Опубликовано: 01 сентября 2014 10:27

Декалог Маяковки со зрителем.

Декалог Маяковки со зрителем.

Девяносто второй сбор труппы театра имени Маяковского двадцать восьмого августа 2014 года прошел в Пушкаревом переулке на Сретенке. Около метро "Сухаревская" - историческом центре Москвы, где каждый камень хранит историю. Самая историческая театральная сцена опять открылась. Филиал Маяковки после реанимации начал новую жизнь. Руководил восстановлением облика театра архитектор Сергей Куцевалов. Ранее он работал над многими площадками, к примеру, такими, как Другая сцена "Современника". Нам показалась некоторая схожесть нового старого театрального филиала с многими московскими уголками, например, с Гоголь - Центром. Не только бережным отношением к историческому камню, но и уважением к каждому виражу пространства. Отреставрированное театральное помещение максимально сохраняет прошлые лабиринты. А не идет на бюрократическом поводу плана "бэ - тэ - и". Хотя, наверняка, с ним тоже пришлось повозиться. Подвал шестиэтажного здания стал просторным залом на триста мест, которые не будут стоять, как истуканы. Зрительные места теперь мобильны. Зал оснащен техническими конструкциями, делящими его на многоуровневые пространства. Художник Алексей Трегубов, работая над интерьером, создал атмосферу старой Сретенки. Шагнув в подвальное помещение, оказываешься в продолжении лабиринтов города. Где камни знают больше людей. Потому что жителей на Сретенке почти не осталось. Историческое подземелье молчит о многом. В подвале в Пушкаревом переулке в начале двадцатого века располагались студии Завадского, Кедрова, Хмелева, курс Гончарова. Здесь зародилось творческое режиссерское содружество Гончарова, Лазарева, Ахрамкова и Йоффе. Так что место это режиссерски намоленное и святое для всего российского театра. Художественный руководитель театра Миндаугас Карбаускис рассказал о творческих планах сезона. Театр планирует продолжать классическую традицию, обращаясь к "Обыкновенной истории" Гончарова. "Чайку" Чехова ставит Евгений Марчели из Ярославля. Пьеса будет показываться в театре Маяковского и в театре им. Волкова в Ярославле труппами обоих театров. Режиссер рассказал о своей работе над написанием "Русского романа" о жизни Толстого, Анны Каренина, Наташи Ростовой и многих других. Пока написано шесть сцен. Откроет новый сезон пьеса Саши Денисовой "Декалог". Два раза в месяц Маяковка на новой старой сцене будет вступать в театрально - документальный декалог со зрителем. Саша Денисова написала пьесу о том, как старейшая жительница Сретенки ведет дневник. В нем переплелись судьбы великих исторических персонажей и современных мало примечательных соседей. Чехов на Трубной снимал комнату, сюда к нему приезжал горячо любимый брат, который здесь и умер. А в кабинете на Сретенке у Антона Павловича началась медицинская практика. Этот факт не из спектакля, но из жизни Сретенки, о которой спектакль. Много - много исторических теней современных людей можно найти в "Декалоге". Спектакль проходит в формате site-specific theatre – театр - променад, широко распространенный в Америке и Европе. Зритель двигается по лабиринту театра и становится частью единого театрального действия. Спектакль "Декалог" - о людях и их судьбах. Поступая так или иначе, люди подвергаются постоянным испытаниям. Сталкиваются с заповедями. Современные грешники или их предки не привязаны к географии. Создатели спектакля привязали их к Сретенке. Она, как компактная модель мира, прекрасно подходит для испытаний нравственности. Вернее, для проверки заповедями на прочность. Потому что со времен Моисея до двадцать восьмого августа 2014 только заповедями человека проверить и можно. Искушения с тех пор не менялись по сути, форма их не считается. Кстати, двадцать восьмое августа 2014 - го года, день открытия филиала театра, уже тоже глубокая история. А то, что местом испытаний стала Сретенка, это даже хорошо. Намоленное театрами, как сказано выше, место. Пьеса написана на основе вербатимов, собранными актерами Студии OFF (студия документального театра). Кроме живых диалогов исследователи - студийцы работали с документальными и историческими материалами. Факты доподлинны, хотя и обобщены. Через частное создатели спектакля выходят на общее. И наоборот. Историческая лупа то приближает, то отдаляет. От расстояния количество нравственности на фибру души не меняется. Концентрация совести в обществе - это константа. Просто поддерживается она порядочными, благородными людьми. Остальные бездарно эту константу размывают. Формально главной героиней спектакля "Декалог" является пожилая жительница Сретенки, которая помнит, как под Сухаревой башней ходил трамвай. Жителей из центра выселили. Она – последний из "Магикан". Поэтому может судить. Ей есть с чем сравнивать. На своем веку повидала много. Режиссер Никита Кобелев объединил в спектакле разные художественные приемы и театральные жанры. Он не задумывал эксперимент, потому что заранее видел результат работы. Постановщик создал высокой плотности нравственно - художественный перфоманс, положенный на единицу театрального вечера. Потребитель такого продукта подберется не случайный. Это будет адекватно думающий, помнящий историю, позитивно размышляющий зритель. Такой существует и рад, что сцена, наконец, открылась. Хорошего сезона, Маяковка!

В спектакле заняты: Нияз Гаджиев, Александра Ровенских, Наталья Палагушкина, Юлия Силаева, Людмила Иванилова, Мария Болтнева, Юрий Коренев, Анастасия Цветанович, Константин Константинов, Владимир Гуськов, Всеволод Макаров, Нина Щеголева, Зоя Кайдановская, Роман Фомин, Юлия Соломатина, Павел Пархоменко, Алексей Золотовицкий. Режиссер: Никита Кобелев Художник: Алексей Трегубов, Анна Румянцева Хореограф: Александр Андрияшкин.

культура искусство театр театр Декалог Театр Маяковкcого премьера
Facebook Share
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА