Опубликовано: 11 сентября 2014 20:03

Это Филиппенко!

Юбилей артиста – это повод и возможность воздать ему не только аплодисментами. Те, кто никогда не бывали на концертах Александра Филиппенко, не знают всех возможностей заслуженного народного артиста и всех возможностей мастера, которые остались и остаются недовыявленными.

 

Да, конечно, роли в картинах "Мой друг Иван Лапшин" Алексея Германа и "Торпедоносцы" Семена Арановича – высшей пробы, есть у Филиппенко несколько классных ролей на телевидении и в театре. Но тем, кто знает артиста еще и на эстраде, кажется необъяснимым, почему он так и не сыграл ни в одной кинокомедии? Частично этот дефицит восполнен двумя экранизациями "Мастера и Маргариты", где он сыграл Коровьева и Азазелло. Однако на эстраде, в концертном зале Филиппенко сам хозяин своей судьбы, сам делает выбор. Уже многие годы чтец, мастер художественного слова, с упорством пчелы собирая пыльцу с цветов настоящей литературы, превращает ее в мед актерского искусства, адресованного зрителям.

 

Он держит в памяти рекордные массивы текстов и мог бы, наверное, установить рекорд по непрерывному чтению на память художественной литературы, рекорд, достойный "Книги Гиннесса". Попытаюсь перечислить только прозу: Гоголь, Платонов, Зощенко, Булгаков, Олеша, Кольцов, Солженицын, Коваль, Домбровский, Аксенов, Довлатов, Горенштейн… Для Филиппенко характерна своя "постановка текста" – он подчас действительно небольшими сокращениями делает собственную редакцию и, как сам выражается, "переводит с авторского на зрительский".

 

Мейерхольд говаривал: "У плохого артиста 20-30 штампов, у хорошего – 300!". Последнее – про Филиппенко. Он всегда делает текст своим, но при этом он глубоко проникает в суть читаемого и выражает автора аутентично, выявляя подчас новые возможности текста. Поэтому так ярки и уникальны его прочтения Зощенко, Платонова, Булгакова. В убедительности филиппенковского Довлатова вы можете удостовериться сами: главу из книги "Зона" Александр Филиппенко читал на вечере памяти Довлатова в Берлине в ноябре 2000 года.

 

В кино за артистом установилась репутация яркого представителя "темных" сил". В молодые годы он спел с оркестром все песни Юлия Кима к шекспировской пьесе "Как вам это понравится". И Ким сказал тогда, что Филиппенко для него лучший из возможных шекспировских шутов. Роль актера Филиппенко в нашей жизни – роль воплощенного в нем подлинного шекспировского шута: умного, мудрого, в нужный момент хлесткого – человека со своей позицией и философией. Да, он смешит, и любит смешить, – это он делал всю сознательную жизнь, начиная с команды КВН Физтеха, института, который окончил перед тем, как окончательно уйти в актеры. Но смех, который выбирает Филиппенко, – всегда умный смех, рассчитанный на умного зрителя и слушателя. И слава Богу, что такая публика, как мы видим по концертам Александра Филиппенко, по-прежнему существует.

 

Мы с Александром хорошо знакомы уже 35 лет, и вот накануне юбилея, который он не захотел отмечать публично, провели вместе несколько часов в "Скайпе", предаваясь воспоминаниям. Самые интересные фрагменты этих бесед вокруг разных текстов из репертуара артиста, как и о его ролях в театре и кино я собрал в аудиоколлаж "Час с Филиппенко".

 

Юрий Векслер

 

Елена Сироткина   Источник: радио "Свобода"

культура, искусство, театр, кино, литература, артисты, Александр Филиппенко
Facebook Share
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА