Опубликовано: 16 мая 2016 11:47

Г О Л О С А . Галлюциногенная драматическая поэма в четырёх сценах

Геннадий Кагановский

 

Николаю Тютчеву

с пожеланием выздоровления

  

С Ц Е Н А  1.  Комната.

 Б о р и с   (один).

 Какое утро!.. Что случилось?

Вчера был снег. И дождь. И грязь…

И вдруг – сплошное солнце:

на крышах, и в саду,

и в комнате. Пора

все окна распахнуть.

 (Отпирает раму.)

 Прохладно, но тепло

от этого лучистого потока.

Вчера так хмуро было, мерзко.

Мне не хотелось даже

вставать с постели. Ночь

вдруг принесла такую перемену.

Мне чудится – недаром

преобразилось всё:

я вижу в этом знак

преобразить себя,

воспрянуть духом, вспомнить,

как можно жить легко и безмятежно,

забыть все подозренья и боязнь,

отвыкнуть от уничиженья

себя в глазах других и научиться

быть равным всем – от дворника до Бога…

 (Пауза.)

 Как будто солнце утра

вошло мне в кровь

и растеклось по венам.

Я лёг вчера двадцатилетним старцем,

а подымаюсь юным, окрылённым.

Отныне должен я

необходимым стать

всем людям на Земле,

чтоб без меня им жить казалось тошно.

Я должен остроумием блистать,

вонзая молнии направо и налево;

быть в окруженье преданных друзей,

в кольце врагов заклятых.

И девушек искусно завлекать –

смешливым равнодушием коварным,

вниманием случайным. Ведь во мне

клокочет столько непочатой ласки.

Мне кажется, теперь

не пропущу я мимо ни одной юбчонки, буду

искренно влюблён во многих сразу…

Что за наважденье?!

Я перед сном вчера решал задачу

за шахматной доской –

за этой вот доской: в три хода мат;

но не сумел решить и лёг.

И что сейчас я вижу?

Король стоит под шахом,

нет поля отступать,

и нет защиты. Мат!..

Здесь ночью кто-то был!

Но двери заперты.

Окно закрыто было тоже.

Пожалуй, я забыл –

задумался и не заметил,

как короля припёр… Но нет,

я помню, не решил задачу.

Здесь ночью кто-то был!

Вот радость привалила!

Кто был – возможно, и сейчас

со мною здесь. И значит,

не одинок я!

(Смотрит под кровать и по углам.)

Но где же он? Или она?

Ведь двери и окно закрыты были.

Он не мог уйти.

Где ты? Откликнись!

Почему таишься?

Я рад тебе, поверь.

Явись сюда. Сыграем

в шахматы – ты, кажется, любитель.

Явись. Я угощу тебя арахисом и чаем.

(Глядится в зеркало.)

Что за лицо?

Признайся, это ты?

Нет – я. Да – я.

(Трогает зеркало.)

Ведь зеркало…

(К окну.)

Ах, утро! Золотое утро!

Вокруг такая благодать, а у меня в душе

сцепились будто змеи,

шипят и давят…

Г о л о с   (за спиной  Б о р и с а ).  Шипят и давят…

Б о р и с   (живо обернулся). Кто здесь?..

Не измывайся над моим терпеньем.

Куда ты спрятался?

Ну что ж, плевать.

Не хочешь – шут с тобой.

Ослышался, наверно.

А может, это эхо. “Шипят и давят”.

Утро! Солнечное утро! Забыть

тоску и одинокость,

довериться людской любви,

воспрянуть духом…

Г о л о с .  Воспрянуть духом…

Б о р и с .  Снова! Кто здесь?

Г о л о с .  Кто здесь?..

Б о р и с   (оглядывает комнату).  Ну нет!

Терпенья моего тебе не извести.

Посмотрим – кто кого. Я буду ждать.

(Садится.)

Не знаю, почему

ты от меня таишься.

Ты друг мне или враг – я рад тебе,

мой гость. Откройся, снизойди…

Ни друга, ни подруги. Был раньше друг.

Оставил – прельстился женщиной.

Но он не виноват. А я?..

Меня как будто воскресило:

вот это утро – солнце, небо.

Я растворюсь в весенней этой сини.

И вновь возникну –

другим, совсем другим возникну:

весёлым, юным, озорным,

красивым, пылким…

Г о л о с   (прерывая).  Выродок несчастный!

Куда? Куда ты прёшься?

Ты проклят! Проклят навсегда! И на колени

станешь, и космы будешь рвать, и слёзы лить –

напрасно всё… Ты проклят!

Б о р и с   пытается поймать руками   Г о л о с   и задушить его,

потом зажимает себе ладонями уши, бросается ничком

на постель, стонет.

З а н а в е с.

 

С Ц Е Н А  2.  Уголок закусочной.

Входят  Б о р и с  и  В и к т о р.

В и к т о р .  Садись, дружище.

Вот так да! Не чаял, не гадал

и встретил. Где? В общественной уборной!..

Признаться, я тебя частенько

поминал, а навестить – не соберусь.

Семья, работа… А ты? Ты почему

ко мне не кажешь носа?

Когда увидишь ты наследницу мою,

ты станешь частым гостем

в нашем доме… Но что с тобой?

Ты зелен и угрюм.

И взгляда избегаешь. Ответь.

Б о р и с .  Со мной беда…

В и к т о р .  Что за беда? Я выручить готов.

Б о р и с .  Нет, ты не в силах.

В и к т о р .  Чудак же ты! Ты был всегда таким.

Всё сам да сам. Не веришь в помощь друга.

Скажи, что за беда?

Б о р и с .  Я болен.

В и к т о р  (шутя).  Что?..

Уж не с ума ли спятил?

Б о р и с .  Точно так… Почти…

В и к т о р .  Вот, братец, удружил. А что врачи?

Б о р и с .  Я не ходил к врачам.

В и к т о р .  А может, нет болезни?

Ты сам себе внушил,

ты мнителен с пелёнок.

Б о р и с .  Нет, болен я.

В и к т о р .  Ты расскажи подробней –

в чём боль?

Б о р и с .  Нет боли. Тяжесть есть.

Груз на душе. И голоса…

В и к т о р .  Какие голоса?

Г о л о с  1-й .  Какие?

Г о л о с  2-й .  Дурак!

Г о л о с  3-й .  Бесполая скотина!

Б о р и с .  Я одинок. Ни близких, ни друзей.

Я сам себе и родственник, и друг,

и просто собеседник. Представь же,

как самовлюблён, саморевнив я,

и до чего же я опротивел сам себе.

Я весь как сжатая пружина,

которой никогда не развернуться.

Мешает что-то мне

собраться с силами, искать разумный выход.

Цепенеет мысль.

Я скоро стану идиотом.

Проклятье тяготеет надо мной.

Проклятье мира…

Выть! Затравленным матёрым волком –

выть! Шакалом плакать! – Не поможет…

Тревога тайная гнездится.

Сосёт, щекочет, к сердцу жмёт.

Предчувствия меня одолевают:

всё полно для меня значенья –

значенья страшного, угрозы.

Все вещи – символы.

Всё – предзнаменованье.

Апатии я предан –

расслаблены и мускулы, и мысли…

И нет прибежища мне от меча Дамокла.

Даже книги вселяют ужас – будто

зависаю над бездной роковой,

вдали от мира, и никто

не видит и не выручит…

Воображенья дебри, мир фантазий –

диктуют мне и искажают явь. Я слышу

голоса, которых нет в помине.

Иду по улице – все надо мной смеются.

И оскорбляют. И хотят поймать.

Надменны все. Все смотрят свысока,

чванливо и со спесью,

гнушаются моим соседством,

плюют мне под ноги…

В и к т о р .  Зачем ты так? Опомнись!

Г о л о с  4-й .  Дитя презренное! И в гроб сойдёшь младенцем…

Б о р и с .  Внимательно вглядись в мое лицо. Скажи –

в нём явны детские черты и выраженье? Слишком

похож на кнопку нос – скажи?!

В и к т о р .  Ты что городишь? На какую кнопку?

Лицо как всякое лицо…

Б о р и с .  Ты на меня глядишь

и будто бы пронзаешь

чем-то острым. Больно.

Г о л о с  5-й .  Молодой, а старый!

Б о р и с .  Я не могу, когда в глаза мне смотрят…

И сам – в глаза боюсь взглянуть:

и другу, и чужому.

Я словно в чём-то виноват,

заискиваю перед всеми

и спорить не решаюсь –

как будто я не прав во всём

и непременно круглым дураком

меня сочтут.

В и к т о р .  Я понял всю беду и представляю –

тебе отвлечься надо.

Найди занятье по душе.

Не избегай людей.

Крепись и верь в успех.

И не мешало б вспомнить

спортивную закалку…

Г о л о с   В и к т о р а .  Как мне избавиться?

Зачем тебя я встретил?

О сгинь, несчастный, с глаз долой!

Пигмей, уйди с пути Титанов!

И посягать не смей

на дружбу с ними, позабудь надежду…

Г о л о с   6-й . Злой, а добрый!

Г о л о с   В и к т о р а .  Болван, ты здесь ещё? Исчезни,

шут земли и неба! Рассыпься в прах…

Б о р и с  зажимает уши ладонями, облокачивается на стол.

В и к т о р  (встаёт). Прости,

но дома ждут меня. Ты заходи

ко мне, ты адрес знаешь.

А главное, найди занятье

и верь в успех… Ты слышишь?

Б о р и с  не отвечает.  В и к т о р  уходит. (Пауза.)

Б о р и с  (не подымая головы). Занятье по душе.

Я не настолько глуп, чтоб не искать его.

Но если нет наклонности крутой

ни к одному занятью в мире...

Привязанности нет

ни к людям, ни к земле, ни к небу.

Ничто не дорого, и ни к чему

нет интереса, страсти и влеченья –

что делать, если так?

(К зрителям.)

Что делать мне?!

Г о л о с а .  Мерзавец… Гнус…

Б о р и с .  Ни одного таланта

я не нашел в себе. Я серый

человек, безликий и бездарный.

Ни в ремесле любом, ни в музе и искусствах –

я слова не могу замолвить.

К наукам тоже тяги нет…

Желанье просто жить!

Но созерцанье мира без участья –

мне тяжко, и к тому же:

висит над праздными людьми

забота о насущном хлебе.

Г о л о с   7-й .  Отчаянья полна твоя душа.

Хмельная чаша жизни…

Она тебя жестоко обошла –

досталась всем по кругу,

и только ты наказан, только ты.

И жаждущие губы

едва удерживают стон,

зовут целительную влагу…

Б о р и с .  О, что за дивный голос?!

Г о л о с   7-й  (продолжает).  Не сетуй, не отчаивайся, брат.

Сестра я наречённая твоя.

Я вызволю тебя от всех напастей. Иди

за мной, куда я укажу.

Тебя там ждёт подруга –

вы с ней обручены заочно…

Встань, ободрись.

(Б о р и с   встаёт.)

За мною следуй…

(Б о р и с   делает нерешительный шаг.)

Ну, смелей!

(Б о р и с   повинуется.)

Зовёт тебя невеста – Юнна.

Она поймёт тебя, залечит

твои недуги, язвы, сплин.

Страданье обернётся наслажденьем.

З а н а в е с.

 

С Ц Е Н А   3. Лестничная площадка.

Появляется   Б о р и с.

 Г о л о с   7-й.  Вот дверь её. Звони.

Желаю счастья. До свиданья.

Б о р и с .  Не знаю, что со мной. Туман

застлал глаза и разум.

В груди биенье тысячи сердец.

Меня от этой двери

как будто тянут за полу, и кто-то

к ней толкает.

Ты слышишь, дивный Голос?!

Хочу тебе я верить – не смею. Ничего

не жду за тем порогом.

Но если отступлю, вся жизнь

укором будет, насмешкой вечной:

быть в трёх шагах от счастья –

вот потеха! –

и стать к нему спиной?!

Г о л о с   8-й  (как будто из-за двери).  Любимый мой!

Я жду. Поверь в меня. Я Юнна,

невеста юная твоя.

Войди ко мне, я приголублю,

от беспокойства исцелю.

Тебе легко со мною станет,

в глаза вольётся чистый свет,

и мир увидишь, озарённый

чудесным смыслом и мечтой,

вздохнёшь свободно полной грудью,

гнёт тяжкий с плеч твоих падёт,

узнаешь ты, что есть на свете

долина счастья – есть любовь…

Я жду тебя. Поверь. Я Юнна…

(Б о р и с   нажимает кнопку звонка.)

Пауза. Дверь открывает  М у ж ч и н а.

М у ж ч и н а .  Кого вам надо?

Б о р и с .  Мне к Юнне. Ждёт она меня.

М у ж ч и н а .  Здесь нет таких. Фамилию скажите.

Г о л о с   8-й.  Войди, любимый.

Б о р и с .  Вы слышите? Она зовёт. (Пытается войти.)

М у ж ч и н а .  Куда? Напился, что ли?

Г о л о с   8-й.  Войди. Я жду.

Б о р и с .  Зовёт она… (Хочет отстранить  М у ж ч и н у .)

М у ж ч и н а .  Болван, куда? (Бьёт   Б о р и с а   кулаком в лицо.)

Г о л о с   8-й.  Ты разлюбил меня. Зачем ты медлишь?

Б о р и с  (опять к двери).  Пустите. Умоляю вас…

Выглядывают   с о с е д и .

С о с е д .  Скрутить его, бандюгу.

С о с е д к а .  Наглеет молодёжь.

Б о р и с .  Пустите же!

(М у ж ч и н а   с   С о с е д о м  заламывают ему руки

за спину, валят на пол.)

С о с е д   (С о с е д к е).  В милицию звоните. Пускай наряд…

Б о р и с .  Что делаете?! Юнна, где ты?! Молчишь?! Спасти

не хочешь?!

М у ж ч и н а .  Он тронутый… Не нужно в милицию…

Врача сюда…

С о с е д к а .  Я позвоню.

Б о р и с .  За что глумитесь надо мной?

Освободите руки! Я не буйный.

(Ему отпускают руки.)

Добром я к вам, а вы – злодейством.

(Хочет уйти, но   С о с е д   ставит его лицом в угол.)

С о с е д .  Не норови уйти. Придётся

упечь тебя в казённый дом.

Там всё к твоим услугам –

и Юнна там, и сам Наполеон.

М у ж ч и н а .  А я сперва не понял.

В сердцах и руку приложил.

Г о л о с   9-й.  Его повесить надо, подлеца.

Г о л о с   10-й.  Зачем? Мы лучше сбросим

из нашего окна.

Г о л о с   9-й.  А вдруг не разобьётся?

Пятнадцатый этаж – не так уж высоко.

Г о л о с   11-й.  Надёжнее всего – расстрел.

Г о л о с   10-й.  Кто – за? Проголосуем.

В с е   Г о л о с а.  Расстрел. Расстрел. Расстрел.

Б о р и с  (себе).  Конец пришёл всему.

Спокойно. Стисни зубы.

Мне в спину дула чёрные глядят.

Осмыслить не дано:

мне жаль или не жаль…

В с е  Г о л о с а . Расстрел! Расстрел! Расстрел!

Б о р и с  (резко обернувшись). За что? За что? За что?

Входят  л ю д и  в  б е л о м , уводят  Б о р и с а.

З а н а в е с.

 

С Ц Е Н А   4.  Больница.

Б о р и с   (за решётчатой дверью из рифлёной арматуры).

Я думал, мир – гармония и диво;

всем счастье равное, всё справедливо…

Гостеприимный Жёлтый Дом. Мой бред

нашёл приют и крышу,

смирительные стены и замки

и – за решёткой – новую свободу.

Я пережил расстрел

и в бездну падал,

мне голову хотели отвинтить.

И много раз – и завтра, и вовеки –

я осуждён встречать такую смерть,

и возрождаться вновь,

и снова гибнуть…

Мне душу жжёт клеймо проклятья.

Вся вековая боль Земли

в моём воспламенилась сердце.

Хочу – помимо этих стен

пускай меня услышат люди…

Вы слышите мой вопль,

последыши Адама?!

Мои потомки в тысячах колен!

Не за себя – за всех отверженных,

за обречённых всех,

за пепел войн, тиранства, гнёта,

за жертвы лжи и нищеты,

за обессиленных старейшин –

я подымаю Знамя!..

Какая дикая вина

могла навлечь на нас все беды?

Мы в муках рождены и умираем в муках,

и путь от люльки до креста

лежит по раскалённым углям.

Но если жизнь – лишь маета,

и если вне пути земного

нет жизни нам –

разумней сгинуть,

не ждать, когда придёт черёд!..

Я как слепой – простёр

в пространство руки.

Опоры ли ищу? Или примет пути?

Я откровенья жду,

чудесного прозренья.

Нарядная весна меня на волю манит.

Какое утро там… Как пахнет

клейкою листвой! Как молод-зелен мир!

И как ликуют птицы!..

Бывает миг – и озаряет

меня волшебно-синий свет,

я упиваюсь обновленьем

и верю в гений человека:

ему повиноваться будут

законы вечные Земли

и Солнечного окруженья.

Факир невиданный, кудесник,

он обращать сумеет вспять

теченье жизни – смогут старцы

вернуться снова к юным дням.

Он обезвредит зло, болезни,

он победит и смерть

и воцарит повсюду

Свет, Разум, Красоту и Счастье!..

Я радуюсь, мечтаю, верю. Но вдруг

надсадный гром!

И тьма меня сжимает,

и травят вновь меня

все горести – мои и вселюдские –

и с ужасом я жду:

какое-то космическое тело

с Землёй столкнётся,

будет тлен и прах;

плоды науки, опыта, дерзаний –

всё канет в бездну;

и никогда никто не будет знать –

была Земля иль не было Земли…

О Вечность! ЧТО таишь в себе?

(Пауза.)

Устала голова. Мне тяжко.

Тяжко мне.

И многим, многим, многим!

Мне тяжело за всех.

(Внезапно вцепляется в прутья двери.)

О люди!

Будьте милосердны.

Терзанья моего не обходите.

Молю вас – излечите:

от одиночества, от голосов,

от ужасов, от смерти!..

Я проклят Богом.  Проклят без вины.

Причина в чём? Не верю я причинам –

ведь у причины нет причин…

Как голова устала.

(Пауза.)

Решал задачу я за шахматной доской.

Но кто-то мне объ…

Г о л о с а   (хором).  ШАХ и МАТ!!!

Б о р и с .  Да. Мне объявлен шах и мат…

З а н а в е с .

 

Москва, 7 апреля – 21 мая 1961.

ОТ АВТОРА. Публикуя эту поэму спустя 36 лет по её написании, я решил (не без колебаний) сохранить в тексте полное имя её адресата. Я знал Колю Тютчева по совместной учёбе в конце 1950-х годов в одном из московских техникумов. Из-за болезни он не смог закончить учёбу, но наше знакомство продолжилось: он заходил ко мне домой на Большую Якиманку, мы не раз прогуливались вдвоём, и он раскрывал мне свою терзаемую душу. Одно время он работал в книжном магазине на Колхозной площади, но вынужден был уйти и оттуда. Потом он вовсе исчез, и с тех пор я ничего о нём не слышал… Теперь, быть может, откликнется?  (1997.)

культура искусство театр театр
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА