оказывают свое действие на подлунный мир и на все там находящееся» 15.
В своем функционировании на Руси такая астрология в известной мере противопоставлялась доктринам церкви, не бывшим в состоянии ответить на вопросы о судьбе каждого человека.