Опубликовано: 06 мая 2016 21:49

Владимир Этуш: чувство после разгрома фашистов было всеобъемлющим

В мае у народного артиста СССР Владимира Этуша два праздника. Это День рождения 6 мая и День Победы. Фронтовик, всеми любимый артист, педагог в интервью «Парламентской газете» рассказал о войне и тех случайностях, которые формируют судьбу человека. Главное впечатление от разговора было одно: фронтовые будни Владимира Этуша - это готовый сценарий для кинофильма.

 

- Владимир Абрамович, с чего для вас началась Великая Отечественная война?

 

- Ночь на 22 июня 1941 года для меня выдалась весёлой. Вместе с однокурсниками по театральному училищу имени Бориса Щукина отмечали окончание учебного года и отправились гулять. А около 5 часов утра я возвращался домой и вдруг вижу - со стороны Кремля выезжает огромный чёрный автомобиль, на котором ветер треплет флажок со свастикой. Я тогда этой сцене не придал значения, а уже намного позже понял, что стал свидетелем проезда немецкого посла Фридрих-Вернера фон дер Шуленбурга, который до этого вручил Вячеславу Молотову меморандум об объявлении войны. Уже дома мама мне сообщила, что на СССР напала Германия.

 

- Страшно было?

 

- А вы как думаете? Меня затрясло от ужаса. Другая жизнь, в которой мы подчинились правилам, навязанными фашистами, наступила быстро. До отправки на фронт я тушил «зажигалки» на крыше Щукинского училища и рыл противотанковые рвы под Вязьмой. Но с бронью студента театрального училища долго не просидел и в сентябре 1941 года записался добровольцем. Только меня отправили не на фронт, а в школу военных переводчиков в ныне уже не существующий город Ставрополь-на-Волге. А потом по распределению я попал в Северо-Кавказский военный округ. Настоящая война началась для меня именно там.

 

Работу переводчика пришлось по приказу оставить. Дальше Владимир Этуш воевал в ранге заместителя начальника отдела разведки 70-го укрепрайона, оборонявшего Ростов. Потом были бои за Аксай и тяжёлое отступление через Кавказский хребет. С 581-м стрелковым полком будущий народный артист СССР прошёл фронтовой путь от Осетии и Кабарды до Азова. А в 1943 году под Запорожьем случилось тяжёлое ранение: четыре госпиталя, полгода лечения, вторая группа инвалидности и комиссовка. Восстанавливался после ранения уже в Москве. А в 1944 году в старенькой шинельке и с палочкой появился на пороге родного Щукинского училища.

 

- Время на войне идёт быстро?

 

- Оно сжимается. Иногда казалось, что за сутки проходит огромный кусок жизни. Боёв было много. Приходилось и бежать с винтовкой в руках, и командовать пулемётным расчётом, и лежать в обороне в цепи солдат. Однажды в нашем полку один из бойцов получил ранение в лёгкое, у него начался пневмоторакс, он задыхался. Чтобы как-то облегчить страдания, я решил его приподнять, и вдруг его голова падает мне на грудь: попала пуля, которая предназначалась мне.

 

- Как вы вернулись от ужасов войны к искусству?

 

- Я был как бы отчислен из него и не вспоминал. Ко мне и в училище относились как к человеку, который начинает всё заново. Да, был какой-то внутренний барьер, который я преодолевал, - боль и ужасы войны меня долго не отпускали. Но всё-таки я выучился, стал артистом, педагогом, ректором в итоге.

 

- Трогательные моменты в воспоминаниях о военном времени сохранились?

 

- Есть одно. Зима 1943 года. Наши войска перешли в наступление, и целыми днями продолжались серьёзные бои. Я тогда был помощником начальника штаба полка по разведке в Закавказском округе и участвовал в допросе пленного гитлеровца до позднего вечера. Потом была страшная усталость, я вышел на улицу, вдохнул морозный воздух и понял, что хочу только одного - спать. Зашёл в соседнюю избу в нашем лагере и обомлел: немецкие пленные спят вперемешку с нашими командирами! На железной кровати - двое немцев, у них в ногах поперек - наш начальник химслужбы, на полу ничком - начальник полковой разведки, а рядом мерно посапывает ещё один пленный гитлеровец. Законченность картине придавал караульный, который дремал, сидя на табуретке, прислонив автомат к одному из спящих немцев. Словно не было войны и врагов: спали вповалку измученные, усталые люди.

 

- Вы помните, как получили свою первую военную награду?

 

- Это было даже забавно. В 1943 году я должен был получить Орден Красной Звезды. Обычно приятную миссию осуществлял командующий армией или командир дивизии, а награжденных заранее отзывали в тыл километров на 10-15, где поспокойнее. В один из дней несколько человек ордена получили, а я церемонию пропустил, отправили куда-то с заданием. Вернувшись, сразу попал на наблюдательный пункт командира полка, где всё было готово для наступления и обстановка была такая, что я, естественно, ни о каких наградах не спрашивал. Боевые действия уже начались. Все смешалось - разрывы снарядов, вой самолётов… В общем, орден мне подполковник вручал во время атаки, на бегу. Бежит рядом и кричит: «Этуш, забери свой орден! Пока меня не убило или тебя!» И отдал вместе с коробочкой.

 

- Как вы сегодня воспринимаете День Победы - ощущения изменились за 71 год?

 

- Нет, не изменились. Просто сквозь годы пришло осознание многих вещей. Тогда, в мае 1945 года, я был фронтовиком после ранения и долгой реабилитации, а чувство радости от того, что фашисты разгромлены, было всеобъемлющим. Я хорошо помню людей на Красной площади, их ликование и как они были счастливы. Спустя годы, я стал глубже чувствовать ценность Победы, а военные воспоминания не оставляют меня в течение всей жизни.

 

- Праздник Победы 9 мая и день рождения 6 мая вместе отмечаете или разделяете два события?

 

- Бывало за жизнь, что и объединял, а вот во время войны для меня не существовало дней рождения. Возможно, где-то в душе, по молодости, я и сожалел об этом, но не афишировал.

 

- Среди фильмов о войне у вас есть любимые?

 

- Честно вам скажу: современные фильмы о войне я не смотрел, а к советским отношусь с большим уважением и любовью, не выделяя. Но чаще всего я вспоминаю те ленты, которые видел ещё до войны. (Пауза.) Знаете, я и сам немного снимался в кино. (Смеётся.) Да, сейчас мне уже много лет, но я счастлив, что жизнь продолжается, по-прежнему работаю в театре имени Евгения Вахтангова и с удовольствием выхожу на сцену.

 

Беседовала Ксения Редичкина

 

СПРАВКА

 

Владимир Абрамович Этуш родился 6 мая 1922 года в Москве, но датой рождения в паспорте значится 6 мая 1923 года. Сам Владимир Абрамович объясняет это следующим образом: «Тогда в некоторых семьях было принято записывать новорождённого мальчика годом позже. Дескать, придёт время призыва в армию - крепче будет. Так поступили и со мной. И официально я существую с 23-го года». Выпускник Щукинского театрального училища. С 2003 года - художественный руководитель училища. Народный артист СССР. Ветеран Государственного академического Театра им. Евг. Вахтангова. Самая известная кинороль - товарищ Саахов в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», которая вышла в 1966 году.

 

Елена Сироткина   Источник: «Парламентская газета»

культура, искусство, театр, кино, Великая Отечественная война, артисты, Владимир Этуш
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА