Опубликовано: 28 марта 2015 11:28

О спектакле «Хармс.Мыр» в «Гоголь -центре».

Читая Даниила Хармса, можно ничего не понять и бросить пустое занятие. А можно зацепиться, вчитаться основательно и потом тексты перечитывать. Они становятся многоразовыми, в отличии от понятных авторов, которых достаточно один раз. Режиссер из Петербурга Максим Диденко в Даниила Хармса вчитался, вгляделся и предложил зрителю послушать, посмотреть и подумать о мире Хармса. С попыткой понять, кто такое, этот загадочный «мыр». Максим Диденко работает в мультижанровом стиле. Этот спектакль он поставил «этюдным» методом. Режиссер дал возможность актерам и музыкантам самим себя срежиссировать. Каждый исполнитель вносил свои идеи, их исполнял и, таким образом, объяснил зрителю свою версию - что имел ввиду Хармс. Таким образом режиссер делегировал ответственность со своей творческой совести на актерскую массу творческих совестей, подумавших о творчестве поэта Даниила Хармса. Спектакль стал смелым вкладом в разгадку творчества поэта - парадокса, плохо поддающегося логическому восприятию. Здесь нужно отпустить предрассудки, штампы собственного мышления и понять, что все на самом деле не так, как кажется на первый взгляд. А гораздо проще. Например, как телефон Хармса: Телефон у меня простой — 32—08. Запоминается легко: тридцать два зуба и восемь пальцев.

Актеры на сцене исполняют музыкально - драматическо- пластическо - креативный перфоманс под живую струнную клавишно - духовую музыку. В основу сюжета спектакля легли стихи и рассказы Даниила Хармса. Актеры изображают их средствами драматургии, сценографии, мимики, жестов, вокала, телепатии, вибрации, намеков и всеми остальными средствами передачи того, что у актера есть передать. В постановке не все понятно. Но так создателями и задумано - у Хармса тоже не все понятно. Или всеми понятно по разному. Пересказ своих идей поэт Хармс ведет разорванно, с мысли на мысль нередко перескакивает без предупреждения. И выводы порой делает неожиданные: Я и есть мир. Но мир — это не я. Размышляя по Хармсу, создатели спектакля «Хармс. Мыр» показали плод свободного от предрассудков логики воображения. Зритель, как и читатель Хармса, сначала становится растерянным, пытаясь спасти свою привычную логику. Но потом, чтобы не сломать мозги, догадывается, что логика бывает разной. И то, что было раньше, это был не мир. И есть ли что - нибудь на земле, что имеет значение? И он такой же как вы все только лучше.  И человек кончается там, где кончается его рука. И можно одновременно говорить, а про себя таблицу умножения повторять. И стоит крепко задуматься - зачем же днем спать?

Главным героем спектакля «Хармс. Мыр» является человек Хармс. Он легко узнается если не в первом, в каком - нибудь запасном человеке - их, на всякий случай, на сцене представлено с запасом - каждый неопределенного возраста в нестрогом костюме черно - серо- буро - малинового цвета, в цветных гольфах, без цепочки с черепами, головном уборе типа «шляпа», с усами - бровями. И непременно умеющий летать. Автор детских и взрослых стихов и рассказов Даниил Хармс умел летать. По этому и другим признакам зритель может догадаться, что главный герой спектакля, скорее всего, сам Хармс и есть. А может и не догадаться. Зритель сегодня разный и догадливый себе на уме. Иногда Хармс выступает в одиночестве. Но чаще хором, сольно или а каппельно, конкретно размышляя о чем- то неконкретном. 

Хармсы одинаково бродят по свету и ищут профессора Трубочкина, который должен ответить на все вопросы читателей журнала «Чиж» седьмого номера. У читателей к профессору скопилось столько вопросов, что найти его нужно немедленно. Где этот профессор и чем занимается, точно никто не знает. Его ищут повсюду. Без него человечество зашло в тупик. Он же в это время где - то занимается саморазвитием. Хармс в надежде на профессора свободно ходит по стенам, пользуется окнами вместо дверей и особенно относится к воздушным шарам. С шарами он исполняет интимную песню под скрипичный ансамбль и ударное виа. В спектакле происходят еще и другие события. Однажды жене профессора принесли прах мужа в посылке, и она тщательно пытается удержать в сознании это событие. Но событие по сознанию размазывается и рассыпается на множество картинок, оставив после себя лишь одну четкую картинку - как перед посылкой она пила кофе. Это важная картинка. Точно так же, как и другая - реакция дворника на человека, который спрашивает дорогу на небо. Дворник сделал то, что сделал бы каждый на его месте - спросил на небо билет. Ведь без билета нельзя никуда, даже на небо. А дальше, когда билета не оказалось, дворник правильно плюнул. Что остается делать, когда билета не предъявляют?! Хармс просачивается через щели и двигается во всех пространственных направлениях. На небе у него тоже есть маршруты. Но дело все в кошке. Она тоже умеет летать. Это нужно учитывать, собираясь на небо.

Несчастная кошка порезала лапу, Сидит и ни шагу не может ступить. Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,  Воздушные шарики нужно купить.

Хармс купил шарики. И полетел по небу, соблюдая правила движения. Понимая, что рядом летает удивительная кошка. Зритель видел это все своими глазами. Как и многое другое, что стало заметнее после спектакля. Небо, во всяком случае, стало гораздо просторнее, а Хармс необходимее. Чем был до спектакля «Хармс. Мыр».

Создатели Режиссер: Максим Диденко Художник, художник по свету: Павел Семченко Художники по костюмам: Анисия Кронидова, Павел Семченко Драматург: Константин Федоров Композитор: Иван Кушнир Видео: Илья Шагалов

В спектакле играют Филипп Авдеев Евгения Афонская Андрей Болсунов Игорь Бычков Александр Горчилин Дмитрий Жук Майя Ивашкевич Рита Крон Никита Кукушкин Светлана Мамрешева Риналь Мухаметов Мария Поезжаева Андрей Поляков Александра Ревенко Илья Ромашко Мария Селезнева Михаил Тройник Роман Шмаков Артем Шевченко Ян Гэ Александр Федосюк

Премьера 27,28,29 марта 2015 года

культура искусство театр театр спектакль Хармс. Мыр. Гоголь -центр.
Facebook Share
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА